Музыкальные источники
Для начала определим некоторые из используемых музыкальных терминов. Сложность в том, что нельзя рассматривать характеристики источников в отрыве от свойств слуха и наоборот. Но с чего-то надо начинать, поэтому рассмотрим характеристики источников звука, полагаясь пока на Ваше обыденное знание о свойствах слуха.
Все звуки, используемые в музыке, по периодичности спектра можно разделить на:
1) тональные (имеющие выраженную периодичность со слышимой частотой);
2) нетональные (шумовые).
Основные слышимые свойства установившегося тонального звука следующие: высота, громкость, тембр. При организации звуков в систему большое значение имеет также длительность.
Высота звука определяется частотой колебаний издающего тональный звук тела.
Громкость — слуховая оценка мощности источника звука. Наиболее близким по смыслу физическим параметром является огибающая звукового сигнала. Реально же ощущение громкости складывается из оценки дальности до источника звука (из двух источников, создающих одинаковое звуковое давление у барабанной перепонки, более громким ощущается более удаленный), спектрального состава (более звонкий звук оценивается более громким; это связано с учетом априорной информации о меньшей линейности процессов большей амплитуды), а также наличия и характера реверберации.
Спектр периодического сигнала (представление его в виде суперпозиции синусоидальных колебаний) является линейчатым, т.е. в суперпозиции участвуют только кратные частоты (поскольку закончить период все синусоиды должны в той же фазе, что и начинали, иначе следующий период будет другим по форме). Наиболее глухим, без призвуков, слышится звук, максимально близкий к синусоиде. Чисто синусоидальный звук называется чистым тоном. А под собственно тоном (основным тоном) понимается наименьшая по частоте составляющая в ряду кратных частот спектра тонального звука, имеющая определенную высоту и обозначаемая определенной нотой.
Остальные составляющие спектра тонального звука с частотами, кратными тону, называемые обертонами (нем. obertone — высшие тона), частичными тонами, призвуками, гармониками, определяют тембр (слышимый характер) звука.
В отличие от громкости и высоты, тембр не является одномерной характеристикой и не ощущается параметрически, например, в виде слуховой оценки уровней обертонов, поэтому его аналитическое описание (в виде совокупности частных характеристик) чрезвычайно затруднительно. В лучшем случае для его характеристики используются слова из слуховой области ощущений, например:
1. Глухой / звонкий — физически означает низкий / высокий уровень обертонов. Причем нечетные гармоники и гармоники высших порядков способствуют ощущению звонкого тембра в большей степени.
2. Бубнящий — физически означает наличие низкочастотного сигнала значительной амплитуды с малым уровнем обертонов и медленно изменяющейся громкостью.
2. Рокочущий — физически означает небольшое периодическое изменение громкости и (или) высоты звука. В спектральной области означает возникновение боковых полос вокруг тона и гармоник.
3. Шепелявый, свистящий, шипящий, шумящий (для нетональных звуков) — означает наличие в звуке непериодических, случайных колебаний с достаточно широким непрерывным спектром. Первые три характеристики используются в основном по отношению к высокочастотным шумам.
Неплохим вариантом является также использование для описания тембра общих характеристик динамических процессов: отрывистый, резкий, слитный, вибрирующий. Но этого часто недостаточно и тогда используется множество слов из других областей ощущений — густой, мягкий, жесткий, прозрачный. Это следствие попытки передать непараметрическое ощущение тембра путем его ассоциации с другими явлениями. Такие описания желательно использовать только по необходимости, т.к. велика вероятность отличия ассоциаций собеседника от Ваших собственных.
Все три характеристики (высота, громкость, тембр) являются весьма парадоксальными. Вот некоторые (далеко не все) признаки этого.
1. Кривая огибающей, которая определяет громкость, может быть построена не единственным образом. Точный способ и параметры, которыми руководствуется слуховой аппарат, неизвестны.
2.Частота, определяющая ощущение высоты, и спектр, определяющий тембр, требует для своего определения некоторого времени. Однако высота, громкость и тембр слишком длительного тона на слух воспринимаются с большими погрешностями.
Ряд кратных частот, включающий основной тон и обертоны, называется натуральным звукорядом. Звукорядом вообще называется расположение звуков по высоте. Полный звукоряд современной музыкальной системы состоит из 88 звуков с частотами от 16 до 4176 Гц. Такой шаг сетки приблизительно соответствует разрешающей способности слуха по частоте (хотя существуют и мнения о значительно большей разрешающей способности слуха). Звуки, входящие в звукоряд называются ступенями. Ступени, частоты которых укладываются в ряд 1,2,4,8,16. при одновременном воспроизведении сливаются, поэтому все ступени этого ряда имеют одинаковые наименования. Интервал между ними называется октавой (от лат. octava — восьмая), потому что этот интервал разбит на семь частей, и каждый восьмой звук образует интервал в 1 октаву. Так что термин «октава» — музыкальный и в технику пришел, вероятно, через электроакустику.
