Как создать макет для печати
Перейти к содержимому

Как создать макет для печати

  • автор:

Программы для вёрстки макетов

Выбирать программу для вёрстки макета нужно, отталкиваясь от вашей задачи. Вам нужно будет определиться с технологиями печати и проанализировать свой дизайн, чтобы определиться, может выбранная программа подойти для этого макета или нет. Давайте рассмотрим основные:

◾️ ILLUSTRATOR . Универсальный инструмент, в котором вы можете сверстать макет для любой полиграфии и упаковки и сохранить его в удобном для типографии формате. Это векторная программа, поэтому вы сможете подготовить в ней к печати как полиграфию, так и развёртки упаковки, контуры для надсечки (если, например, готовите макет стикерпака) и многое другое.

Иллюстратор в том числе подходит для вёрстки многостраничных печатных изданий, но с таким видом полиграфии работать может быть не очень удобно.

◾️ INDESIGN . Программа, предназначенная специально для подготовки макетов к печати. В Индизайне удобнее работать с многостраничными изданиями, но вы также можете сверстать в нём и листовую полиграфию.

◾️ COREL DRAW . Подходит для работы с макетами, и раньше почти все типографии работали в именно в кореле. Сейчас эта практика меняется, поэтому запомните несколько важных правил, если вам нравится работать именно в этой программе:

— уточните у вашей типографии, принимают ли они файлы в формате .cdr или нужно сохранить в каком-то другом формате (например, в .pdf или .eps).
— если типография принимает (то есть, может открыть) файлы в .cdr, уточните у них, в какой версии программы лучше сохранить файл, чтобы он открылся без искажений. Часто в типографиях стоят более старые версии программы, поэтому сохранение в новой может повлечь неприятные сюрпризы при открытии файла, которые вы увидите только в отпечатанном тираже.

◾️ PHOTOSHOP . Подходит для подготовки макетов, но не для всех технологий печати. В частности, вы не сможете подготовить в фотошопе макет развёртки для упаковки или для контурной резки (или надсечки), так как для них нужен векторный контур, а фш — это растровая программа.

Фотошоп подойдёт, чтобы сверстать макет для цифровой/офсетной печати без постпечатной обработки (печати лаком, фольгой, контурной резки, вырубки штампами, флокирования и других технологий, макет для которых нужен в векторе).

Универсальный совет: прежде, чем готовить макет в фш, уточните у типографии, подойдёт ли растровый файл для вашего дизайна и (особенно) технического задания на печать.

◾️ FIGMA . Самый спорный инструмент. Фигма была создана, как программа для веб-дизайна. В ней очень удобно сверстать страницу сайта, ленту, сторис и баннеры для соц.сетей, и другие электронные макеты. Но для подготовки макета в печать типографии (и принт-менеджеры) не рекомендуют её использовать. При выгрузке макета из Figma (и открытии его в типографии) есть высокий риск, что «поедут» цвета, потеряются какие-то элементы, не откроются шрифты и так далее.

Если вы хотите работат в Figma, делайте это исключительно по согласованию с вашей типографией. Если они готовы принять такие файлы в печать. И если готовы, обязательно сверьте, как макет открылся у них, сделайте цветопробу, чтобы проверить, что в печати цвет выходит так, как задумано.

◾️ CANVA не подходит для предпечатной подготовки (что бы она не обещала у себя на сайте). В своей практике я ни разу не встречала макета из Канвы, который бы не пришлось с ноля пересобирать в другой программе, чтобы результат в печати был достаточно хорошим.

Мой личный опыт: мне удобнее всего было работать в иллюстраторе. Он закрывал для меня 100% задач и потребности в других программах у меня не возникало. Но я практически не готовила макеты для многостраничных изданий и не работала с книгами. Для таких изданий я бы установила Indesign.

Макеты и шаблоны модуля «Печать»

Шаблоны содержат макеты для печати фотографий, включая любые наложения текста и настройки заданий печати. Панель «Обозреватель шаблонов» в Lightroom Classic в модуле «Печать» содержит готовые шаблоны для общих задач, таких как создание индексных отпечатков. На панели «Обозреватель шаблонов» также отображается список сохраненных пользовательских шаблонов. При наведении курсора на имя на панели «Обозреватель шаблонов» макет страницы отображается на панель «Предварительный просмотр» в верхней части левого столбца. При нажатии на имя шаблона в рабочей области отображается предварительный просмотр выбранных фотографий. Предварительный просмотр обновляется при выборе другого шаблона или при выборе различных параметров печати, например, при добавлении наложения текста.

