Как зарядить новый литий-полимерный аккумулятор
Литий-полимерные аккумуляторы отличаются высокой плотностью энергии – они позволяют получить большой запас емкости при минимальном весе и размерах. Поэтому чаще всего такие накопители энергии используются для оснащения квадрокоптеров, радиоуправляемых вертолетов, самолетов и других непилотируемых летающих устройств.
Основными преимуществами аккумуляторов типа LiPo являются:
- высокая удельная емкость;
- малый саморазряд;
- толщина от 1 мм;
- возможность получения гибких форм.
Ресурс Li — Pol элементов составляет порядка 500 циклов заряд-разряд. Чтобы продлить срок службы аккумуляторов, нужно соблюдать правила их эксплуатации.
Правила зарядки Li — Pol аккумуляторов
Заряжать LiPo аккумуляторы нужно специальным зарядным устройством (можно универсальным «умным »), обеспечивающим 2-фазный процесс подзарядки по методу CC — CV . Уровень заряда восполняется в 2 этапа:
- С постоянным током величиной 0,5С–1С и ростом напряжения до значения 4,2 В. Уровень заряда к этому моменту достигает 95%.
- С постоянным напряжением и снижением тока – для недопущения перезаряда.
Заряжать литий-полимерные элементы нужно, не дожидаясь их полной разрядки, – при уровне заряда 10–20% или выше. Это правило актуально и для батарей типа Li — ion . Если постоянно по максимуму разряжать литиевый аккумулятор, это негативно отразится на его ресурсе. Напряжение на каждой ячейке аккумуляторной батареи не должно падать ниже 3 В, иначе накопитель энергии может вздуться и необратимо потерять более половины емкости. В таком случае АКБ придется утилизировать.
Использование балансира в LiPo батареях
В аккумуляторных батареях все ячейки должны иметь одинаковый уровень заряда. При большом разбросе значений одни ячейки недозаряжаются, другие – перезаряжаются. Из-за этого возрастает риск вздутия батареи, ее выхода из строя и самовозгорания. Чтобы не допустить таких последствий, нужно заряжать LiPo батареи с применением балансира, отслеживающего напряжение на каждом элементе, или использовать зарядное устройство со встроенным балансиром.
Особенности первой зарядки
Несмотря на распространенное мнение, литий-полимерные и литий-ионные аккумуляторы не нужно разряжать «в ноль» перед зарядкой. Это касается и первой зарядки, и всех последующих. Литиевые элементы питания, в отличие от никель-кадмиевых и никель-металлгидридных аналогов, не имеют эффекта памяти. Это значит, что их можно и нужно заряжать, не дожидаясь полностью разряженного состояния.
Но многие производители и технические специалисты при ответе на вопрос, как заряжать новый литий-полимерный аккумулятор, рекомендуют вначале выполнить его «раскачку » или «калибровку ». Ее суть заключается в полном разряде и последующем заряде АКБ. Такую «раскачку » рекомендуется делать 2–4 раза в начале эксплуатации батареи и далее с периодичностью раз в полгода с целью максимального использования емкости. В остальное время заряжать литиевые элементы питания можно при любом уровне остаточного заряда.
Опасные ситуации, и как их избежать
Главными факторами риска при использовании Li — Pol элементов выступают:
- перезаряд до напряжения выше 4,2 В на ячейку;
- нагрев выше 60 °С;
- разрядные токи выше нагрузочной способности элементов;
- глубокий разряд до напряжения ниже 3 В на элемент;
- хранение в разряженном состоянии;
- разгерметизация – попадание внутрь элемента воздуха из-за механического повреждения, перегрева или по другой причине.
Эти нарушения приводят к падению доступной емкости и могут спровоцировать самовозгорание элементов. Поэтому использовать современные аккумуляторы на основе лития нужно корректно, с учетом рекомендаций производителей.
