53. Контроль и регулирование в менеджменте
Менеджмент представляет собой вид деятельности, состоящий из различных процедур. В деятельности менеджера можно выделить ряд функций, которые ему приходится осуществлять в ходе работы. Одной из таких функций является контроль.
В управленческой литературе содержание функции контроля понимается по-разному. Впервые контроль как функция управления упоминается в законах Хаммурапи, датируемых XVIII в. до н.э. Из современных классиков впервые контрольную функцию определили такие ученые, как Ф. Тейлор и А. Файоль.
Контроль как функция управления представляет собой вид управленческой деятельности, задачами которой служат количественная и качественная оценки результатов работы организации.
Значение контроля для организации состоит в том, что с его помощью руководство фирмы принимает решение о том, правильны ли его управленческие решения и не нуждаются ли они в корректировке. При помощи контроля достигаются поставленные цели организации. Смысл контроля состоит в том, что на основе его результатов принимаются оперативные и стратегические управленческие решения.
Механизм контроля в организации представляет собой совокупность элементов контрольной функции, позволяющих реализовывать контрольную деятельность системно. Механизм контроля в организации включает такие элементы, как установление стандартов деятельности, измерение результатов, сопоставление результатов со стандартами, корректировка стандартов. Система контроля в организации состоит из таких подсистем, как управленческий, финансовый и технический контроль. При этом она должна соответствовать ряду объективных требований: комплексности, объективности, ориентации на результат, относительной простоте, непрерывности контроля.
Еще одной важной функцией менеджера является регулирование.
Регулирование — это вид управленческой деятельности, предполагающий выработку корректирующих мер и реализацию принятых организационно-технических,экономических и технических решений, обеспечивающих своевременное и безусловное устранение выявленных проблем. Основная задача функции регулирования состоит в актуализации нормативов и установленных стандартов с целью своевременного и эффективного достижения целей всей организации в целом. Регулирование должно осуществляться в рамках каждой системы управления в организации: управления персоналом, стратегического управления, управления финансами, управления производством и т.д. От эффективности организации регулирования зависит эффективность реализации всех управленческих функций.
Функция контроля тесно связана с функцией регулирования. Общность данных функций обусловлена тем, что их основное предназначение заключается в эффективном осуществлении всех остальных управленческих функций.
Контроль и регулирование — это информационные процессы. В основе их реализации лежит информация. В то же время результатом их осуществления также служит информация в виде определенных управленческих решений. Контроль и регулирование могут быть реализованы в отношении как краткосрочных, так и долгосрочных управленческих решений организации. Они отличаются друг от друга различной оперативностью осуществления. Для реализации контроля и регулирования в организации должны быть созданы необходимые условия: организационная структура, регламент контроля и корректировки, программное обеспечение, система ответственности. Каждое из этих условий напрямую влияет на качество контроля и регулирования.
42. Регулирование деятельности организации, его содержание, необходимость, методы
Регулирование – это деятельность по поддержанию в динамической системе управления производством заданных параметров. Она определяется задачей сохранять состояние упорядоченности как в подсистеме производства, так и в подсистеме управления. Это та функция, которая связывает систему управления с внешней средой.
Можно выделить несколько принципов регулирования как функции (Рис.1):
Рис. 1. Принципы функции регулирования
Регулирование предполагает процесс выработки корректирующих мер и реализации принятых организационно-технологических, экономических и технических решений, обеспечивающих современное и безусловное устранение выявленных проблем (отклонений).
Задача регулирования – обновление плановых заданий, нормативов, стандартов с целью обеспечения своевременного и эффективного достижения целей организации.
Регулирование тесно охватывает все сферы деятельности организации. Назначение регулирования можно сформулировать следующим образом:
- Фиксирование результата управленческой деятельности и ее оценка
- Фиксирование результатов деятельности конкретных исполнителей и ее оценка
- Фиксирование результатов деятельности и оценка реализованных мероприятий
- Разработка рекомендаций или мероприятий в целях ликвидации отклонений для повышения эффективности деятельности подразделений и исполнителей.
Регулирование как и контроль осуществляется на всех уровнях управления фирмой:
- На уровне фирмы в целом
- На уровне отдельных подразделений
- На уровне группы или отдельного работника
В зависимости от содержания проблемы и способа выработки регулирующего воздействия различают два вида регулирования:
- Реактивное
Осуществляется, когда не достигнуты стандарты. Направлено на сглаживание отклонений от стандартов.
- Упреждающее
Проблема рассматривается как потенциальная возможность. Направлено на улучшение деятельности или извлечение наибольшей выгоды из представившихся возможностей. Процесс оперативного регулирования включает следующие этапы:
- Информационную подготовку для принятия решения
- Разработку и принятие решений (формирование альтернативных вариантов, установление сроков выполнения, выбор исполнителей, обработка дополнительной информации, утверждение варианта решения, выделение ресурсов для его реализации)
- Реализацию решения и контроль его исполнения (необходимо организованное обеспечение решения, т.е. наличие ресурсов в распоряжении ответственных лиц, а также инструктивных материалов; информационное обеспечение, дающее возможность проводить согласованные действия всем исполнителям).
Регулирование хода производства должно отвечать следующим требованиям:
- Опираться на четкую организацию оперативного планирования производства, непосредственным продолжением которого оно является
- Предполагать непрерывность контроля и наблюдения за ходом производства
- Осуществлять обязательное быстрое и четкое выполнение распоряжений руководства
- Базироваться на четкой ответственности и преемственности оперативного руководства производством
Регулирование процессе управления производством выполняет роль гибкого инструмента, с помощью которого ход производства непрерывно вводится в строгие рамки, предусмотренные планом (Рис. 2). Рис. 2. Результат регулирования Функция регулирования детерминируется нормативностью: в ее поле зрения находится всякое отклонение от нормы. Регулирование состоит в достижении такой деятельности системы, при которой выравниваются все отклонения состояния выхода системы от заданного значения этого состояния, т.е. от нормы. Постоянный динамизм производства связан с непрерывными изменениями ситуации, порождаемыми как движением самой системы, так и возмущающими воздействиями среды. Изменения в самом производстве учитываются благодаря диспетчированию, что является специфической формой оперативного регулирования. Возмущающие воздействия внешней среды имеют место, прежде всего в отношениях между предприятиями — по горизонтали потребитель-поставщик. Здесь наблюдаются, к сожалению, весьма частые нарушения контрагентами их обязательств по поставкам и т.п., что сильно осложняет регулирование. Однако при всех условиях орган управления через функцию регулирования должен различными приемами (выравнивание отклонений, компенсация возмущений, устранение воздействия помех) обеспечить сохранение заданных параметров. Регулирование — важнейшая стадия процесса управления, которая рассматривается одновременно и как функция управления наряду с такими функциями, как контроль, планирование, организация и учет. Контроль должен обеспечить фиксирование состояния объекта управления в определенный момент времени для принятия решений по регулированию этого объекта. Контроль выступает главным инструментом для выработки управленческих решений, обеспечивающих нормальное функционирование фирм. Содержание контроля заключается в своевременном обнаружении возникающих в ходе производственно-хозяйственной деятельности объектов управления проблем (отклонений от плановых заданий, нормативов, стандартов) и изменений внешней среды (Рис.3). Рис. 3. Принципы контроля как функции Функция контроля тесно связана с планированием. С помощью планирования устанавливаются цели, и в соответствии с ними разрабатываются стандарты, на основе которых происходит сравнение выполненных работ с намеченными. При наличии отклонений фактических объемов работы от намеченных контрольных должна быть осуществлена на основе контроля корректировка деятельности, которая может включать в себя разработку новых планов и контрольных заданий (Рис. 4). Рис. 4. Схема планирования Организация как функция управления тесно связанна с функцией регулирования. Это управленческая функция, с помощью которой система управления и объект управления приспосабливаются для решения задач, сформулированных на этапе планирования (Рис. 5). Рис. 5. Процесс организации Также регулирование рассматривается совместно с учётом. Учет — система выявления, измерения, сбора, регистрации, интерпретации, обобщения, подготовки и предоставления важной для принятия решений по деятельности фирмы информации и показателей для управленческого звена компании. Это процесс в рамках организации, который обеспечивает управленческий аппарат организации информацией, используемой для планирования, собственно управления и контроля за деятельностью организации.
Тема 10. Регулирование как общая функция менеджмента.
Регулирование — это вид деятельности, представляющий собой воздействие руководителя на подчиненных таким образом, чтобы они выполняли работу для достижения целей организации. В этом случае функция регулирования связана с широко используемым термином «руководство». В литературе довольно часто процесс руководства рассматривается как отдельная функция, связанная с лидерством и властью. Такое представление руководства рассматривает лишь одну сторону процесса управления — оказание влияния одного лица (руководителя) на подчиненных. Другая сторона заключается в том, что руководство по своему содержанию представляет собой процесс воздействия руководителя на подчиненных с использованием формальных методов регулирования или же процесс влияния, осуществляемый при помощи власти и лидерских качеств руководителя. Таким образом, функция регулирования представляет собой процесс руководства, осуществляемый при помощи методов формального воздействия и усиленного методами влияния (власть и лидерство). Цель регулирования — сохранение устойчивости организации путем поддержания требуемого соотношения между различными ее элементами, своевременной ликвидации возможных отклонений от установленных норм в функционировании объектов управления Особенность регулирования состоит в том, что в отличии от функций планирования, организация и мотивирования, которые совершенствуются непосредственной в управляющей системе предприятия, регулирование, как и контролирование, совершенствуется в управляемой и управляющей системах. На рисунке 10.1 отражено графическую модель процесса регулирования под влиянием различных факторов, которые требуют изменения в планировании, организации, мотивировании. Принципы функции регулирования. Функция регулирования реализуется при помощи преимущественно административных методов управления. Это определяется самой сущностью функции регулирования. Она представляет собой процесс проявления властных полномочий руководителя по отношению к регулируемым объектам. Следовательно, принципы функции регулирования отражают форму проявления этих полномочий. Рассмотрим некоторые из них. Рис. 10.1 — Регулирование деятельности организации Принцип директивности определяет приемы и способы осуществления регулирующих воздействий на управляемый объект. Это наиболее жесткая форма регулирования, требующая обязательного и своевременного исполнения принятого решения. Это активная форма регулирования протекающих на предприятии процессов, побуждающая к действию исполнителей того или иного решения. Данный принцип определяет важное требование к регулирующему воздействию — своевременность. Это требование нужно рассматривать с двух сторон: во-первых, своевременность выработки регулирующего воздействия, т. е. принятия решения по возникшей ситуации; во-вторых, своевременность реакции управляемого объекта на регулирующее воздействие, т. е. исполнение решения. Директивность также определяет неотвратимость наступления санкций в случае несвоевременного исполнения регулирующего воздействия или его неадекватного исполнения. Принцип соблюдения регламентов определяет соблюдение установленного заранее порядка выполнения управленческой и производственно-хозяйственной деятельности на предприятии. Это способ непрямого регулирующего воздействия на деятельность человека (в. т. ч. руководителя), который имеет распорядительную силу. Например, должностная инструкция регламентирует обязанности, ответственность и права конкретного должностного лица и тем самым регулирует сферу его деятельности. Этот принцип проявляется через регулирование пределов (свободы выбора поведения) деятельности того или иного должностного лица на предприятии. Особенностью этого принципа является обязательность соблюдения установленных регламентов. Нарушение установленных регламентов снижает организованность процессов, протекающих на предприятии, а также приводит к наступлению соответствующих санкций. Принцип нормативности. Понятие «нормы» характеризует зависимость между различными элементами предприятия. Соблюдение принципа нормативности регулирования направлено на установление определенных границ в деятельности людей. Это способствует стабильности данного процесса, протекание которого основано на обязательном соблюдении людьми общих условий деятельности. Принцип нормативности обуславливает правила регулирования условий осуществления процессов посредством организационно-методических, технических, технико-экономических, экономических, социальных норм и нормативов (стандартов). Они обеспечивают соблюдение определенных пределов управленческих действий и границ их возможных отклонений.
Сущность и основные задачи функций координации и регулирования.
Координация — это центральная функция процесса управления, обеспечивающая его бесперебойность и непрерывность. Главная задача функции — достижение согласованных действий во времени и пространстве всех органов управления и должностных лиц, а также между системой в целом и внешней средой путем установления рациональных связей (коммуникаций) между ними.
Эта функция в управлении как бы дирижирует другими функциями, обеспечивает динамизм в работе, создает гармонию взаимосвязей между звеньями организации. Характер содержания этих связей может быть самым различным и зависит от координируемых процессов и поступающей информации.
Для реализации этой функции могут использоваться информация в виде отчетов, докладных записок, аналитических материалов, а также принимаемых решений на совещаниях по возникающим проблемам.
На базе принятых форм связи устанавливается взаимодействие между подразделениями организации, осуществляется маневрирование ресурсами, обеспечивается единство и согласование всего процесса управления (планирование, организация, мотивация и контроль), а также действия всех уровней управленцев. Частью текущего координирования является регулирование. Содержание которого направлено на поддержание требуемого соответствия между различными элементами системы, ликвидацию возможных отклонений от установленных норм, графиков и плановых заданий.
Сегодняшнее развитие производства связано с непрерывными изменениями ситуации, порождаемые как движением самой системы, так и окружающей средой. Возникающие изменения в производственном процессе устанавливаются на базе поступающей информации с помощью диспетчирования, что является формой оперативного регулирования.Все виды информационных операций автоматизированы, осуществляются на базе информационных технологий и подвергаются оперативной обработке. Результаты которой направляются руководителю, принимающему решение по возникшей ситуации.
37.Понятие и содержание функции мотивации.
Поведение человека всегда мотивировано и побуждает его к активным действиям удовлетворения различных потребностей, под которыми понимается как нехватка чего-то, вызывающая состояние дискомфорта.
Считается, что потребности могут быть естественными (в пище, воде и т. п.) и социальные (в признании, славе); врожденными (в общении) и приобретенными (обучении); первичными (в факторах, обеспечивающих выживаемость) и вторичными (в условиях развития личности); материальными и нематериальными.
При этом выделяют три уровня удовлетворения потребностей: минимальный обеспечивает выживание; нормальный вызывает способность трудиться эффективно; уровень роскоши, когда удовлетворение потребностей становится самоцелью или средством демонстрации высокого общественного положения.
Когда появляются потребности у людей, то возникает и желание их удовлетворить, появляется интерес к тому, что позволит это сделать. Практика показывает, что побудительным мотивом, который управляет поступками людей, являются мотивы.
Мотивация — это процесс, с помощью которого побуждается деятельность людей для достижения личностных целей и целей организации.
Мотивация может быть внутренней и внешней. Достижение внутренних мотивов людей производится посредством их личных качеств: отношение их к делу, моральные обязательства и пр. Зная, какие мотиваторы побуждают человека к тем или иным действиям, можно с их помощью попытаться управлять поведением человека. Мотиваторами могут служить различные типы поощрения, наказания, принуждения. В зависимости от характера людей мотиватор может быть применен к человеку до начала и после завершения действия.
Рычагами внешней мотивации выступают стимулы, которые обеспечивают поведение человека путем расширения или ограничения его возможностей удовлетворять потребности.
Процесс использования различных стимулов для мотивирования людей называется процессом стимулирования, которое по содержанию бывает экономическим и неэкономическим. Сущность экономических стимулов сводится к тому, что при выполнении поставленных требований, человек получает выгоды, повышает свое благосостояние. Неэкономические стимулы делятся на организационные и моральные. При этом мотиваторами выступают планирование профессионального развития и карьера, продвижение по службе, информация об достижении и др.