Не запутайтесь в проводах, статья. «www.hdtv.ru»
Мы уверены, что кабели имеют свой «звук» (или, по крайней мере, могут менять характер звучания аудиосистемы), но вы также можете найти много аргументов «за» и «против» этой точки зрения.
Цифровые аудиокабели
Эти кабели передают цифровой сигнал от источника (например, цифрового выхода HD-плеера) на цифровой вход AV-ресивера или процессора/предусилителя. Преобразование цифрового сигнала в аналоговый происходит внутри ресивера. При этом по одному цифровому кабелю можно передавать как стерео, так и кодированный многоканальный цифровой аудиосигнал.
Цифровые аудиокабели, предназначенные для использования в домашних аудиосистемах, бывают двух видов. Коаксиальный цифровой аудиокабель имеет круглое сечение, и представляет собой металлический проводник, покрытый слоем диэлектрика, и экранирующей оплетки (выполняющей роль второго, «общего» проводника). Коаксиальный цифровой кабель должен отвечать одному обязательному требованию – его высокочастотное (или, как его еще называют, «волновое») сопротивление должно составлять 75 Ом. При отклонениях этого значения в любую сторону передача цифрового сигнала будет производиться с искажениями. Цифровой кабель оснащается RCA-разъемами, это самый распространенный тип разъемов в домашнем аудио.
Другой популярный цифровой аудиокабель — оптический (его называют Toslink по имени компании-разработчика этого вида соединителя, компании Toshiba). В нем для передачи цифрового сигнала используются световые импульсы, а проводником является световод – стеклянный или полимерный. Электрическое соединение между источником сигнала и приемником в данном случае отсутствует.
Споры о том, какой тип соединителя предпочтительнее, не утихают уже на протяжении не одного десятка лет, особенно в аудиофильских кругах. Коаксиальный кабель в большинстве случаев имеет более широкую полосу пропускания сигнала, чем оптический, поэтому многие компании-изготовители (и пользователи) отдают предпочтение соединителю именно этого типа.
Есть и другое мнение. Оно основано на том, что цифровой аудиосигнал – это всего лишь последовательность битов, и на качество звука не может влиять то, каким образом цифровой сигнал был передан от источника к приемнику. Кроме того, при использовании оптического кабеля исключается возможность передачи электрических помех и наводок, которые могут присутствовать на корпусе источника сигнала, в приемник.
Как бы то ни было, при прочих равных мы рекомендуем пользоваться электрическим цифровым соединителем. В крайнем случае, при наличие в вашей AV-системе нескольких цифровых источников сигнала, по коаксиальному кабелю следуем подключать тот, который потенциально обладает наилучшим качеством звука.
Межблочные аналоговые кабели
Межблочные кабели предназначены для передачи низкоуровневого аналогового сигнала. Эти кабели используются в тех случаях, когда компоненты нельзя соединить «по цифре», или вы хотите подключить проигрыватель к усилителю или ресиверу именно по аналогу. Для передачи стереосигнала вам потребуется два одинаковых межблочных кабеля – по одному для каждого канала. Межблочные кабели также используют для соединения предварительного и оконечного усилителей, когда они собраны в раздельных корпусах.
Самый популярный вид межблочного кабеля – однополярный (небалансный). Очень часто он имеет ту же конструкцию, что и электрический цифровой аудиокабель, и оснащается такими же разъемами RCA. Менее распространены так называемые балансные соединители, в которых для передачи аудиосигнала используются три проводника. Одним из главных преимуществ балансных кабелей является их значительно меньшая чувствительность к внешним электромагнитным помехам, поэтому балансные кабели предпочтительнее использовать там, где сигнал надо передать на большое расстояние.
Акустические кабели
Акустические кабели (предназначенные для подключения к усилителю акустических систем) передают высокоуровневый аудиосигнал. Обычно акустические кабели состоят из двух проводников, каждая такая «пара» предназначена для подключения одной колонки. Кроме того, существую и более «продвинутые» схемы соединения АС с усилителем – двухкабельные, но о них мы поговорим в следующий раз.
Самой важной характеристикой акустического кабеля является его сопротивление. Оно зависит от толщины проводников кабеля и материала, из которого они изготовлены, а также длины кабеля. Чем меньше будет сопротивление кабеля, тем лучше. Поэтому (если вы еще не забыли школьный курс физики) следует отдать предпочтение акустическим кабелям большого сечения.
Сечение кабеля измеряется в «гоуджах» (gauge), и чем меньше это значение – тем толще кабель. В любом случае мы рекомендуем избегать использовать кабели «тоньше» 16 gauge, даже если расстояние от колонок до усилителя не слишком велико.