Lightroom Classic предлагает три типа шаблонов макета:

  • Шаблон «Одно изображение/индексный отпечаток» позволяет печатать одну или несколько фотографий одинакового размера в различных конфигурациях, например, на двойной поздравительной открытке.
  • Шаблон «Пакет изображений» позволяет печатать одну фотографию различных размеров, например, для школьных фотографий и свадебных портретов.
  • Шаблон «Пользовательский пакет» позволяет печатать различные фотографии различных размеров в любой конфигурации.

Все шаблоны имеют ячейки изображений для хранения фотографий и информации о полях. При указании параметров наложения шаблон может также содержать текстовые области. Ячейки и поля изображения в масштабе шаблона соответствуют размеру бумаги, который вы укажете.

Параметры задания печати, включая формат бумаги и принтер, также сохраняются в шаблоне печати.

Можно создать новые шаблоны, изменив настройки существующих шаблонов. Выберите шаблон, используйте элементы управления на правой панели, укажите размер бумаги и параметры принтера на панели инструментов, а затем добавьте пользовательский шаблон. Ячейки изображений в шаблоне можно также изменить, перетащив направляющие полей или границы ячеек. Изменения параметров макета, наложения и спецификации заданий печати можно сохранить как пользовательский шаблон.

Как подготовить макет для печати полиграфической продукции?

О капризности сотрудников типографий и полиграфий ходят настоящие легенды: дескать, и то им не так, и это не на своем месте… Тут шрифт мелкий, тут разрешение низкое. Придираются, короче говоря!

Но на самом деле, все эти капризы при оформлении заказа только во благо. Если, конечно, заказчик хочет получить готовый продукт таким, каким видел его на экране своего компьютера.

Можно представить, что допечатная подготовка своего макета — это целая наука. На самом деле речь идет о простом выполнении ряда необходимых требований, которые предъявляют типографии, полиграфии к макетам заказчика. Если вы хотя бы немного знакомы с технической стороной печатного процесса, то справится с этим священнодействием вам вполне по силам.

Чем тщательнее сделана подготовка дизайн-макета, тем больше экономится время и сроки изготовления в процессе производства. Учитывайте, что печатать с подготовленного макета в разы дешевле.

Чтобы процесс реализации фантазий вашего дизайнера на бумагу прошел без сучка и задоринки, макет необходимо подготовить в соответствии с четкими требованиями.

Благо, этих требований не так много и они с легкостью выполнимы. Настоятельно рекомендую ознакомиться с ними заранее, чтобы сэкономить свое время и нервы.

Последующие приведенные рекомендации помогут Вам подготовить макет в печать.

Основы препресса: макет, общение с типографией и этапы подготовки

Препресс — это подготовка макета к печати. В его рамках надо изучить требования типографии, разобраться с форматом изображения и цветовыми моделями. В принципе, это необязательно, потому что в мастерской подскажут, если что не так. Но чтобы не тратить время на исправление ошибок, лучше углубиться в основы допечатной подготовки.

Статья получилось тезисной, с примерами и практическими рекомендациями.

В чем важность допечатной подготовки дизайна

Подготовка нужна для любого материала: баннеров, этикеток, флаеров, плакатов и пр. Она помогает сократить время на переделку и получить тот результат, который вы ожидаете при переводе цифрового макета на бумагу.

В рамках препресса необходимо:

  • изготовить цветопробу и сделать цветокоррекцию макета;
  • выбрать материал, на котором будете печатать;
  • подобрать читаемый шрифт и разбить его на кривые;
  • провести художественную и техническую ретушь, чтобы устранить недостатки макета;
  • выполнить треппинг — убрать дефекты, которые возникают из-за соприкосновения красок в ходе печати;
  • сделать правильную верстку.

Для примера сравните две визитки: текст не меняется, но правый вариант считывается быстрее. Верстка сделана логично: крупными буквами написаны имя и фамилия, менее крупными — специальность, далее идут контакты и формы сотрудничества. Вся информация считывается блоками слева направо.

Цифровая типография «Медуза-студио». Скриншот с сайта

Готовим макет и техническое задание

Допечатная подготовка макета в полиграфии — целая наука. Поэтому мы расскажем лишь коротко, чем отличаются типы печати и форматы, какие требования есть к макету и в каких программах его лучше собирать.