Во избежание пожара важно применять подходящее зарядное устройство и правильно выставлять на нем количество заряжаемых ячеек. Также нужно проверять, не перегревается ли батарея при зарядке, и вовремя заряжать севшие элементы.
Литий-полимерный аккумулятор: как правильно заряжать
Современная техника и электроника беспрерывно совершенствуется – устройства становятся все легче, компактнее, долговечнее, безопаснее и при этом мощнее. Соответственно растут требования к перезаряжаемым источникам тока.
На смену батареям на основе никеля и кадмия пришли литий-полимерные аккумуляторы. Источники питания нового типа быстро завоевывают рынок – ими комплектуют портативную цифровую технику, аккумуляторный строительный инструмент, радиоуправляемые игрушки и модели летательных аппаратов, электровелосипеды и электроскутеры.
Содержание
Li-polymer аккумулятор: что это
Легчайший металл литий обладает наибольшей способностью отдавать электроны и характеризуется значительной плотностью энергии. Эти свойства натолкнули на создание АКБ с электродами из металлического лития. Но такие батареи быстро выходили из строя и были небезопасны в эксплуатации.
Лучших результатов добились разработчики аккумуляторов, предложившие заменить металлический литий ионами Li. Это позволило повысить плотность электролита и емкость батарей. Модернизированные источники питания рассчитаны на использование при более высоком напряжении, отличаются минимальным саморазрядом. Литий-ионные аккумуляторы просты в обслуживании благодаря отсутствию эффекта памяти. Это означает, что нет необходимости жестко регламентировать режим зарядки с целью избежать обратимой потери емкости источника питания.
Однако литий-ионные батареи имеют ряд недостатков, главный из которых – низкий уровень безопасности. При разработке АКБ нового типа на основе лития обычный жидкий электролит заменили полимерной пленкой толщиной 1 мм, пропитанной гелеобразным литий-проводящим электролитом. Пленочный элемент не мешает обмену заряженными частицами, и при этом не проводит электрический ток. Это позволило избавиться от сепаратора (пористой перегородки между электродами), за счет чего значительно уменьшились габариты и вес аккумулятора.
За счет использования гелеобразного электролита повышена безопасность – Li-pol аккумуляторы не воспламеняются. Применение пленочных элементов также дало возможность создавать легкие и компактные АКБ разнообразных форм и размеров. Это в первую очередь оценили производители портативной техники и электроники.
Однако литий-полимерные батареи обладают невысокой электропроводностью. Увеличить ее можно путем нагрева, но перегрев АКБ опасен, поэтому в таких случаях должна присутствовать система охлаждения. Еще один недостаток li-pol аккумуляторов – высокий уровень сопротивления. Это усложняет получение тока требуемой величины.
Li-polymer или li-ion: что лучше
При выборе между литий-ионной и литий-полимерной АКБ принимают во внимание специфику использования (назначение устройства, требующего электропитания), соотношение емкости и веса, уровень безопасности, температурный режим эксплуатации. Также учитывается стоимость источника тока.
Литий-ионная батарея состоит из следующих элементов:
- медный анод с графитовым покрытием;
- катодная основа из алюминиевой фольги с покрытием из оксида лития;
- пористый сепаратор, разделяющий электроды (пропитан электролитом);
- жидкий электролит (органическая соль лития).
При зарядке аккумулятора положительные электроны из оксида лития перемещаются через источник питания и накапливаются в слоях графита. Одновременно происходит перемещение положительно заряженных ионов лития, которые проходят через электролит и также накапливаются в графите. Батарея оказывается заряженной. Если к ней подключить нагрузку, начнется обратный процесс. Ионы вернутся на место через электролит, а электроны – через подключенное устройство, обеспечивая электропитание.
Литий-ионная батарея нередко оснащается электронным контроллером для регулировки мощности и потока разряда. Это значительно снижает риск перегрева и взрыва батареи, но удорожает изделие.
Усовершенствованный литий-полимерный аккумулятор работает по тому же принципу, что и литий-ионная батарея. Разница заключается в замене сепаратора с жидким электролитом на тонкие полимерные пластинки с электролитом в виде геля. В результате батарея стала гибкой. Вместо жесткого внешнего корпуса обычно используется полимерно-алюминиевая оболочка. За счет этого удалось снизить вес батареи на 20% и производить источники питания практически любой формы.
Li-Pol аккумуляторы нуждаются в защите от перегрева и перезаряда. По этой причине в конструкцию батареи включены механизм ограничения тока и стабилизирующая система. Из-за защитных элементов повышается стоимость устройств.
Оба вида АКБ на основе лития имеют свои достоинства и недостатки. Сравнение основных параметров поможет выбрать оптимальный вариант под конкретные потребности.
В список достоинств Li-ion АКБ входит:
- Небольшой саморазряд – до 6% в первый месяц, затем ниже. В течение месяца защитный контур расходует около 3% заряда.
- Высокие показатели плотности энергии и разрядных токов.
- Более высокое напряжении ячеек (3,6 В) в сравнении с элементами на основе NiMH и NiCd.
- Отсутствие «эффекта памяти».
- Значительный эксплуатационный ресурс.
- Компактность и небольшой вес.
- Отсутствие особых требований по обслуживания (исключая правила подзарядки).
Перечень недостатков литий-ионных аккумуляторов включает:
- необходимость интеграции защитной платы для безопасной эксплуатации АКБ;
- значительное падение емкости при низких температурах – на морозе батарея не может полноценно функционировать;
- относительно высокая цена, если сравнивать с классическими АКБ на основе никеля.
К плюсам Li-polymer аккумуляторов относят:
- Сочетание небольшого веса и компактности с высокой емкостью.
- Возможность создавать АКБ произвольных размеров и форм, включая ультратонкие.
- Высокую скорость подзарядки.
- Отсутствие «эффекта памяти».
- Безопасность в эксплуатации и высокую надежность.
- Невысокие показатели саморазряда – до 5% в месяц.
Литий-полимерные АКБ не лишены и недостатков:
- нуждаются в соблюдении особого режима подзарядки;
- требуют балансировки ячеек;
- чувствительны к низким температурам, перезаряду, глубокому разряду;
- имеют высокую стоимость.
У аккумуляторов на основе лития конечное число полных циклов зарядки – далее они становятся непригодными к использованию. Важно знать, что Li-ion и Li-Pol склонны постепенно стареть – рабочий ресурс батареи плавно снижается, даже если она лежит без использования. Через 2-3 года АКБ может из строя, даже если ей пользовались от случая к случаю.
При покупке гаджета или литиевой батареи к нему обязательно проверяйте дату изготовления АКБ, чтобы не нарваться на устройство, долго лежавшее на складе и потерявшее заметную часть рабочего ресурса.
Li-ion и Li-Pol аккумуляторы также схожи по основным рабочим параметрам, в том числе по температурному диапазону эксплуатации. Использовать оба вида АКБ можно при температуре от -20°С до +60°С. Однако литий-ионный элемент стареет ускоренными темпами, когда работает при пограничных значениях.
Характеристики | Li-ion | Li-Pol |
Плотность энергии на единицу массы (Втч/кг) | 100-190 (зависит от материала катода) | 130-200 |
Эксплуатационный ресурс (количество циклов заряд-разряд) | 500-2000 (в зависимости от материала катода) | 800-1000 |
Номинальное напряжение (В) | 3,6 | 3,7 |
Граничное напряжение разряда (В) | 2,8 | 3 |
Ток нагрузки: оптимальный и пиковый |
Рекомендуется остановить свой выбор на Li-Pol, если предъявляются повышенные требования к компактности, надежности и безопасности элемента питания.
Как правильно зарядить Li-Pol АКБ в первый раз
Li-Pol батареи считают капризными – они требуют внимательного обращения, соблюдения регламента подзарядки, особенно если речь идет о зарядке нового аккумулятора.
В продажу литий-полимерные аккумуляторы поступают в законсервированном виде, с зарядом около 30-40%. Производители стараются свести к минимуму потерю емкости батареи по пути к покупателю, и потому добавляют специальный состав, тормозящий действие электролита.
По этой причине перед использованием нового устройства литий-полимерный элемент питания необходимо расконсервировать. Часто эту процедуру именуют термином «раскачать батарею».
Первую зарядку АКБ выполняют по следующей схеме:
- эксплуатируют устройство до тех пор, пока батарея не разрядится;
- заряжают до 100%;
- повторяют цикл 2-3 раза.
Если расконсервацию не выполнить, с каждой последующей зарядкой у батареи будет снижаться емкость и сокращаться срок службы.
Раскачка деактивирует химические вещества, введенные для консервации электролита. При дальнейшей эксплуатации не рекомендуется постоянно разряжать и заряжать АКБ до предела, это сокращает ее рабочий ресурс. Пограничные состояния, когда ионы лития максимально внедрены в кристаллическую решетку анода или катода, вредны батарее. Срок службы сокращается, даже если она непродолжительное время находится в 100% заряженном или разряженном состоянии.
Правила эксплуатации литий-полимерных аккумуляторов
Li-Pol АКБ прослужит долго, если соблюдать ряд простых правил. Важно понимать, что несоблюдение рекомендаций может причинить непоправимый вред батарее.
- Защищайте литий-полимерный элемент питания от перегрева, переохлаждения, перепадов температур. При сильном нагреве батарея может воспламениться, при низких температурах замедляются химические реакции и АКБ перестает работать. Чтобы пользоваться телефоном зимой на улице, держите его во внутреннем кармане одежды. При совершении звонка он не успеет остыть даже в мороз.
- Сохраняйте баланс энергии — поддерживайте заряд литий-полимерного аккумулятора в диапазоне 10-90%. Емкость АКБ при этом немного теряется (емкостью называют количество запасенной энергии), но зато вы получает выигрыш в виде максимально продленного срока службы батареи.
Новые модели планшетов и смартфонов оснащены контроллером, который помогает поддерживать баланс энергии в батарее. Он не допускает разрядку до нуля и прерывает зарядку до достижения 100%.
- Раз в 3-6 месяцев полезно проводить калибровку – разрядите батарею до самоотключения устройства, а затем зарядите до 100%. В отличие от никелевых батарей, литий-полимерные не имеют эффекта памяти и не нуждаются в тренировке зарядом-разрядом.
- В обычном режиме эксплуатации гаджета не допускайте его отключения – ставьте на подзарядку, увидев предупреждающий сигнал. Самоотключение в полностью разряженном состоянии сокращает емкость и работоспособность батареи.
- Проводите подзарядку при каждом удобном случае, даже если АКБ заряжена до 60-70%. Но внимательно следите за уровнем заряда при коротких подпитках, он не должен дойти до 100%.
- Идеальный диапазон заряда Li-Pol батареи составляет 30-80%. Если его постоянно поддерживать, аккумулятор будет максимально защищен от износа и прослужит предельно долго.
- Не оставляйте заряженный АКБ включенным в розетку. Встроенный контроллер защищает батарею от перезарядки, но не спасает от перегрева – при контакте с током химические реакции в электролите продолжаются. Это оборачивается резким сокращением срока службы элемента питания и даже может привести к взрыву.
Если литий-полимерную батарею оставить включенной в розетку, даже исправный контроллер может не спасти от перезарядки. Аккумулятор нагревается, и вместе с ростом температуры повышается уровень заряда. Это сокращает рабочий ресурс батареи.
- Используйте только оригинальное зарядное устройство, которое входит в комплект поставки гаджета. Такой блок питания откалиброван под особенности АКБ данной модели и обеспечивает оптимальный режим зарядки. Если «родное» ЗУ вышло из строя, его следует заменить зарядным устройством, сертифицированным производителем.
- Перед длительным хранением гаджета зарядите батарею до 50-60%. Устройство следует отключить. При включении заряд окажется ниже – в неактивном состоянии Li-Pol аккумулятор продолжает работать и стареть.
- Не заряжайте гаджет, если АКБ нагрелся при активной работе устройства. Контакт с током повысит температуру батареи, что легко может привести к взрыву или возгоранию.
- Старайтесь снизить нагрузку на устройство, если эксплуатируете его во время зарядки. К примеру, можно отключить Bluetooth, GPS, соединение с интернетом, ограничить прием смс и звонков. В идеале на зарядку надо ставить выключенный гаджет.
- АКБ следует беречь от механических повреждений, ударов, контактов с металлическими предметами.
Зарядное устройство для литий полимерных аккумуляторов
Для зарядки LiPo аккумуляторов используются специальные зарядные устройства, универсальные ЗУ для этой задачи не подходят. Это связано с тем, что процесс зарядки имеет две фазы:
- На первой стадии растет напряжение на всех банках батареи, пока не достигнет 4,2 В. К этому моменту АКБ успевает зарядиться на 95%.
- На второй стадии ток снижается, чтобы избежать перезарядки. Кроме того, при напряжении свыше 4,25 В появляется риск самовозгорания батареи.
Важно, чтобы банки разряжались и разряжались равномерно. Напряжение на каждой из банок не должно падать ниже 3 В (это случается при полной разрядке батареи). В противном случае АКБ может вздуться, необратимо потеряв около 50% емкости.
Для щадящей подпитки АКБ с контролем уровня напряжения каждой банки подходит зарядное устройство со встроенным балансиром. Альтернативой служит использование отдельного балансира при подключении ЗУ к сети.
Хранение и утилизация
Соблюдение правил хранения расконсервированного («раскачанного») литий-полимерного аккумулятора снизит темпы его старения. Рекомендуется:
- хранить батарею отдельно от устройства в сухом помещении, при комнатной температуре, вне досягаемости прямых солнечных лучей, вдали от источников тепла;
- зарядить батарею перед хранением до 40-60%;
- после длительного хранения осмотреть батарею – вздутые и поврежденные элементы использовать нельзя.
Полимерные АКБ не содержат вещества, способные нанести вред окружающей среде. Но компоненты батареи устойчивы к биологическому разложению, поэтому вышедшие из строя аккумуляторы положено сдавать на утилизацию в соответствующие организации.
Заключение
Достоинства Li-Pol АКБ вполне компенсируют некоторые недостатки. Если соблюдать рекомендации, использовать «родное» ЗУ и всегда иметь под рукой розетку, пауэр-банк, автомобиль с прикуривателем или другой источник тока для кратковременных подзарядок, батарея прослужит верой и правдой весь эксплуатационный срок, обозначенный производителем.
Как восстановить литий-полимерный аккумулятор
Литий-полимерные аккумуляторы отличаются от Li-ion моделей использованием в роли электролита полимерного материала. Такие источники питания применяются для радиоуправляемых моделей, цифровой техники, портативного электроинструмента, современных гаджетов.
LiPo аккумуляторы бывают толщиной от 1 мм и всевозможных форм. Благодаря высокой удельной энергоемкости они широко используются для оснащения квадрокоптеров и других устройств, которым нужны легкие и компактные источники питания.
Как продлить срок службы Li-Polymer батарей?
При нарушении правил эксплуатации Li-Pol аккумуляторы теряют емкость, выходят из строя, а в случае перезаряда или перегрева способны возгораться. Для профилактики опасных состояний они снабжаются встроенной платой защиты – электронной схемой, предотвращающей перезаряд элементов, их перегрев и токовые перегрузки. Не менее важно использовать для зарядки Li-Pol аккумуляторов подходящие зарядные устройства.
Для долгой и стабильной работы LiPo элементов нужно соблюдать 5 основных правил:
- Не допускать глубокого разряда.
- Хранить с уровнем заряда около 50%.
- Использовать предназначенные для них зарядные устройства.
- Избегать перегрева.
- Беречь от повреждений.
Возможности восстановления литий-полимерных аккумуляторов
К выходу элементов питания из строя могут привести разные факторы, но чаще всего причиной неисправности становится глубокий разряд или механическое повреждение. Перед тем, как восстанавливать литий-полимерный аккумулятор, нужно оценить его состояние и возможные риски в процессе «реанимации».
Если есть подозрение, что между пластинами произошло замыкание, или наблюдается вытекание из элементов питания жидкости, их нужно утилизировать. При нарушении целостности микросхемы и зарядке АКБ кустарным способом возникает риск перегрева и возгорания. Но в некоторых случаях можно восстановить работоспособность Li-Pol элементов, не рискуя спровоцировать пожар.
Диапазон напряжений
Номинальное напряжение Li-Pol аккумулятора составляет 3,7 В. При полном заряде элементов напряжение на них достигает 4,2 В, а при разряженном состоянии – 3 В. Нижним пределом напряжения на ячейке считается 2,8 В, но лучше не разряжать Li-Pol аккумуляторы ниже уровня 3,3 В. При использовании литий-полимерной АКБ на борту квадрокоптера нежелательно допускать снижения напряжения ниже 3,5 В на элемент, а при минусовых температурах – ниже 3,7 В.
В состоянии глубокого разряда литиевые элементы деградируют, внутри у них протекают необратимые химические процессы. В результате уменьшается емкость, сокращается срок службы аккумуляторов, и постепенно они приходят в негодность. После длительного пребывания в разряженном состоянии восстановление литиевых аккумуляторов может оказаться проблематичным.
Реанимация LiPo аккумуляторов после глубокого разряда
При падении напряжения ниже 3 В на элемент контроллер блокирует их дальнейшую зарядку. Но если аккумуляторы находились в разряженном состоянии всего несколько дней, можно рискнуть и обмануть контроллер. Для этого достаточно:
- Взять универсальное зарядное устройство, настраиваемое на разные режимы работы.
- Подключить к нему севшую LiPo батарею и выбрать режим зарядки для NiCd или NiMH.
- В этом режиме зарядку проводить до тех пор, пока напряжение превысит 3 В на ячейку, т.е. составит 6 В для батарей типа 2S, 9 В для 3S, 12 В для 4S и т.д.
- По достижению напряжения 3 В на ячейку процесс зарядки уже не блокируется защитной схемой. После этого нужно перенастроить зарядное устройство на режим LiPo и довести процесс зарядки до конца.
Как устранить помятость?
Помятый или изогнутый Li-Pol аккумулятор в мягкой герметизирующей оболочке достаточно аккуратно распрямить в обратную сторону. Главное – чтобы ячейки не имели повреждений. После такой реанимации проблем с дальнейшей зарядкой или снижением токоотдачи обычно не наблюдается.
Как восстановить пробитую LiPo батарею?
При прокалывании литий-полимерного аккумулятора гвоздем или другим острым предметом идет «белый дым». При контакте с водой дым усиливается, и может произойти его возгорание от малейшей искры. Взорваться пробитая батарея не может в принципе. Взрыв возможен только при перезаряде (напряжении выше 4,2 В на элемент). Если проколоть аккумулятор в процессе заряда и тем самым замкнуть его пластины между собой, произойдет возгорание.
Для восстановления батареи с пробитой ячейкой нужно разобрать АКБ, убрать из нее поврежденное звено и вместо него установить исправный элемент с идентичными характеристиками. Альтернативный вариант – собрать батарею из оставшихся исправных ячеек, но ее напряжение будет ниже на 3,7 В.
Что делать со вздутыми LiPo аккумуляторами?
Ячейки Li-Polymer вздуваются не просто так, а из-за длительного пребывания в разряженном состоянии. В результате в их структуре протекают необратимые химические реакции, и образуется газ. Зазоры между пластинами увеличиваются, емкость уменьшается, и использовать такие элементы питания крайне нежелательно. При зарядке вздутые аккумуляторы сильно греются, происходит дополнительное образование газа, а корпус может не выдержать давления и разорваться.
Поэтому перед тем, как восстанавливать Li-Pol аккумуляторы после вздутия, нужно основательно взвесить все «за» и «против». При желании, убрать вздутость можно, но процессы деградации в аккумуляторе никуда не денутся, что неизбежно отразится на его характеристиках. В дальнейшем такие элементы питания снова вздуваются и все слабее держат заряд. Поэтому проще и надежнее купить новые элементы питания.
Алгоритм восстановления вздутых ячеек
Если же очень хочется реанимировать вздутые элементы Li-Polymer, можно действовать по следующему алгоритму:
- Тонкой иглой проделать в центральной части аккумулятора или внизу с торца небольшое отверстие и через него выпустить наружу скопившийся под оболочкой газ. Главное при этом – прокалывать только отстающую от пластин герметизирующую оболочку, не затрагивая пластины. Поэтому прокол делается миниатюрный, а иголка держится под небольшим углом.
- Без промедлений сжать аккумулятор, придать его корпусу исходную форму, заклеить выполненное отверстие скотчем или герметиком и обмотать скотчем все изделие. Эти действия необходимо выполнять быстро, чтобы минимизировать контакт электродов и электролита с содержащимся в воздухе кислородом и парами воды.
Альтернативный вариант восстановления вздувшихся Li-Pol элементов – их оснащение жестким корпусом. Как подтверждают пользователи, аккумы в жестком корпусе реже вздуваются, лучше отдают токи на больших оборотах и отличаются живучестью. Причем оснастить жестким корпусом можно и новые элементы питания – для профилактики дальнейшего вздутия.
Резюме
Восстанавливать ли вышедшие из строя элементы питания или утилизировать их – каждый решает сам, сопоставляя возможные риски и их обоснованность. С точки зрения безопасности правильно в каждой сомнительной ситуации утилизировать проблемные аккумуляторы и покупать новые. С точки зрения экономии есть смысл в восстановлении ячеек, если они еще не сильно подверглись разрушительным процессам.
- 24 сентября 2020 г.
- 2996 просмотров
- 0 комментариев
Инструкция как зарядить литий-полимерный аккумулятор
Аккумулятор даже самого дорогого гаджета работает по законам физики, эффективность использования ресурса батареи зависит от эксплуатации. В современных устройствах набирают популярность литий-полимерные аккумуляторы.
Они появились в результате усовершенствования литий-ионных, имеют заметные преимущества. Чем лучше Li-Pol батареи, как их правильно заряжать в первый раз, как использовать их емкость эффективно?
Особенности
С научной точки зрения литий полимерные аккумуляторы имеют принципиальные отличия на уровне состава наполнения, о котором написано много подробных статей. Некоторые научные труды ставят под сомнение слово «плимерный» в названии, обосновывая принадлежность к «гибридным». Вообще полимерное наполнение широко исследуется и совершенствуется, обеспечивая рынок новыми продуктами.
С позиции потребителя, внимания достойны следующие положительные особенности:
Узнай время зарядки своего аккумулятора
- компактность;
- большая емкость по сравнению с литий-ионными при одинаковых размерах;
- большее количество циклов перезарядки (относительно литий-ионных);
- широкое разнообразие форм, в том числе гибкие и с толщиной от 1 мм; ультратонкие телефоны появились на рынке благодаря таким АКБ;
- работа без существенной потери качества заряда при диапазоне температур внешнего воздуха от -20 до +40°C;
- отсутствие эффекта памяти (нарушение режима зарядки не ограничивает емкость при последующих зарядках);
- низкий саморазряд при бездействии.
Среди недостатков отметим склонность к возгоранию и взрывам. Громкие скандалы вокруг смартфона Smsung S7 были вызваны именно таким аккумулятором.
Технический прогресс не стоит на месте, Samsung, Huawei и другие надежные производители в обязательном порядке в современные Li-Pol АКБ встраивают электронные схемы против перезаряда и перегрева. Однако склонность к возгоранию следует учесть при покупке батареи у неизвестного продавца без надлежащих гарантий.
Начало эксплуатации, первая зарядка
Со временем литий полимерный, как и все аккумуляторы, склонен постепенно терять плотность. Конструкция позволяет законсервировать электролит при производстве. Консервация выполняется специальным составом при заряде около 40%. Именно в таком состоянии литий полимерный аккумулятор оптимально сохраняет свои свойства на пути от производителя к конечному потребителю.
Конструкция литий─полимерного аккумулятора
При покупке необходимо с первого раза разрушить консервирующий состав, расконсервировать новую АКБ. Для этого достаточно 3-4 раза полностью зарядить и разрядить устройство. Купив литий полимерный аккумулятор, сначала обязательно разрядите его до полного выключения телефона, после зарядите полностью. После этого повторите еще 2-3 полных цикла. Заряжать новую АКБ не полностью с первого раза чревато ее досрочным выходом из строя.
Текущая зарядка
Чтобы зарядить литий полимерный аккумулятор, требуется специальное устройство. Со смартфонами и некоторыми гаджетами оно продается в комплекте, производит зарядку автоматизированно.
Если у Вас появился телефон без зарядного устройства или по какой-то другой причине Вам нужно купить зарядник отдельно, предстоит выбор. Простые экономичные модели показывают процесс зарядки постоянным током и его окончание. К этому моменту батарея набирает 70-80% своей емкости. Далее начинается стадия заряда постоянным напряжением с падающим током, отследить которую устройства не предоставляют возможности, соответствующих контроллеров в них просто нет.
Выбор такой индикации процесса вполне обоснован. Старение литий полимерного аккумулятора при неполной зарядке происходит медленнее. Однако заряжать литий полимерный аккумулятор смартфона или другого устройства при таком способе требуется заметно чаще.
Универсальные зарядные устройства стоят в несколько раз дороже описанных выше. Они имеют встроенные контроллеры, которые позволяют правильно заряжать аккумуляторы разных моделей, а также отслеживать показатели процесса. Напряжение должно быть 4,2В.
При возможности выставить параметр на 4,1В Вам потребуется дополнительное время, чтобы зарядить аккумулятор, однако такой способ существенно продлит срок службы АКБ. Величина тока должна быть в пределах 100% емкости батареи. Для срока службы предпочтительнее меньшая сила тока вплоть до 20%, но чтобы зарядить, потребуется более длительное время.
Крайне важно не допускать глубокой разрядки батареи телефона или иного устройства. Заряжать ее следует при достижении показателя в 20-30% емкости, не допуская глубокой разрядки (кроме первого раза). Если Вы собираетесь в дорогу на несколько дней или больше, важно не уехать без зарядного устройства.
Меры предосторожности
Для литий полимерных аккумуляторов противопоказано:
- напряжение свыше 4,2В и ниже 2,7В;
- нагревание свыше 60°C;
- нарушение герметичности;
- хранение при зарядке ниже 25% от емкости;
- короткое замыкание.
Наиболее продолжительным срок службы литий-полимерного аккумулятора любого электронного устройства, в том числе смартфона, будет при постоянном нахождении его заряда на уровне 40-60%, плавной зарядке током малой силы, при напряжении в пределах 4,1В. Однако подобный алгоритм требует повышенного внимания со стороны пользователя. Обычно устройство заряжается в наиболее удобном режиме с учетом общих принципов и правил эксплуатации, описанных в статье. Полезным будет прочитать инструкцию по эксплуатации устройства перед первым разом его использования.