В любом случае, чем короче будут акустические кабели, тем лучше для качества звука. При длине кабеля 6-7 метров его сечение должно быть как минимум 12 gauge. Разумеется, в системах окружающего звучания тыловую акустику можно подключить кабелем потоньше, например в 16 gauge при длине соединения 8-10 метров. Но для кабелей фронтальной акустики никаких поблажек быть не может, и при необходимости использовать соединители значительной длины их сечение должно составлять не менее 10 gauge.
Звучат ли кабели по-разному?
Мы уверены, что кабели имеют свой «звук» (или, по крайней мере, могут менять характер звучания аудиосистемы), но вы также можете найти много аргументов «за» и «против» этой точки зрения. В любом случае, наша безусловная рекомендация – не пользоваться дешевыми кабелями (например теми, которые вы получаете «бесплатно», вместе с AV-техникой), и при создании AV-системы обязательно предусмотреть бюджет на необходимые кабели.
В системе окружающего звучания 5.1, при разумном расстоянии между компонентами и акустикой, будет достаточно «заложить» $50-$100 / метр на межблочные (или цифровой) кабели, и примерно $500 на все акустические кабели. Разумеется, в крайнем случае на кабелях можно и сэкономить, особенно в тех случаях, когда вы используете недорогие AV-компоненты и акустику. В любом случае надо учитывать, что разница в звучании между двумя кабелями гораздо менее заметна, чем, например, между двумя парами АС разных брендов.
На самом деле, поменять кабели в системе можно и в процессе ее использования, иногда это даже предпочтительнее, так как вы уже будете знать, что именно в звуке вашего домашнего кинотеатра вас не устраивает. Но надо помнить, что более дорогие кабели могут звучать тонально иначе, чем более дешевые, используемые в вашей системе, однако такое изменение характера звука не всегда идет во благо его качеству. Многие кабели сконструированы так, чтобы обеспечивать более приятный звук, но не более точный.
Впрочем, задача «апгрейда» кабелей существенно усложняется в тех случаях, когда в вашей аудиосистеме используется скрытая проводка (например, все соединители замуровываются в стену в процессе капитального ремонта). В этом случае при выборе кабелей надо быть очень внимательным, так как их последующая замена может обойтись существенно дороже самих кабелей.
HDMI
Сравнительно новый тип AV-соединителей, который, тем не менее, набирает популярность буквально «не по дням, а по часам». Кабель HDMI может передавать не только цифровой HD-Video сигнал, но и высококачественное многоканальное аудио. В рамках данной публикации мы не будем рассматривать вопросы совместимости двух компонентов, оснащенных HDMI-разъемами, и поговорим о HDMI-кабелях как таковых.
При передаче цифрового видео HDMI кабель свободен от недостатка, присущего аналоговым видео-соединителям – постепенного ухудшения качества изображения при увеличении длины кабеля. Здесь мы имеем дело с немного другими технологиями, и, соответственно, проблемами.
Первая проблема – это полное отсутствие изображения при использовании HDMI-кабеля. Вторая – при передаче видео через HDMI на изображении могут возникать помехи, так называемый «снег». Эти проблемы могут проявляться (или не проявляться) в зависимости от длины кабеля, его конструкции, и типа (разрешения) передаваемого видеосигнала.
Цифровой видеосигнал, передаваемый по кабелю HDMI, распределяется по всей его длине. Как правило, не возникает никаких проблем при использовании HDMI-кабелей длиной до 5 метров. Если вам необходимо передать сигнал на большее расстояние, выбирайте кабель с как можно большим сечением проводников.
Существуют специальные устройства, называемые репитерами. Это небольшие активные устройства, при использовании которых несколько относительно коротких HDMI-кабелей можно включить по цепочке, и тем самым передать сигнал на большое расстояние. В любом случае, если вам нужно сделать HDMI-соединение на расстояние более 10 метров, без репитеров не обойтись.
Подготовлено по материалам «www.hdtv.ru»
Эту статью прочитали 33 790 раз
Статья входит в разделы: Как выбрать. Гид покупателя
Поделиться материалом:
Коаксиальный, оптический и HDMI: какой тип подключений предпочесть?
Вы уже изучили разъемы и купили все нужные кабели. Осталось решить, какой из цифровых аудиоканалов использовать. Какой вариант обеспечит оптимальное воспроизведение аудио и видео? Наш краткий обзор поможет вам разобраться.