Выбираем изделие для печати

Печатать можно на:

Табличка из пластика. Источник: rpk-reklamir.ru

  • холсте — фотопортреты на стену, декоративное панно, репродукции;
  • текстиле — флаги, футболки, кепки;
  • металле и пластике — таблички, элементы интерьера, уличная реклама, сувениры;
  • изделиях из стекла, керамики — посуда, интерьерный декор, фартук для кухни.

Бумага может быть газетной, офсетной и мелованной. Последняя более плотная, ее используют для календарей и каталогов. По фактуре бывает тисненой, шероховатой или гладкой, а по типу поверхности — глянцевой или матовой.

Выбирая типографию, смотрите на условия, которые она предлагает. Крупные агентства часто отказываются печатать малый тираж, а небольшие, напротив, легко соглашаются. Учтите также, что стоимость печати одного экземпляра в малом тираже будет выше, чем при заказе крупного. Большой тираж начинается от 500-1000 экземпляров.

Разбираемся с видами печати

Всего два основных вида:

  1. Цифровая. По технологии печати напоминает домашний струйный принтер: изображение переносится из электронного файла на бумагу. Подходит для выпуска небольшого тиража полиграфической продукции — сотни визиток, флаеров или маленького сборника рассказов. Достоинство цифровой печати в том, что коррективы в макеты можно внести на любом этапе.
  2. Офсетная. Краска наносится на материал не напрямую. Полноцветный макет делят на четыре отдельных цвета, которые отправляются в печатные формы и далее наносятся через специальные цилиндры. Поэтому внести быстро коррективы в макет не получится — нужно готовить заново оборудование. Офсетный вид подходит для печати крупного тиража (от 1 тыс. единиц): журналов, книг, открыток, листовок, газет. Он стоит дороже цифровой печати.

В целом, для любой продукции характерно правило: чем больше тираж, тем дешевле один экземпляр.

Цифровая & офсетная печать. Источник: baltprints.ru и tocrypto.ru

Есть и другие разновидности печати:

Флексография & шелкография. Источник: технолайн-вн.рф и vector-flex.ru

  • сублимация — нанесение краски на ткань;
  • тампопечать — печать изображения на нестандартной поверхности (ручки, брелоки, зажигалки);
  • широкоформатная печать — для наружной рекламы;
  • УФ-печать — подходит для любого материала (стекла, ткани, дерева, пластмассы), считается самым долговечным и экологичным вариантом, но печать обойдется дороже офсетной и цифровой;
  • флексография — используют для изготовления бирок, наклеек, чайных пакетиков и этикеток, затраты на краску меньше, чем при цифровой печати;
  • шелкография — нанесение картинки на синтетические, керамические и стеклянные материалы.
Изучаем типы графики

Дизайнеры работают с одним из видов графики — растровой или векторной. В чем их отличия:

Слева — векторная графика, справа — растровая. Источник: Дзен-канал Турболого: Дизайн и Бизнес

  • Вектор — это совокупность линий, точек и кривых, и даже если их масштабировать, они останутся четкими.
  • Растр — это мозаика из пикселей, поэтому при масштабировании картинка становится размытой и зернистой.

Растровая правдоподобно отражает оттенки и тени, в векторной графике сложнее добиться эффекта качественной фотографии. Однако крупноформатные тиражи лучше делать с использованием векторной — это постеры, плакаты, баннеры. Причина в том, что макеты можно масштабировать без потери качества, а размеры файла не увеличиваются настолько, чтобы тормозить компьютер. Если же вы планируете сложную иллюстрацию с мелкими деталями и цветовыми переходами, выбирайте растровый тип.

Растровая & векторная графика. Источник: Chad Montano, unsplash.com и Khaula Annasya, pinterest.com

Работаем с цветом и цветопробами

Главная сложность при печати в том, что краска на материале расплывается. Поэтому ровные и аккуратные линии, которые вы видели прежде на макете, превратятся в размытые. Цветокоррекция позволяет отрегулировать оттенки таким образом, чтобы они лучше воспринимались человеческим глазом, а также помогает контуру не расплыться.

Автор: letohin. Источник: Prophotos.ru на ЖЖ (www.livejournal.com)

На основных этапах допечатной подготовки изображений выбирают цветовую палитру CMYK, потому что в типографии работают именно с ней. Каждый оттенок — это комбинация четырех разных цветов: Cyan (голубой), Magenta (пурпурный), Yellow (желтый) и Key (черный).