Семь ступеней, образующие октаву, называются до, ре, ми, фа, соль, ля, си. Весь звукоряд состоит из 7 полных и двух неполных октав:
-субконтроктава (3 звука);
-5 октава (1 звук).
Музыкальный строй — ряд абсолютных частот ступеней. Современный музыкальный строй делит каждую октаву на 12 частей (называемых полутонами), причем ля 1-й октавы имеет частоту 440 Гц. Расстояние в два полутона называется целым тоном. Полутона определяют все основные ступени звукоряда (рис. 2.1, белые клавиши) и 5 дополнительных частот (черные клавиши).
Рис. 2.1. Фрагмент клавиатуры фортепиано
Промежуточные 5 ступеней считаются образуемыми от основных (альтерация) и называются так же, но с добавлениями: если повышать основную ступень на 0,5 тона, то добавляется «диез», если понижать, то «бемоль». Повышение / понижение на тон называется «дубль-диез» / «дубль-бемоль». При этом образуется ситуация, когда один звук может называться по-разному (энгармонизм звуков).
Диапазон музыкального инструмента — диапазон частот его тонов.
Форманта — область частот (не зависящая от высоты звука), в которой заметно усиливается звучание попадающих в нее обертонов или основного тона. Это своеобразное описание «амплитудно-частотной характеристики» музыкального инструмента.
Вибрато — небольшое периодическое изменение высоты (частотное вибрато) или амплитуды (амплитудное вибрато) музыкального звука. Периодичность вибрато находится в пределах от 5 до 7 Гц. Вероятно, красота вибрато связана с погрешностями слухового восприятия монохроматического звука.
Фазы музыкального звука
Атака — переходный процесс, характеризующий установление музыкального звука. Это короткий (от долей до десятков мс), но важнейший этап звучания, в большой степени определяющий узнаваемость и натуральность звучания музыкальных инструментов (эффект присутствия). Попробуйте воспроизвести фонограмму «задом-наперед», при этом атака и затухание меняются местами. Определить вид музыкального инструмента оказывается практически невозможным.
Чередованием стабильных фаз создается мелодия.
Затухание определяет пространственность и глубину звука. В значительной степени характер затухания зависит от акустических свойств помещения.
Что является источником литературы и музыки?
Найди верный ответ на вопрос ✅ «Что является источником литературы и музыки? . » по предмету Музыка, а если ответа нет или никто не дал верного ответа, то воспользуйся поиском и попробуй найти ответ среди похожих вопросов.
Помоги с ответом
представь произведение в виде суммы и найди его значение: а) 3/20*4 б) 6/25*3 в) 2/100*6 г) 3/1000*5 Можно ли быстрее выполнитьумножение дроби на натуральное число?
Нет ответа
Производством каких товаров известен твой регион? Какие памятники природы или памятники истории и культуры находятся в твоём регионе? Расскажи об одном из этих памятников. мой город волгоград а район дивжинский
Нет ответа
5/6 * (0.5|x|-2/5) = 3|x|-2.25
Нет ответа
Найдите значение выражения 6,4*0,35 — 0,48:1,6+1,4= решить действиями! Умоляю помогите
Нет ответа
Спрос и предложение на рынке описываются уравнениями Qd = 100 — 2P; Qs = — 20 + 2 Р. Определите: 1. Эластичный и неэластичный участки спроса. 2. Параметры равновесия на рынке в случае, если введен налог на товар в размере 5 ед. за 1 шт. 3.
Что является Источником музыки и литературы?
Найди верный ответ на вопрос ✅ «Что является Источником музыки и литературы? . » по предмету Музыка, а если ответа нет или никто не дал верного ответа, то воспользуйся поиском и попробуй найти ответ среди похожих вопросов.
Помоги с ответом
представь произведение в виде суммы и найди его значение: а) 3/20*4 б) 6/25*3 в) 2/100*6 г) 3/1000*5 Можно ли быстрее выполнитьумножение дроби на натуральное число?
Нет ответа
Производством каких товаров известен твой регион? Какие памятники природы или памятники истории и культуры находятся в твоём регионе? Расскажи об одном из этих памятников. мой город волгоград а район дивжинский
Нет ответа
5/6 * (0.5|x|-2/5) = 3|x|-2.25
Нет ответа
Найдите значение выражения 6,4*0,35 — 0,48:1,6+1,4= решить действиями! Умоляю помогите
Нет ответа
Спрос и предложение на рынке описываются уравнениями Qd = 100 — 2P; Qs = — 20 + 2 Р. Определите: 1. Эластичный и неэластичный участки спроса. 2. Параметры равновесия на рынке в случае, если введен налог на товар в размере 5 ед. за 1 шт. 3.
Природа — источник музыки
консультация на тему
Музыка зародилась еще задолго до того как человек научился ее сочинять. Все великие композиторы, музыканты, исполнители находили свое вдохновение прежде всего в музыке природы. Иногда мы ее не воспринимаем, не замечаем, но если посетить природные места подальше от «мегаполиса», то мы сможем улавливать и будем наслаждаться красотой окружающего мира. Все природное благородство окружающее нас, зрительно притягивает; до нашего слуха доносятся необычные для нас природные звуки, щебетание разных птиц, постукивание дятла по стволу дерева постукивание дятла по стволу дерева словно по барабану: тук-тук! Журчание воды.
_ -это речка бурлит, шумит и рассказывает нам о себе, довольствуясь своим пребыванием. И неизвестно с каких времен она доносит до нас свое сказочное настоящее. Это и пение птиц перекликающихся и переливающихся звуков, и шорох неизвестных зверюшек, доносящийся до нас. Деревья стоят величественно и легкий ветерок заставляет их шептаться между собой. А небо, какую необьятную красоту в себе таит( и этот гром, и эти перекаты слегка пугающие нас. Что зарождает в нас чувство силы звука -похожие на звук музыкального шумового инструмента. Как приятно осознавать, что все что окружает нас -это так много, и так волнующе. И ты ощущаешь себя богатым, счастливым человеком, который находясь в этом природном мире соединяется с прекрасным. Конечно в обычном мире, в городских условиях нас окружают не привлекающие к себе особого внимания звуки: шум проходящего транспорта, различные технические шумы. Звуки надвигающихся новостроек, которые негативно влияют на наш внутренний мир. Это давно уже стало составной частью нашей жизни, и мы воспринимаем их как внешний шум или помехи.
Музыка бывает разного характера: веселая, грустная, спокойная, ритмичная. Хорошая музыка, которую принимает душа, положительно воздействует на психику маленького человечка, созидает и гармонизирует ее. Создает общий положительный эмоциональный настрой, успокаивает, человек находит гармонию с самим собой. Улучшается настроение, происходит психическое выздоровление больных людей. Музыка пробуждает лучшие чувства- то лучшее, что есть в человеке, а так же бережное отношение к природе, к животным, к людям.
Даже в городских условиях можно найти такие уютные места- скверы, парки, аллеи- где обычно их населяют лесные обитатели: белки. Птицы и т.п. В нашей непростой, городской жизни полной различных проблем, нужно изыскивать возможность для духовной пищи, и приобщать к ней своих детей. Музыка сама по себе является инструментом воспитания души человека. Мое пожелание родителям-с самого раннего возраста приобщать своих детей к прекрасному. Почаще находиться за городом, в местах, где чувствуешь природный комфорт, развивать в своих детях желание слушать и слышать природу, ведь мы ее неотъемлемая часть. Всматриваешься в чистое голубое небо и понимаешь, все это прекрасное, необъятное и бесконечное.
И осознаешь как дорог тебе твой родной край твоя Родина, как ты счастлив, что имеешь такое неоценимое богатство.
Увлекайте своих детей, если нет возможности выезжать за город, посещайте городские парки, красивые скверы, прогуливайтесь по зеленым городским аллеям. Ведь наша Уральская природа по своему неповторима, красива и изящна в своем естественном состоянии. А сколько осенью смешанных разнообразных красок, которые отливаются, стоя на берегу реки при закате солнышка. Любите, берегите, помогайте ей и она не останется в долгу. Прислушивайтесь к природе, ведь нашему будущему поколению, как не им принимать от нас ту природу, которую мы для них сохранили.
Вот музыка запуталась в траве,
Смешалась с шелестом ее и стрекотаньем.
Полет пчелы — смычок по Мирозданью,
Виолончель- пчелою в голове!
Высокий ветер духовыми дышит.
Металл летавры плавится в волне
И чей-то плачь — свирелью при Луне
Любой живет в мирах, чьи звуки слышит!