Если у вас когда-то был телевизор, DVD-проигрыватель, телеприставка или саундбар, вы уже наверняка имели дело с коаксиальным или оптическим разъемами, а в последние годы – и с HDMI-портами.
Все три вида подключений являются цифровыми. По коаксиальному и оптическому кабелям можно передавать только аудиосигнал, HDMI поддерживает одновременно и аудио, и видео. Если вы не вполне четко представляете себе, какой разъем выбрать, прочтите наш материал.
Коаксиальное цифровое подключение
Вероятно, самый редкий тип подключения у современных аудио- и видеокомпонентов – коаксиальное – предполагает использование электричества для передачи аудиосигнала.
Соответствующий разъем представляет собой всем знакомый круглый RCA-штекер, которым с обеих сторон оканчивается пара аналоговых межблочных кабелей.
Но не поддавайтесь искушению использовать стандартный аналоговый RCA-кабель вместо специального цифрового коаксиального! Он выглядит похоже и даже вполне работоспособен, однако его волновое сопротивление меньше, чем у цифрового (50 и 75 Ом, соответственно), поэтому хороших результатов вы не получите. Для большинства систем вполне подойдет кабель начального уровня – например, QED Performance Coaxial.
Сегодня коаксиальные подключения распространены меньше, чем оптические, но их все еще можно встретить на задних панелях некоторых AV-ресиверов, усилителей и телевизоров.
По нашему опыту, по сравнению с оптическим коаксиальное подключение обычно обеспечивает лучшее звучание. У него более высокая пропускная способность, благодаря чему поддерживаются более качественные форматы файлов с дискретизацией до 24 бит/192 кГц. Оптический канал обычно ограничен 96 кГц.
Главный недостаток коаксиального соединения заключается в потенциальной возможности переноса электрического шума между устройствами системы. Он всегда снижает качество звука и в той или иной степени присутствует во всех компонентах. К сожалению, при использовании коаксиального подключения помехи могут передаваться от источника к усилителю.
Кроме того, пропускной способности коаксиального кабеля недостаточно для передачи высококачественных форматов окружающего звучания – таких как Dolby TrueHD, DTS-HD Master Audio, Dolby Atmos и DTS:X. Поэтому в системе современного домашнего кинотеатра возможности его применения невелики.
Оптическое цифровое подключение
При оптическом цифровом подключении данные передаются по оптоволоконному кабелю (волокна которого могут быть изготовлены из пластмассы, стекла или кварца) посредством света. В таком случае шум из источника на контур ЦАП не переносится, как это может произойти с коаксиальным, поэтому его разумно использовать при подключении устройства напрямую к ЦАП саундбара или AV-ресивера.
Традиционно в системах ДК оптические кабели используются для передачи сжатого многоканального звука в форматах Dolby Digital и DTS. Те, что с разъемом Toslink (Toshiba Link), подключаются к соответствующим портам источника и AV-ресивера. Неплохим начальным вариантом будет кабель QED Performance Graphite Optical.
Многие производители перешли на HDMI в качестве основного типа разъемов, однако оптические выходы все еще регулярно встречаются у таких устройств, как игровые консоли, Blu-ray-проигрыватели, ТВ-приставки и телевизоры. Соответствующие входы можно обнаружить на стороне усилителя или ЦАП – например, в саундбарах или AV-ресиверах.
Как и в случае с коаксиальным подключением, одной из проблем оптического оказывается недостаток пропускной способности для передачи аудиоформатов без потерь – например, Dolby TrueHD или DTS-HD Master Audio, в которых записаны большинство саундтреков на Blu-ray-дисках. Кроме того, оптическое подключение не способно передавать сигналы более двух каналов несжатого потока в PCM. И, наконец, оптический кабель можно повредить, если слишком сильно согнуть его.
Как насчет HDMI?
Главным преимуществом представленного в 2002 году стандарта HDMI является возможность одновременной передачи видео- и аудиосигнала. У него значительно более высокая пропускная способность по сравнению с оптическим подключением, что позволяет передавать аудиофайлы в форматах без потерь – таких как Dolby TrueHD и DTS-HD Master Audio. Если оптическое и коаксиальное подключения можно назвать конкурентами, то у HDMI соперников нет.
HDMI-входы и выходы давно завоевали прочное положение в телевизорах, Blu-ray-проигрывателях и AV-ресиверах, а также все чаще встречаются в саундбарах. Кабель начального уровня – например, AudioQuest Pearl HDMI – подойдет широкому спектру систем.
Стандарт HDMI постоянно развивается, его новые версии обеспечивают все более широкую полосу пропускания и повышенную пропускную способность, позволяя передавать саундтреки с большим числом аудиоканалов – например, в форматах Dolby Atmos и DTS:X. Он также поддерживает имеющиеся и новые видеоформаты – в том числе с разрешением Ultra HD 4K и различные версии HDR – а также такие дополнительные функции, как высокая частота кадров (HFR) и eARC (обеспечивающий передачу до 32 каналов аудио).
На данный момент общепринятым считается стандарт 2.0, однако HDMI 2.1 (поддерживающий контент с разрешением 8K) постепенно прокладывает себе путь на рынок.
Итак, какой же тип подключения выбрать?
Ответ зависит от имеющейся у вас системы. Если необходимо сделать выбор строго между коаксиальным и оптическим подключениями, выбирайте первый вариант. По нашему опыту, коаксиальное подключение за счет большей детальности и повышенной динамики обычно обеспечивает более высокое качество звучания, чем оптическое.
Однако мы живем в эпоху, ориентированную на максимальное удобство. HDMI сегодня стал стандартом для любых аудио- и видеоустройств, и кажется разумным использовать именно его, если все компоненты системы им располагают.
Функциональность HDMI, пригодность к обновлению и возможность одновременной передачи аудио- и видеосигналов дают счастливую возможность забыть о нагромождениях кабелей вокруг устройств. А главное – при этом не придется жертвовать качеством.
Вся техника была протестирована в специальных комнатах «What Hi-Fi?»
https://www.whathifi.com/news/about-us
Подготовлено по материалам портала «What Hi-Fi?», март 2020 г.
Эту статью прочитали 124 062 раза
Статья входит в разделы: Как выбрать. Гид покупателя
Поделиться материалом:
Что такое коаксиальный кабель для звука
Как Вам ответил в предыдущем сообщении Владимир Ягодин, коаксиальный кабель — это всего лишь вид конструкции кабеля. Подробнее можно прочитать здесь: http://ru.wikipedia.org/wiki/Коаксиальный_кабель
.
«Цифровой кабель» предназначен для передачи сигнала в цифровом виде. Форматов представления аудиосигнала в цифровом виде много. В аудиотехнике аудиосигнал в цифровом виде передаётся при помощи специальных коаксиальных кабелей и оптических кабелей. Кабели разные, а формат передачи сигнала может быть один и тот же. Оптический кабель полезен тем, что позволяет передавать информацию на достаточно большие расстояния практически без потерь.
Коаксиальные кабели — не обязательно цифровые, есть варианты коаксиальных кабелей для аналогового подключения.
Цифровые кабели (и коаксиальный, и оптический) обычно используются для передачи аудиосигнала с DVD или Blu-Ray проигрывателей на ресивер, где осуществляется декодирование сигнала и его передача на акустические системы (само собой, уже в аналоговом виде).
В случае передачи аудио сигнала в аналоговом виде («нецифровым кабелем») для каждого канала требуется по одному аналоговому кабелю, таким образом для звука 5.1 нужно 6 аналоговых кабелей, для стереозвука — 2. Цифровой кабель нужен один, вне зависимости от количества каналов.
В случае подключения источника к усилителю/ресиверу аналоговыми кабелями будет использоваться ЦАП (цифро-аналоговый преобразователь) источника, и звук уже в декодированном виде отправится к усилителю/ресиверу. А в случае цифрового кабеля, наоборот, цифровой сигнал передаётся к усилителю/ресиверу, чей ЦАП уже и используется для декодирования сигнала из цифрового в аналоговый.
11 марта 2022, 13:10
Александр (Гость)
Нужно соединить пред усилитель с мощником по аналогу.
Можно ли использовать цифровой кабель Qed Qunex P75?
Или нужен только аналоговый кабель?
11 марта 2022, 14:31
Александр (Гость)
Сам спросил сам отвечу.
Допускается использование цифровых кабелей для аналогового подключения, но не наоборот.
11 марта 2022, 15:57
Артур Войнов (Аудиомания) Специалист по Hi-Fi и High End оборудованию
Здравствуйте. Не допускается. У цифровых кабелей характеристики оптимизированные для передачи цифровых сигналов.
11 марта 2022, 15:56
Артур Войнов (Аудиомания) Специалист по Hi-Fi и High End оборудованию
Здравствуйте. Qed Qunex P75 не подойдет для аналогового подключения.
9 декабря 2018, 14:32
Алексей (Гость)
Можно ли использовать межблочный кабель вместо коаксиального ?
9 декабря 2018, 14:43
Ирина Кербникова (Аудиомания)
Здравствуйте, Алексей! Пожалуйста, напишите что Вам необходимо подключить. Коаксиальный кабель — это конструкция, он может быть межблочным цифровым кабелем ( один кабель) или межблочным аналоговым( пара).