Стоит придерживаться правил:

  • лучше сразу работать в программах, в которых встроена палитра CMYK — например, Photoshop или Illustrator;
  • изображение должно быть с разрешением не менее 300 точек на дюйм (DPI);
  • используйте цветовые профили согласно выбранному типу печати — допустим, если печатать флаер на матовой бумаге, то и профиль должен соответствовать этой бумаге.

С палитрой RGB можно работать, если будете печатать в типографии на цифровом принтере. Но это скорее исключение.

Экран компьютера по-другому передает цвета. Чтобы посмотреть, как материал будет выглядеть на выходе из типографии, проводят цветопробу — распечатывают фрагмент будущего тиража. Если проявятся недостатки, их можно будет тут же скорректировать на компьютере.

Помните, что изображение на экране выглядит ярче. Чтобы сразу подогнать цвет под тот, который вы хотите видеть при печати, запросите в типографии цветовой профиль ICC — это файл, в котором указано, как конкретное устройство передает цвет.

Определяемся с форматом

Стандартные графические форматы типа JPEG или PNG подходят не для всей полиграфии. К тому же их нужно сохранять без сжатия, чтобы не потерять качество изображения.

Обозначим другие форматы:

  • PDF — подойдет для сохранения макетов журналов, книг, каталогов, т.е. многостраничной продукции.
  • AI, CDR, EPS, PSD — форматы программ CorelDRAW, Illustrator, Photoshop, в которых часто делают визитки, брошюры, упаковки.
  • TIFF — распространенный вариант для сохранения растровых макетов.

PDF универсален, подойдет для векторных изображений и комбинированных — когда, например, текст сделан в векторном формате, а на фоне растровая картинка.

Правило по умолчанию: для типографии сохраняйте макет в отдельный файл. Например, если это многостраничная продукция, то каждая страница должна быть на отдельном листе, иначе в типографии запутаются.

Если говорить про полиграфические форматы, вот вам небольшая шпаргалка:

Источник: Фотобанк от triptonkosti.ru

А это пример форматов для сублимации, когда нужно нанести изображение на футболки:

Источник: Фотобанк от triptonkosti.ru

Не забываем про зону безопасности и выпуск под обрез

При разработке макета обязательно оставляют место для припусков или выпусков — это подстраховка. В типографиях установлены промышленные ножи, и они нарезает не по одному экземпляру, а сразу целые стопки. В процессе какие-то листы могут съехать, поэтому в макете заранее обозначают две линии:

  • обрезную — чтобы по ней делать срез;
  • линию безопасности — внутри этой зоны размещают текст и важную информацию, и за ее пределы нельзя ничего выносить.

Есть еще понятие «вылетов» — это поле с фоновым изображением, которое выходит за пределы обрезной линии. Типовой размер для листовой полиграфии — 3 мм, для многополосной — 5 мм. Если не делать вылеты, то после резки по краям могут остаться белые полосы.

Источник: фотобанк от triptonkosti.ru

Учитываем особенности шрифтов текста

Все шрифты нужно переводить в кривые. По сути, это будет векторная картинка. При создании макета можно написать текст стандартным шрифтом, но на завершающем этапе обязательно скривите его. Например, в Corel Draw это делается комбинацией клавиш CTRL+Q.

Переводить шрифт в кривые нужно, чтобы при подготовке печатных форм текст не слетал. После его можно передвигать как картинку — растягивать, уменьшать, и он не потеряет в качестве.

Источник: Дзен-канал «Препресс для всех»

Однако отредактировать шрифт, переведенный в кривые, не получится. Поэтому если вы печатаете каталог или книгу, приложите в типографию шаблон шрифта на всякий случай.

Выбираем отделку

На завершающей стадии препресса может быть заказана дополнительная обработка — отделка, которая добавит изделию оригинальности. Выбор зависит от продукции, материала и поверхности.

  • Тиснение, которое подразумевает нанесение рельефного текста или элементов. Его используют на сувенирах, упаковках, обложках книг. Одна из разновидностей тиснения — конгрев, когда часть изображения как бы приподнимается над поверхностью, что добавляет визуальный объем.

Пример тиснения и конгрева. Источник: Открытки на indigo-best.ru

  • Лакирование — это нанесение лака. Он может быть матовым, глянцевым или с блестками. Можно покрыть поверхность всего изделия или только его часть.