11 марта 2019, 08:32
Олег (Гость)
Здравствуйте! Скажите подалуйста, оптический кабель подойдет для передачи звука на ресивер, чтоб получить настоящие 5.1, или лучше использовать hdmi?
11 марта 2019, 10:36
Дмитрий Зверев (Аудиомания) Специалист по Hi-Fi и High End оборудованию
Олег, день добрый.
Обычный 5.1 вплоть до DTS — можно спокойно передавать по оптике. А вот если идет разговор о передаче звука уровня DTS HD MA, True HD — тут без подключения по HDMI не обойтись. Ибо пропускной способности оптики для этого недостаточно.
27 мая 2020, 11:06
Сергей (Гость)
каким кабелем соединить Выход коаксиальный цифровой и Аудиовход RCA
Здравствуйте помогите решить проблему нужно соединить телевизор с Выход коаксиальный цифровой ( https://www.mvideo.ru/products/televizor-supra-stv-lc40t700fl-10010700/specification ) и саунбар с Аудиовход RCA ( https://www.eldorado.ru/cat/detail/saundbar-samsung-hw-r650/ ) других вариантов нет так как на телевизоре хоть и заявлены выходы rca по факту их нет, а hdmi без arc
27 мая 2020, 12:00
Евгений Кучеровский (Аудиомания) Специалист по Hi-Fi и High End оборудованию
В Вашем случае лучше воспользоваться выходом для наушников !
Покупаем кабель miniJack-miniJack и подключаем.
Преобразовать коаксиальный цифровой в аналоговый сигнал без внешнего ЦАП не получится.
27 мая 2020, 12:39
Сергей (Гость)
каким кабелем соединить Выход коаксиальный цифровой и Аудиовход RCA
Евгений да такой вариант был сразу сделан, но звук через миниджек в разы тише и менее чёткий, сравниваю с звуком передваемому по блютуз на саундбар, поэтому и ищу альтернативный вариант подключения. Если других вариантов нет ,то какой ЦАП оптимален?
20 января 2021, 22:45
Николай (Гость)
CM818 QUIK LOK цифровой. Мне нужно подключить микшер к компьютеру Neutrik Rean NYS 373-2 Red и Amphenol KS3PB-AU с этим кабелем — нормальная связка?
22 января 2021, 13:43
Наталья Богданова (Аудиомания) Специалист по профессиональному оборудованию
Здравствуйте, Николай. С кабелем CM818 дело не имели, поэтому не подскажем. Если Вы планируете в микшер подключить компьютер, как источник звука, то рекомендую использовать в микшере входные раъемы на 2 Jack (входных 2 канала) и есть хорошие готовые кабели для такой коммутации, к примеру miniJack-2Jack .. Если все-таки удобнее использовать вход RCA, то обратите внимание на такой кабель .
Путеводитель по аудиокабелям и переходникам
Количество разъемов даже на бытовом ресивере может шокировать, а звуковые карты, синтезаторы, DJ-пульты и другое музыкальное оборудование прибавляет к списку еще дюжину профессиональных портов. К любому разъему нужен свой кабель. От каких зависит качество звука, какие нужно выбирать с мультиметром, а какие не имеют значения?
Аналоговые кабели
Аналоговые кабели бывают балансными и небалансными:
- Небалансные кабели состоят из двух проводов: земли и сигнального провода. Они подвержены наводкам, микрофонному эффекту (перемещения кабеля слышны в колонках), шумам и помехам. Чем длиннее провод, тем более выражен будет неприятный эффект. Для защиты от помех кабели экранируют: провод земли выполняют в виде оболочки, внутри которой размещается сигнальная жила. Экран бывает витым, плетеным, из фольги или электропроводящего пластика.
- Балансные кабели состоят из трех проводов — двух сигнальных и земли (часто тоже в форме оплетки). Причем сигнал идет по двум проводам в противофазе, а на входе в прибор фаза второго меняется и сигнал складывается. Это увеличивает уровень в два раза, при этом все помехи, появившиеся в самом кабеле, взаимоуничтожаются . На эффекте фазового вычитания основано, в том числе, шумоподавление в наушниках. Чтобы подключение было балансным, входы и выходы подключаемых приборов тоже должны быть балансными.
RCA
Всем известные колокольчики постоянно встречаются как в бытовой аудиотехнике, так и в диджей-пультах, усилителях и другом профессиональном оборудовании.
RCA используется для передачи линейного сигнала. Линейный сигнал — наиболее стандартный для аудиотехники, именно им оперируют микшерные консоли при сведении музыки и диджей-пульты при живом микшировании. Микрофонный и инструментальный сигналы приводят к линейному для записи с помощью директ бокса и микрофонных преампов соответственно. Также линейный тип подключения сплошь и рядом применяется в бытовой технике — усилителях, ресиверах, проигрывателях CD и DVD.
Разъемы RCA легко узнать — они маркируются белым и красным, как в Denon AVR-X250BT
Уровень линейного сигнала сертифицирован:
- Для бытовых приборов: — 10 dBV с номинальным напряжением 0.3162 В RMS
- Для профессиональной техники: +4 dBu с номинальным напряжением 1.2280 В RMS
Существует множество переходников для линейных разъемов. Самый популярный — с RCA на 3,5 мм TRS, например, для подключения плеера к усилителю. Но при подключении CD-плеера в студийный микшер нужно помнить, что сигнал будет тихим из-за разницы в сертификациях.
Сам акроним RCA означает Radio Corporation of America — эта компания в сороковых годах прошлого века применило их в фонографах. Это позволило проигрывателям подключаться к усилителям. На старой технике такие разъемы назывались Phono. В некоторых виниловых проигрывателях до сих пор встречается маркировка Phono Out.
RCA представляет собой небалансное моно соединение. Из-за этого они очень уязвимы к качеству провода. Его следует выбирать таким коротким, каким это возможно. Требования к любым кабелям довольно просты: чем толще сигнальная жила — тем лучше. Производители не всегда пишут сечение жилы, поэтому понять качество шнура обычно можно по его толщине и жесткости.
XLR
Кабели с разъемом XLR всегда балансные. Они разрабатывались для подключения микрофонов и успешно с этим справляются и поныне. Второй популярный способ использования — передача линейного симметричного сигнала между профессиональной или Hi-End аудиотехникой. Иногда переходники XLR/TS используются для подключения звуковой карты к активным колонкам.
Разъемы XLR бывают двух типов: «мама» и «папа», для гнезд противоположного пола в подключаемом устройстве. Неверно их не подключишь. Благодаря балансному подключению в сигнале нет шумов, а у кабеля — ограничений по длине. Защищенность от помех снижает требования к качеству кабеля, но рекомендуется выбирать шнур с максимально широким сечением и надежными разъемами во избежание скрипов и шуршаний.
TS
Tip-Sleeve — всегда небалансные кабели для инструментального моно сигнала. Обычно оснащаются джеками диаметром 6,5 мм, бывают линейными и инструментальными. Первые часто применяются для передачи сигнала от выходов звуковой карты к активной аудиосистеме. Вторые используются для подключения гитар, басов, синтезаторов и цифровых пианино к усилителю, DI-Box или звуковой карте. Инструментальный кабель экранируют, чтобы он не ловил помехи.
Низкий уровень сигнала и специфическая область применения предъявляют высокие требования к качеству кабеля. Ключевые параметры для определения качественного шнура — емкость и индуктивность. Чем провод длиннее, тем его емкость выше. Чем выше емкость, тем больше кабель становится похожим на конденсатор, который превращает электрическую цепь в фильтр высоких частот. На практике это означает, что инструментальный кабель длиннее 10 метров будет делать сигнал глуше. Поэтому следует выбирать инструментальный кабель с минимальной емкостью и хорошим экранированием, надежными джеками и минимально возможной длиной.
TRS
Tip-Ring-Sleeve — кабели из трех проводов, широко применяемые в профессиональной и бытовой технике. TRS встречается в трех исполнениях:
● 6,3 мм — для студийной и старой бытовой техники: наушников, микшеров, звуковых карт, микрофонов для караоке и т.п.
● 3,5 мм — самый привычный стереоджек для бытовой аудиотехники: наушников, плееров и смартфонов, акустических систем и т.д.
● 2,5 мм — миниатюрный разъем для портативной техники: гарнитур, сменных шнуров для наушников и т.п.
Существуют десятки переходников с одного калибра на другой, разветвителей и хабов для разъемов TRS. В некоторые встроен ЦАП, позволяющий заменить собой аудиокарту, если в ноутбуке сломался 3,5 мм джек.
Конструкция из трех проводов дает возможность превратить кабель в балансный. При моно подключении к приборам с балансным подключением, это позволяет устранить шумы. При стерео подключении это небалансный кабель, поэтому его качество влияет на качество звука. Слишком длинный (более 10 метров) кабель может привести к потерям высоких частот, рекомендуется обращать внимание на минимально возможную длину. TRS постепенно исчезают из современной техники, стремящейся избавиться от проводов в пользу Bluetooth, Lightning и USB type C. Чтобы подключить любимые наушники к современному смартфону, все чаще используется специальный переходник.
SpeakON
Спикерный кабель передает сигнал от усилителя к колонкам. Это уязвимая часть аудиосистемы, и от качества кабеля зависит качество аудио. Чем меньше сопротивление жилы, тем меньше будет потерь сигнала. Чтобы уменьшить сопротивление, производители увеличивают сечение кабеля, используют проводники из бескислородной меди и доходят до абсурдных аудиофильских решений, разбираемых на мемы. Однако на практике серьезно навредить звуку можно только при использовании шнура длиной в десятки и более метров.
Спикерные кабели делают без экранирования.
Цифровые кабели
AES/EBU
Audio Engineering Society/European Broadcast Union — цифровой формат передачи данных на скорости до 3 мегабит в секунду. Разработан в восьмидесятых для профессиональной техники и мультиканальной передачи звука, поэтому его редко можно найти в бытовой аппаратуре. Определенную популярность получил только в устройствах класса Hi-End. В качестве интерфейса используется разъем XLR, но для передачи данных на большие расстояния применяются специализированные кабели, чтобы избежать потерь данных. Микрофонные кабели обладают слишком большой емкостью, поэтому портят сигнал и не годятся для AES/EBU.
S/PDIF
Sony-Philips Digital Interconnection Format — бытовая инкарнация AES/EBU, разработанный в конце восьмидесятых цифровой формат передачи звука со скоростью до 3 мегабит в секунду. Это намного больше необходимой для передачи стерео с CD скорости, поэтому по S/PDIF можно передавать и многоканальный звук форматов 5.1 и 7.1 со сжатием. Такой порт встречается во многих DVD-проигрывателях, ресиверах, ТВ и других бытовых устройствах.
Интерфейс S/PDIF может быть цифровой и оптический Toslink (о нем ниже). В первом случае используются привычные RCA-кабели, во втором — оптоволокно.
Все RCA-кабели — коаксиальные (сигнальный провод у них запечатан в экранный, все кабели такой конструкции называются коаксиальными), но сложилось так, что именно напротив цифрового разъема S/PDIF на бытовой технике пишут «coaxial».
Коаксиальный вход на усилителе Denon PMA-800NE
Формат очень требователен к качеству кабеля, по которому течет как сам цифровой поток, так и синхронизирующая информация. Последняя необходима, чтобы принимающее устройство опознало и привязалось к передающему, иначе будут появляться артефакты, именуемые джиттером — треск, гудение, шум и т.п. Как правило, в джиттере виноват именно некачественный кабель. Однако это имеет значение только при больших расстояниях. Обычный качественный RCA в пределах двух метров отлично справится и с цифровой передачей данных. Если же нужен более длинный шнур, тогда по стандарту его сопротивление должно быть 75 Ом.
Когда-то с помощью S\PDIF даже подключался CD-привод к аудиокарте. Современная техника переходит на HDMI, но часто телевизоры имеют только цифровой S/PDIF для вывода звука.
Чтобы подключить к такому ТВ внешнюю акустику, понадобится преобразователь цифрового сигнала в аналоговый с обычными RCA выходами.
Toslink
Toshiba Optical Link — оптический интерфейс для S/PDIF. По своей сути представляет собой коаксиальный кабель, в котором вместо сигнального провода используется оптоволокно.
Это дает кабелю полную защиту от электромагнитных помех и некоторых других проблем, но прибавляет больше требований к кабелю.
Toslink часто носит маркировку Optical, как на DENON DCD-600NE
Из-за хрупкой оптоволоконной сердцевины дешевые кабели легко ломаются, а дорогие оказываются очень жесткими и не подходят, если нужно проложить шнур с перегибами. При передаче данных на большие расстояния сигнал легко теряется, появляется джиттер, поэтому кабель Toslink длиннее пары метров должен быть максимально качественным.
ADAT
Alesis Digital Audio Tape — разработанный в девяностых годах формат передачи многоканального звука. В то время он умел передавать 8 каналов в разрешении 48 кГц по одному проводу для записи на кассету S-VHS. Современная версия S/MUX умеет также передавать 4 канала с частотой семплирования 96 кГц, или 2 канала для аудио в 192 кГц.
ADAT в варианте S/MUX на звуковой карте Tascam SERIES 102i
В качестве интерфейса применяется оптический разъем TosLink, иногда промаркированный как ADAT Lightpipe. ADAT, наряду с S/PDIF, часто встречается в современной профессиональной технике — звуковых картах, ЦАПах, микшерах.
Word Clock
Иногда на профессиональных звуковых картах или ЦАП класса Hi-End (а также в ресиверах, усилителях и проигрывателях, оснащенных таким ЦАП) можно найти разъемы Word Clock просто Word, похожие на колокольчики. Этот порт используют цифровые подключения S/PDIF, AES/EBU и ADAT для более точной синхронизации между устройствами. По Word Clock передается синхронизирующий сигнал, позволяющий избежать джиттера и эффекта рассинхронизации звука с изображением в домашних кинотеатрах. В качестве интерфейса используется разъем BNC и коаксиальные кабели, требования к ним такие же, как к S/PDIF.
MIDI
Такие кабели передают MIDI информацию от синтезаторов, миди-клавиатур, процессоров эффектов и другой музыкальной техники к звуковой карте или контроллеру. Состоят из двух сигнальных кабелей в экране и 5-контактного разъема DIN (используется только 3 контакта). Управляющей информации передается не очень много, поэтому особых требований к MIDI-кабелям не предъявляется, любой исправный шнур длиной до 15 метров будет передавать сигнал без потерь и ошибок.
HDMI
Современный цифровой стандарт для бытовой техники передает видео и многоканальный звук. Есть два типа сертификации кабелей HDMI: Standard (разрешение видео до 1080i) и High Speed (видео до 4K с 3D и Deep Colour). Оба поддерживают передачу многоканального звука до 7.1 с частотой дискретизации до 192 кГц.
Любой исправный кабель длиной до 5 метров не будет портить качество изображения и ловить помехи. Для больших расстояний следует выбирать качественные кабели, здесь следует общее правило: чем более толстый и более жесткий — тем лучше.
USB
Множество аудиокарт, ЦАП, наушников, микрофонов, усилителей и ресиверов подключаются к компьютеру с помощью интерфейса USB. Самая популярная версия все еще остается 2.0, обеспечивающая скорость до 480 Мбит/с (хотя где-то 300 мбит\с будут ближе к реальности). На практике этого хватает для одновременной записи около 50 треков в разрешении 48 кГц\24 бит.
При увеличении частоты дискретизации вдвое, количество возможных треков уменьшается в два раза, поэтому для записи аудио в высоком разрешении лучше подойдет аудиокарта с интерфейсом USB-C. Он по характеристикам соответствует USB 3.1 (скорость до 10 Гбит\с, в 20 раз быстрее). Также USB-C умеет работать в альтернативных режимах, заменяя, в частности, Thunderbolt и HDMI при наличии маркировки совместимости и соответствующего переходника.
Аудиофилия добралась и до USB кабелей, в Сети можно найти сравнения звучания дорогих шнуров. Такое случилось из-за того, что USB передает данные без проверок сумм на предмет утраты пакетов, как в HDMI. Однако на практике это не критично, и для небольших расстояний достаточно обычного качественного USB кабеля, чтобы получить четкий сигнал без потерь.
Firewire (IEEE 1394)
Уходящий в закат разъем Firewire когда-то широко применялся в звуковых картах, ЦАП класса Hi-Fi и в студийной технике. Хотя первая инкарнация 1394a даже уступала USB 2 по теоретической скорости (до 400 Мбит\с). На практике она могла похвастаться более стабильным подключением, меньшими потерями данных и меньшей задержкой при записи.
Главная проблема с Firewire не в качестве шнура, а в качестве контроллера: для стабильной работы нужны контроллеры сертифицированных для конкретной аудиокарты производителей. Встроенный в материнскую плату дешевый чип часто оказывается бесполезен.
Thunderbolt
Хорошо известный владельцам Mac разъем обладает скоростью до 40 Гб\с в актуальной инкарнации Thunderbolt 3. Сегодня разъем используется в студийных звуковых картах и пытается пробраться на рынок пользователей Windows, появляясь в материнских платах.
Thunderbolt является продолжением и заменой Firewire, поэтому к ПК с современным разъемом можно подключить звуковую карту с 1394 с помощью переходника.
Заключение
Беспроводное подключение постепенно вытесняет кабели в бытовой технике, Bluetooth колонки заменяют аудиосистемы, а саундбары уже научились передавать по воздуху многоканальный звук и конкурируют с домашними кинотеатрами. Современные кодеки позволяют передавать сигнал в высоком разрешении без каких-либо потерь. Но пока старая техника еще работает, в продаже всегда можно будет найти соответствующие шнуры и переходники.