Пример лакирования. Источник: 2K Agency, www.2k-a.ru

Скачиваем программы, которые помогут с версткой и подготовкой

Допечатную подготовку логотипа, баннера, брошюры и другой продукции делают в графических редакторах.

  • Adobe Illustrator. В нем можно создавать иллюстрации, логотипы, инфографику. Программа ориентирована на векторную графику. Для многостраничных макетов Illustrator не годится — не получится сделать форматирование страниц единообразным.
  • CorelDRAW. Практически брат-близнец Illustrator, который также предназначен для работы с векторными изображениями. Но в отличие от программы Adobe, в CorelDRAW можно сделать крупные макеты, например билборд на 5-6 метров.
  • Adobe Photoshop. Подходит для разработки макета упаковки, флаеров, визиток, обложек и одностраничной полиграфии. Программа предназначена для растровых изображений, хотя инструменты векторной графики здесь тоже можно найти.

На сайтах крупных типографий встроены конструкторы макетов, например, как здесь. Картинки и текст можно набросать онлайн. Но этот способ подойдет скорее для создания простеньких макетов, всё же в графических редакторах больше возможностей.

Этапы работы: как соблюсти все требования типографии

Сначала надо выбрать тип печати — будет это офсет, цифровая печать или шелкография. Также надо определиться с тиражом.

После попросите у типографии требования к макетам, иногда они уже висят на сайтах. Для визиток, баннеров, брошюр и пр. правила оформления могут отличаться. Некоторые требования неизменны, например выбор цветовой палитры CMYK. Можно также уточнить, какой графический редактор предпочитают в типографии, чтобы при необходимости сотрудники могли внести правки в макет.

Изучаем требования типографии

В перечне требований будет указано, в каком формате прислать макет, нужно ли переводить шрифт в кривые (в некоторых типографиях разрешают оставлять без изменений, хотя подобное редкость) и какую цветовую модель использовать.

  • требования к отделке — тиснению, фольгированию и пр.;
  • как располагать текст относительно обрезной линии;
  • вылеты под обрез и припуски;
  • разрешение фона, картинок, текста;
  • куда прислать макет.

Типографии могут размещать требования на официальных сайтах:

Типография ЦМИК г. Ярославль. Источник: yarcmyk.ru

Готовим макет в программе

Всегда работайте в масштабе 1:1. Готовый макет должен состоять из печатной области и внешних отступов под обрезы.

Программу выбирайте в зависимости от того, насколько сложный макет надо сделать. Если нет времени осваивать графический редактор, то подойдет типовой софт для работы с PDF. В нем получится создать простой шаблон бейджа или листовки, если вы планируете распечатать малый тираж на цифровом принтере. Шаблон можно скачать с сайта типографии или с другого ресурса, если нет желания создавать макет с нуля.

Разберем на примере одного из редакторов PDF-файлов. Мы скачали шаблон бейджа с сайта типографии ЦМИК.

В макете уже обозначена область безопасности и линии выреза. Затем мы добавили свой текст и logo. Осталось сохранить файл.

Отправляем макет в типографию

Высылаем готовый макет по электронной почте в типографию. Здесь могут встретиться ограничения на общий размер файла и количество пикселей. Сжать документ можно там же в программе для документов.

Где найти примеры макетов, если я потенциальный заказчик

Примеры макетов можно найти на сайтах крупных типографий — editor.printdesign.ru, либо на ресурсах, где собраны сотни работ — ru.freepik.com или elements.envato.com.

Сборку предпечатного макета можно поручить организациям, их также вы найдете в интернете. Для примера несколько таких агентств:

Еще один вариант — подыскать частного специалиста, например, на площадках freelance.ru или kwork.ru.

Подведем итоги

Допечатная подготовка и технология полиграфии для дизайнеров поможет избежать ситуации, когда макет не соответствует требованиям типографии, и материал надо переделывать. Вероятность брака с вашей стороны будет минимальна. Плюс специалисты типографий и дизайнеры со стороны заказчика не будут перекладывать ответственность друг на друга за ошибки.

До начала сотрудничества стоит изучить условия возврата тиража, и что вообще считается браком. Например, за ошибки в тексте или несоответствие требованиям типография не несет ответственности. А если брак со стороны печатного агентства, то вы имеете право вернуть денежные средства или потребовать устранить недостатки.

  • Дизайн
  • Типографика
  • Графический дизайн

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *