Цветокор как в кино
Перейти к содержимому

Цветокор как в кино

  • автор:

Основы кинопроизводства: цветокоррекция

Цитируя один из учебников теории кино: «цветокоррекция ( цветоустановка , цветосинхронизация ) – это регулировка цветовых составляющих R (красный), G (зелёный) и B (синий) с целью изменения общей цветности и визуального стиля изображения”. И, несмотря на обычную непонятность и замысловатость подобных теоретических работ на кинотематику, это одно из самых понятных обозначений.

Многие начинающие кинопроизводители не всегда понимают, зачем нужна корректировка цвета – мол, это раньше было нужно, а сейчас все же на цифре и можно обойтись и без нее.

Они правы в чем-то. Раньше, когда все делалось на плёнке, цветокор был всегда необходим, ведь двух идентичных плёнок не бывает – в процессе их производства все равно допускаются минимальные, но все-таки отхождения от стандартов. Сейчас же все подчинено цифровому миру и все процессы подчинены его величеству компьютеру.

Однако, необходимость цветокоррекции не отпала – кадры до сих пор разнятся между собой, и никто не отменял некоторую криворукость осветителей и операторов (особенно на телевидении). Вся необходимость синхронизации цвета заключается в нужде выровнять цвет и спрятать все недочёты съёмки, чтобы окончательный продукт смотрелся гармонично и цельно.

Также цвет имеет вполне символический характер в кино – как уже писалось ранее – цвет прекрасно отображает настроение происходящего в кадре. Не даром же существует выражение “задать тон всему происходящему” – цвет напрямую влияет на восприятие.

Сам процесс цвето коррекции делится на:

  • первичную цветокоррекцию
  • вторичную цветокоррекцию

Если объяснять все простыми словами, первичная – основная регулировка цветов по отношению к “нормальному” (как задумывается).

tsvetokorrektsiya-video-nachalo-01

Вторичная – это процесс подгонки уже откорректированных кадров по цвету между собой. И тут как раз открываются те самые дополнительные возможности по скрытию всяких недостатков видео – регулировка тёмных и светлых участков изображения, тени, источники света. Также происходит более точная “подгонка” цвета.

Читайте также: Как Николас Виндинг Рефн использует зеркальное отражение, чтобы заставить нас «видеть»

Возвращаясь к утверждению “ цветокоррекия только для плёнки и только вручную” – семимильными шагами идущий технический процесс позволяет сделать автоматизированным и цифровым даже самые старые и плёночные фильмы.

Digital Intermediate

Это система, что сканирует плёнку и переводит ее в цифровой режим. С помощью нее можно оцифровать старый фильм или обработать на постпродакшне новый фильм, что все равно был снят на плёнку. Конечно, этот процесс позволяет сделать цветокоррекцию гораздо проще и быстрее.

Значение-цветокоррекции-в-кинематографе1

Почему быстрее? Все потому что, в стандартном случае цветокоррекции кадры корректируются один за одним. В случае DI можно корректировать много кадров одновременно – если кадры связаны между собой, они автоматически подстраиваются. Также возможен процесс реставрации и восстановления порченых кадров или, например, хроники. Вот такая вот замысловатая штука.

Если говорить о самом процессе ц ветокоррекции , при которой человек сам настраивает нужный цвет – это процесс сложный, но невероятно интересный, ведь ты можешь повлиять на все восприятие фильма, можешь поменять детали. Ничего не мешает тебе перекрасить дерево в синий, а людей в розовый…

Цветокоррекция сложна и необходимо понимать основы цветопалитры , сочетание и даже некоторый символизм. Все начинается с цветового круга (колеса), палитры цветов. Он знаком всем, кто когда-либо имел опыт работы с трёхсторонней коррекцией цвета. Это стандартный инструмент как в работе с цветокоррекцией , так и в теории цвета в целом, где необходимо определять набор комбинаций наиболее подходящих цветов. В упрощённой форме цветовой круг состоит из 12 цветов, основанных на цветовой модели RYB (субтрактивного синтеза).

В цветовой модели RYB первичные цвета – это красный ( Red ), жёлтый ( Yellow ) и синий ( Blue ). Три вторичных цвета – зелёный, оранжевый и фиолетовый – являются производными от смешивания первичных цветов. И остальные 6 третичных цветов возникают от смешивания первичных и вторичных.

Читайте также: 10 коротких документальных фильмов для творческих

Обратите внимание, что тёплые цвета находятся справа, а холодные – слева. Тёплые цвета – яркие и энергичные. Холодные цвета имеют эффект успокоения и тишины. Далее существует несколько основных цветовых сочетаний, что можно очень часто увидеть в кино. Легче всего, на мой взгляд, просто иметь перед глазами картинки (чтобы вам объяснить что да как ).

Самые популярные цветовые схемы в кино

Важность цвета в кино сложно переоценить. С помощью цвета в кадре создается напряжение, акцентируется внимание на важных деталях, поддерживается необходимая атмосфера. Для того, чтобы лучше понять принцип работы цветокоррекции в кино ниже будут рассмотрены пять самых часто используемых цветовых схем.

Объяснение базовых принципов цветокоррекции поможет понять, как выбор того или иного цвета сказывается на атмосфере фильма, вызывая необходимые эмоции.

Color-Correction-Studio

В кино-индустрии основная работа над атмосферой картины зависит от художника-постановщика, который кропотливо работает над фильмом еще до начала съемок. Режиссёр, оператор – все оказывают влияние на конечный результат. Ну и финальный результат закрепляет колорист.

Влияние цвета

Из-за того, что цвет оказывает сильное влияние, которое мы часто не можем осознать, правильное его использование может стать очень эффективным инструментом, дополняющим сюжет фильма. Знания в этой области могут стать дополнительным ‘оружием’, помогающим достичь нужного эффекта за счет игры с цветом.

Работы известных режиссёров подтверждают, что выбор цветовой гаммы далеко неслучаен: синий цвет используется для того чтобы смягчить картину, придать ей успокаивающее настроение, когда же красный, наоборот, чтобы усилить эмоциональную составляющую картины. Также цвета помогают передать атмосферу определенного места, или даже могут перенести зрителя в другой временной промежуток.

Цветовое колесо

Знакомство с базовыми принципами коррекции цвета начинается с цветового колеса, которое известно всем тем кто работал с 3-сторонней цветокоррекцией.

Цветовое колесо – это очень распространённый инструмент, который используется для того, чтобы контролировать работу с цветом и помогает определять самые удачные сочетания цветов.

Простая форма цветового колеса представляет собой круг, состоящий из двенадцати цветов. Каждый цвет основан на RYB, где первичными цветами являются: красный (R), желтый(Y) и синий(B). Цвета, такие как оранжевый, фиолетовый и зеленый, называются вторичными, потому что получаются смешением вышеперечисленных. Оставшиеся третичные цвета, соответственно, являются результатом смешением первичных цветов со вторичными.

Читайте также: Фанат проанализировал визуальную композицию 20+ фильмов, чтобы показать гениальность режиссеров

Внимательное изучение колеса, помогает увидеть условное его деление на два полушария, где теплые цвета, ассоциирующееся с энергией и активностью, находятся справа, а холодные цвета, которые создают атмосферу спокойствия, расположены слева.

Цветовой круг будет основой для нашей демонстрации самых популярных цветовых схем, состоящих из двух или более цветов. Кадры из фильмов, которые будут использованы в статье позаимствованы со страницы графического дизайнера Roxy Radulescu www.moviesincolor.com. Вы точно не пожалеете, если взгляните на работу, которую она проделала.

Пять часто используемых цветовых схем.

Комплементарная цветовая схема


Complimentarnue

Это комбинация считается самой популярной схемой, состоящей из двух цветов. В данной схеме используются противоположные друг другу цвета. Например, знакомая большинству комбинация оранжевого цвета и голубого, или как ее еще называют teal and orange, является примером комплиментарной схемы. Данный прием помогает придать кадру жизни, так как зритель воспринимает использование теплого и холодного цвета в одном кадре, как нечто очень гармоничное. Насыщенность цветов может меняться, но комплементарные пары цветов часто смотреться очень естественно и радуют глаз публики.

Из-за того, что зритель воспринимает контраст оранжевого и синего цвета, как проявление внутреннего и внешнего конфликта, эта комплементарная пара часто используется для усиления напряжения на экране. Внутренние переживания героя так же могут быть показаны на экране с помощью подобной пары в окружающей героя обстановке.

Замечательным примером использование данной цветовой схемы может послужить драма “Амели”, где в одном кадре часто используется красные и зелёные цвета.

Amelie-Color_01
Amelie-Color_02

Сцена из «Бойцового клуба» демонстрирует использование вышеупомянутого сочетания оранжевого, усиленного в светлых участках, и зеленовато-голубоватые цвета в тенях.

Fight-Club-Color_01

Сцена из «Драйва», как очередное подтверждение любви колористов к этой цветовой паре.

Читайте также: В этом трогательном мультфильме показывают вымирающие виды животных


Drive-Color

Но не всегда контраст так очевиден как в вышеперечисленных примерах. Допустим, уже в другой сцене «Бойцовского клуба» намного сложнее заметить этот контраст, но при внимательном исследование кадра мы можем увидеть, что на коже персонажа есть очевидные оранжевые пятна, которые ярко контрастируют с синим и зеленым цветом лица героя.

Fight-Club-Color_02

Аналогичная цветовая схема.

Triada

На цветовом колесе аналогичные цвета находятся в непосредственном соседстве. Использование данных цветов создает уютную и гармоничную картинку, так как они обычно неплохо смотрятся в одном кадре. Чаще всего, в использовании данного примера избегается любой контраст, поэтому цвета или только теплые или только холодные.

Из-за того что подобное сочетание цветов часто встречается в естественной среде, аналогичная цветовая схема нередко сопровождает пейзажные сцены.

Если используется три цвета, то преимущество отдается одному из них, второй становится дополнительным, а третий, в основном, используется для тонирования.

Например красный, оранжевый, коричневый и желтый цвет в сцене «Афера по-американски» – это аналогичные цвета, находящиеся рядом на цветовом круге. Они помогают создать теплую атмосферу избегая напряжения в кадре и почти не создают напряжения.

American-Hustle-Color

Троичная цветовая схема

Classic triada

Три цвета, находящиеся на равном расстоянии друга от друга, создают троичную цветовую схему, где один из цветов можно назвать доминирующим, а оставшиеся два скорее используются для акцентов. Таким образом, даже не слишком насыщенные цвета, начинают играть новыми красками.

Из-за того, что данную цветовую схему гармонично реализовать непросто, она редко используется в фильмах, но при правильном использование может создать живописную картинку на экране.


Примером может является французский фильм «Безумный Пьеро», который удачно использует красный, синий и зеленый цвет в одном кадре.

Читайте также: Как приучить ребенка к творчеству

PIERROT-LE-FOU

Сплит-комплементарная цветовая схема

Contrast triada

Очень похожая на комплементарную схему, сплит-комплементарная отличается только тем, что вместо противоположного цвета используется два. В итоге сохраняется контраст между цветами, но уже не настолько очевидный.

Красный, зеленый и голубой цвет в кадре из кинокартины братьев Коэн «После прочтения сжечь» хороший пример того, как выглядит сплит-комплементарная цветовая схема на экране.


Burn-after-reading-Color

Тетраидная цветовая схема

Tetriada

Два противоположенные пары цветов представляют собой тетраидную цветовую схему. В итоге, палитра цветов становится очень разнообразной. Но опять же, лишь один цвет является основным

Яркая вечеринка из картины «Мамма MIA!» пример гармоничного использование данного приема. В данной сцене все выглядит очень сбалансировано по цвету, хотя она вполне могла бы выглядеть как кадр с плохой дискотеки.

Mama-MIA-Color

Нередко, необходимые цвета создаются уже после того, как фильм отснят. Любимый Голливудом синий и оранжевый цвет в кадре, например воссоздается с помощью усиления синего цвета в тенях и оранжевого в светлых участках кадра и коже героев. Изображение снимается плоским, а потом нужные цвета добавляются на этапе цветокорекции. Таким образом, наличие тех или иных цветов в “сыром” материале необязательно.

Популярность вышеупомянутого приема снова доказана на примере кадра из фильма «Магнолия», где лицо героя преимущественно оранжевое, а теневые участки зелено-голубые.

Magnolia

Данная статья про базовые цветовые схемы создана для того, чтобы помочь вам в своих проектах, в работе на площадке и постпродакшине. Надеемся, что знания полученные от статьи будут вам полезными.

Цвет в кино: как кинематографисты управляют нашим настроением

С тех пор как человечество научилось делать фильмы в цвете, у кинематографистов появился еще один мощнейший изобразительный инструмент. Цвет в кино создает настроение и формирует наши эмоции при просмотре. Согласно некоторым исследованиям, цвета влияют на нас даже на физическом уровне. Например, ярко-красный может слегка повысить кровяное давление зрителя. А синий обладает успокаивающим, замедляющим эффектом.

Однако просто поместить в кадр предметы нужных цветов недостаточно. Для того чтобы цвет действительно становился самостоятельным героем фильма, в кино прибегают к отдельной науке – колористике. Посмотрите, как бы выглядели все современные фильмы без цветовой обработки:

Хотите тоже попробовать поиграть с цветом? Скачивайте Movavi Video Editor и творите! А чтобы у вас были внятные ориентиры в ваших экспериментах – читайте статью дальше. Мы как раз собираемся рассказать вам все о распространенных цветовых схемах и символике оттенков в кинематографе.

Для всех читателей блога Movavi Video Editor Plus со скидкой 10%:

Цветовые схемы

Вы наверняка слышали, что некоторые цвета хорошо сочетаются в одежде или на картине, а некоторые – плохо. Вот и в кино так же. Для того чтобы проще ориентироваться в цветах, люди используют различные цветовые схемы – о них мы и поговорим.

Все световые схемы, о которых мы говорим в статье, построены с использованием цветового круга – базового инструмента цветового конструирования. Перед вами классическое цветовое колесо Иттена.

В центре схемы – три основных цвета: желтый, синий и красный. В парах эти оттенки формируют дополнительные: оранжевый, фиолетовый и зеленый. При дальнейшем совмещении образуется больше цветов. Большой круг делится пополам на теплые оттенки (красный, оранжевый, желтый) и холодные (синий, зеленый, циановый).

Монохроматическая

В этой схеме преобладает один основной цвет. Весь кадр выстраивается в разных оттенках красного, желтого, синего.

Классический, буквально хрестоматийный пример фильма, где используется монохроматическая цветовая схема – «Матрица». Здесь все, что происходит в искусственной реальности Матрицы, окрашено в зеленый – цвет, который у зрителя ассоциируется с изображением кода («цифровой дождь» из изумрудных символов). Но об ассоциациях мы поговорим позже.

Известный любитель сцен с использованием одного преобладающего цвета – Уэс Андерсон, автор фильмов «Королевство полной луны» и «Отель Гранд Будапешт».

Аналоговая

Аналоговая схема подразумевает использование оттенков, которые находятся рядом друг с другом в цветовом колесе – только теплые и только холодные. По сути, эта схема очень близка к предыдущей, но дает большую свободу колористам и не так жестко ограничивает их инструментарий.

Комплементарная

В комплементарной цветовой схеме используются оттенки, расположенные в противоположных частях цветового колеса. Например, темно-желтый и синий или красный и зеленый.

Сочетание противоположных цветов наш глаз воспринимает как гармоничное: теплый и холодный дополняют друг друга. Считается, что это самая простая и распространенная цветовая схема в кинематографе.

Вот как это работает: если основной акцент на переднем плане выполнен в рыжем или оранжевом цвете, то бэкграунд будет в основном синим. В противоположных цветах могут быть также выполнены одни только акценты.

Чаще всего кинематографисты используют именно рыже-синюю схему. Ее можно заметить, например, в фильмах «Безумный Макс» или «Драйв». Классический пример фильма, где создатели прибегли к красно-зеленой схеме – «Амели».

Сплит-комплементарная

Вместо двух противоположных цветов один основной (скажем, красный) противопоставляют двум другим, которые находятся на обратной стороне круга рядом друг с другом (синий и зеленый). В этом случае красный будет акцентом, а синий и зеленый – дополняющими.

Троичная

Как несложно догадаться, эта схема тоже подразумевает использование трех цветов. Однако в этом случае они расположены на равном расстоянии друг от друга в цветовом круге. Эту схему часто можно встретить в старом кино. Вот, посмотрите например, на кадры из фильмов «Безумный Пьеро» и «Женщина есть женщина».

Значение цвета

Значение цвета в кинематографе – это, конечно, не только красивая картинка и сочетаемость оттенков с художественной точки зрения. Цвет довольно часто несет в себе очень сильный смысловой подтекст. Через цвет режиссеры могут намекать на настроение главных героев, передавать атмосферу кадра, внушать зрителю чувство тревоги или радости.

Но, конечно, все не так просто, как может показаться на первый взгляд. Зеленый – не обязательно подразумевает спокойствие, а красный – далеко не всегда страсть. Ассоциации с каждым цветом могут быть как положительные, так и отрицательные. И кинематографисты этим удачно оперируют и буквально управляют нашими эмоциями по ходу просмотра фильма.

Зеленый

Зеленый – цвет природы, лета, радости. Так, самые умиротворенные, тихие и радостные сцены всей трилогии «Властелин колец» происходят в Шире – крае хоббитов, который буквально тонет в зелени.

Зеленый как добрый вестник, символ спокойствия и нравственной чистоты появляется в огромном количестве фильмов: «Гордость и предубеждение», «Форест Гамп», «Древо жизни».

В то же время зеленый довольно часто становится спутником злой магии. Вспомните, например, «фирменный» цвет Слизерина или традиционное изображение зелья, сваренного коварной ведьмой. Даже Малефисента – как в старом мультике «Спящая Красавица», так и в недавнем его переосмыслении – традиционно предстает перед зрителями, обрамленная языками зеленого пламени.

Фиолетовый

Мистику и магию также часто окрашивают в фиолетовый. При этом в такой цветовой гамме волшебство уже не обязательно будет деструктивным. Это вполне может быть могущественная и доброжелательная энергия другого мира, как в фильме «Аватар». Но под покровом лилового цвета может скрываться и безусловное, иррациональное, непостижимое человеку зло – как в фильме «Неоновый демон». Все зависит от контекста.

Синий

Синий довольно часто сопровождает одиноких, оторванных от мира персонажей. Он может изображать как легкую меланхолию, так и полную изоляцию и потерю почвы под ногами. Одинок герой драмы «Шоу Трумана», хотя он уже избавился от иллюзии и скоро изменит свою жизнь. Одиноки и персонажи «Бойцовского клуба», у которых все максимально сложно к концу фильма.

Розовый

Розовый чаще всего воспринимается как «девчачий» цвет, особенно в фильмах девяностых-двухтысячных. Часто этот цвет символизирует невинность и нежность, юношескую влюбленность, инфантильность. Едва ли не чаще этого розовый выступает как прикрытие, маскировка бессердечных и злых персонажей. Чего стоят профессор Амбридж или героини тинейдж-комедии «Дрянные Девчонки».

Красный

Красный – очень мощный цвет. Даже на небольшую красную деталь зритель сразу обращает внимание. Стоит ли говорить о случаях, когда весь кадр окрашен в красный.

В красном часто представлены зловещие сцены, где присутствует насилие, страх, жестокость. Фредди Крюгер бродит по снам несчастных героев в красно-черном свитере. Напряженные, непонятные, полные недосказанности сцены в «Шепотах и криках» Бергмана происходят в красной комнате. Наконец, в «Сиянии» двери лифта, из которых ужасающим потоком хлынет кровь, – красные (как будто одной крови было недостаточно). Ну а один из ярчайших примеров – жуткая сцена в переходе, залитом беспощадным красным светом, в фильме «Необратимость».

В других картинах красный может сопровождать любовь – и совсем не обязательно роковую и разрушающую. Так, этот цвет становится одним из визуальных воплощений бестелесной операционной системы в фильме «Она», в которую влюбляется главный герой. Красный же аккомпанирует волнительному напряжению между любовниками в фильме «Любовное настроение».

Желтый

Желтый может показывать как наивность, теплоту и «детскость» главных героев, так и удушливую, тревожную, безумную обстановку.

Вспомните фильмы Уэса Андерсона – скажем, «Королевство полной луны», где трогательность соседствует с желтым цветом буквально в каждом кадре. Или «Семейку Тененбаум», где желтый – это цвет детства и неловкого возвращения к нему в уже сознательном возрасте.

С другой стороны, есть такие фильмы, как «Город грехов», «Сплит» и то же «Сияние», где желтый символизирует насилие, надрыв, потерю ума, отсутствие контроля. Известное в русскоязычном пространстве выражение «желтый дом», желтая комната Раскольникова и даже признание некоторыми исследователям желтого как цвета шизофрении – все говорит о том, что такая ассоциация с этим цветом появилась в кино неспроста.

Оранжевый

То же самое с оранжевым. Он может показывать домашний уют, доброе волшебство, теплую и дружескую атмосферу. А может – духоту, одиночество, потерянность.

Тут можно вспомнить сцены домашнего театра из недавней экранизации «Маленьких женщин» или покупку первой волшебной палочки у Олливандера в первом фильме про Гарри Поттера.

В противоположность этим сценам мы видим одинокого Дэнни на огромном ковре с оранжевым орнаментом («Сияние») и несчастного героя Мэтта Дэймона в «Марсианине». Последнего костюмеры даже одели в скафандр с оранжевыми элементами, словно самого Марса и его рыжих пейзажей было недостаточно.

Белый

И даже белый может нести противоположные по настроению сообщения. У одного режиссера это будет опустошенность, пугающее бездействие, больничная стерильность. А у другого – чистота и невинность ребенка, воспоминания о детстве, мечты и сны.

Посмотрите, например, на кадр из фильма «Под покровом ночи», где главная героиня не находит себе места и мучается, погружаясь в воспоминания и самоанализ. Зловеще выглядят и белоснежные декорации в хорроре «Чужой» или в боевике «Голодные игры».

А вот в начальных кадрах «Господина Никто» белый – это ангелы, в «Древе жизни» – это непорочность и доброта, во «Властелине колец» – это прозревший и более могущественный Гендальф.

Цвет в современных фильмах

Всем привет, меня зовут Денис. Я работаю художником по свету (Lighting Artist) в игровой индустрии. Часто читаю Хабр просто потому что интересно и вот сегодня увидел статью Дефицит цветов в современных фильмах которая меня немного ошарашила. Ведь в кино существуют целые отделы композитинга, которые занимаются цветокоррекцией изображения, чтобы конечный результат выглядел красиво, а также вызывал определённые эмоции. Поэтому меня сильно удивило, что кто-то видит в этом отрицательную сторону.

И вот я уже собрался написать длинный комментарий, но понял, что информации настолько много, что можно об этом написать целую статью, собственно, почему бы и нет.

Давайте разбираться, почему же в кино цветовая палитра сводится к нескольким конкретным цветам, а не представляет полный спектр. Хочу заметить, что всё нижеупомянутое применимо и к современным играм.

Цветовой круг

Как правильно заметил автор статьи, цветовую информацию можно представить в виде спектра:

В XVII веке Сэр Исаак Ньютон предложил свернуть этот спектр в круг, соединив фиолетовый и красный. Таким образом появился цветовой круг. Ньютон обратил внимание на то, что цвета плавно перетекают из одного в другой и выделил семь основных цветов — красный, оранжевый, жёлтый, зелёный, синий, индиго и фиолетовый.

Поднимите руки, кто знает что за цвет индиго!

Понятие «основных цветов» очень субъективное, так, например, если попросить цифрового художника назвать основные цвета, то он скажет красный, зелёный, синий. Живописцы ответят красный, жёлтый, синий. Люди, занимающиеся печатью ответят голубой, малиновый, жёлтый. Ребёнок ответит красный, оранжевый, жёлтый, зелёный, голубой, синий, фиолетовый.

Все они видят одни и те же цвета, но воспринимают их по разному. Ребёнок как набор цветов, достаточный для того, чтобы нарисовать солнце, травку, небо, радугу и т.д. не смешивая цвета. Художники воспринимают основные цвета, как цвета, достаточные для того чтобы получить любой другой цвет путём смешения.

Во времена Ньютона не было мониторов, печати, акриловых красок и других достижений современной цивилизации, художники пользовались масляными красками, цвет которых был обусловлен пигментами, известными в те времена. Ассортимент пигментов, в свою очередь, влиял на цветовой круг. Так выглядит традиционный цветовой круг:

Можно увидеть, что синий, жёлтый и красный формируют треугольник и являются основными цветами. Основная проблема такого круга в том, что цвета распределены неравномерно — большую часть круга занимают тёплые цвета, оттенки красного и жёлтого.

С течением времени появлялось множество вариаций цветового круга, все они отличались распределением цветов по окружности, а также базовыми цветами. По сей день нет какого-то единого цветового круга, которым пользовались бы все. Достаточно вбить в гугл «Color Wheel» и вы увидите насколько много различных вариаций цветового круга существует в мире. Тем не менее можно выделить два наиболее полезных цветовых круга.

RGB-круг. Как понятно из названия, этот круг представляет смешение трёх основных цветов — красного, зелёного и синего. Он полезен для работы с цифровыми изображениями, так как большинство из них представляют собой смешение трёх чёрно-белых каналов — красного, зелёного и синего.

Он же является и CMYK-кругом, так как за основные цвета можно принять голубой, малиновый и жёлтый — комплементарные красному, зелёному и синему.

Разница между RGB и CMYK заключается в смешении цветов. RGB — это аддитивная модель, то есть значения цветов складываются, CMYK — субтрактивная, то есть значения вычитаются.

RGB схожа со светом — если вы возьмёте три лампочки красного, синего и зелёного цвета и осветите ими одно место, то суммарно получите белый свет.

CMYK же, напротив, схожа с поверхностью, этот свет поглощающей. Голубая краска поглощает 100% красного, 50% зелёного и 50% синего, жёлтая краска поглощает 50% красного, 50% зелёного и 100% синего. Смешивая голубую и жёлтую краску получаем краску, которая поглощает 75% красного, 50% зелёного и 75% синего, таким образом она отражает больше зелёного и наш глаз воспринимает её зелёной. Именно из-за схожести со смешением красок CMYK используется в печати.

У RGB-круга есть один недостаток — он математически точный и не учитывает человеческого восприятия цветов. Поэтому на помощь нам приходит цветовой круг от Adobe. Не знаю как он называется и не смог найти историю его происхождения, но на сегодняшний день он является наиболее подходящим инструментом для подбора цветов.

Теперь, когда мы определились с инструментом, можно поговорить о цветовых сочетаниях.

Монохромная палитра

Монохромная цветовая палитра представляет собой оттенки одного цвета с небольшими вариациями. Хороший пример — кадр из фильма «Матрица».

Думаю ни для кого не секрет, что зелёный цвет «Матрицы» связан с зелёным шрифтом интерфейса, в котором работает Нео и здесь создатели фильма хотели подчеркнуть искусственность Матрицы, придав ей слегка зеленоватый оттенок. На мой взгляд вместо усреднённых значений по всему фильму, куда информативнее выглядят так называемые Movie Bar Codes — все кадры фильма, сжатые в одну полоску:

Здесь чётко видно, что «Матрица», на самом деле, не только зелёная. Отчётливо видны синие отрезки — так создатели разделили реальный мир и Матрицу. Зелёные оттенки подчёркивают, что цифровой мир на самом деле состоит из зелёного кода, синие оттенки говорят о том, что реальный мир холодный и суровый.

Аналоговая палитра

Аналоговая палитра охватывает чуть больший спектр, чем монохромная. Как правило, это два рядом стоящих цвета. Вот, например, кадр из фильма «Жизнь Пи»:

К сожалению, я так и не посмотрел этот фильм, поэтому не могу дать точный комментарий, но я примерно знаю сюжет и рискну предположить по цветам, что здесь происходит, а вы подтвердите или опровергнете мою теорию. Заодно посмотрим, насколько эффективно работает цвет в кино. Судя по преобладанию тёплых цветов, картинка намекает на спокойствие и умиротворение, вероятнее всего это конец путешествия, когда мальчик прошёл через трудный путь, и наконец-то оказался в безопасности. Также есть явный красный акцент на внутреннем пространстве лодки. Лодка красная только внутри, что может говорить о том, что внутри неё опасно. Не удивительно, ведь мальчик плыл с тигром.

Комплементарные цвета

Самое простое и распространённое сочетание — два цвета, диаметрально-противоположных на цветовом круге. Как пример здесь прекрасно служит сочетание оранжевый/сине-голубой, так распространённое в Голливуде. Сочетание комплементарных цветов позволяет достичь максимального цветового контраста, а контраст — залог привлекательной картинки. В пользу сочетания оранжевого и синего играет ещё и то, что это сочетание цветов, естественное для нашего окружения. Каждый день мы видим голубое небо и жёлтое/оранжевое солнце. Ночью за окном тёмно-синее небо, а дома тёплая лампочка 2700К. За городом мы сидим у оранжевого костра, окружённые холодной синевой тьмы. Можно сказать что это сочетание беспроигрышное, поэтому оно так часто используется в кино и ещё более часто в кино-постерах:

Те, кто устал от блеворанжа (blue-orange), могут посмотреть «Амели» — комплементарные красный и зелёный во всей красе:

Комплементарные цветовые палитры также могут быть более сложными. Сплит-комплементарная цветовая палитра предполагает что вместо одного из цветов используется два аналоговых («Тайная жизнь домашних животных»):

Двойная сплит-комплементарная — оба комплементарных заменены аналоговыми:

Триады

Цветовая триада — это треугольник на цветовом круге, цвета, расположенные под углом 120 градусов друг к другу. Триада редко используется в кино, так как с её помощью достаточно трудно строить композицию. Как правило, один из цветов триады используется только как акцент, а два других формируют композицию. Триада более характерна для постеров или дизайна.

Цветовые акценты

Цветовые акценты внедряют для того, чтобы привлечь внимание зрителя. Акценты обычно комплементарны к основным цветам. Опять хороший пример из «Матрицы»:

Девушка в красном призвана отвлечь внимание Нео и зрителя. Стоит ли говорить, что красный — комплементарный к зелёному?

И ещё один кадр из «Амели». Я уже упомянул, что в фильме преобладают зелёный и красный, но для акцента иногда в кадр попадают синие лампы:

Ассоциативные цвета

Ассоциативные цвета, как следует из названия, ассоциируются с каким-либо персонажем, предметом или местом. Как это работает? Вот пример — подумайте с кем/чем у вас ассоциируется комбинация зелёного и фиолетового. Отгадку дам чуть позже, чтобы сохранить интригу и Вы не подсмотрели в тексте.

Синий и зелёный в «Матрице», о которых я писал выше — ассоциативные цвета. Каждый вызывает у зрителя стойкую ассоциацию с Матрицей/реальностью.

Красный и синий цвета световых мечей в «Звёздных Войнах» — тоже ассоциативные. Красный ассоциируется с Ситхами, синий — с Джедаями. Зритель всегда может отличить кто хороший, а кто плохой по его световому мечу.

Ассоциативные цвета отлично работают с костюмами супергероев и злодеев. Халк — зелёный, Супермен — Красный+Синий+Жёлтый (триада, кстати), Капитан Америка — белый+синий+красный — цвета американского флага, которые ассоциируют героя с его нацией. Помните зелёный и фиолетовый? Думаю большинство из Вас сразу вспомнило Джокера, если нет — пишите в комментарии кого вспомнили Вы (да-да, мой друг, я знаю что ты вспомнил Тинки-Винки и Дипси, а не какого-то там Джокера).

Смена цвета

Часто цвета меняются чтобы подчеркнуть изменение настроения или внутреннего мира персонажа. Яркий пример — мультфильм «Суперсемейка». Супергеройские будни сопровождаются яркими насыщенными цветами, тогда как серые будни офисной работы ненасыщенные и нейтральные.

Кстати, само выражение «серые будни» является воплощением теории цвета, мы ассоциируем серый с чем-то скучным и монотонным, потому и называем скучные и монотонные будни «серыми».

Как и с «Матрицей» периоды супергероизма и скуки хорошо видно на бар-коде «Суперсемейки»:

Такой же приём есть в мультике «Вверх». Жизнь Карла с женой наполнена красками, а после её смерти картинка становится блёклой.

От настроения переходим к персонажам. Здесь тоже всё просто, посмотрите как жизнь потрепала Гарри Поттера:

Кстати это касается не только самого персонажа, но и фильма в целом, посмотрите на бар-код всей саги:

Начинается всё с тёплых оттенков, сменяющихся холодными сценами с неприятностями (да-да, опять blueorange) — это первые годы Гарри в Хогвартсе, он молод и страшные события ещё далеко впереди, поэтому всё тепло и уютно. Постепенно в саге начинают преобладать синий с оттенками зелёного — неприятности становятся хуже, ситуация ухудшается. Уже не всё так тепло и комфортно, как в первой части. Наконец, можно увидеть резкий переход от синего к зелёному — это возвращение Волан-Де-Морта. Зелёный часто ассоциируется со злом и здесь он подчёркивает что мир уже не тот и над ним нависла зловещая угроза. Постепенно дела становятся всё хуже — умирают друзья Гарри, картинка темнеет и становится почти чёрной к роковому моменту — смерти Гарри — его хорошо видно по белой полосе — это разговор Гарри и Дамблдора на белом Кингс-Кросс.

Ещё пара ярких примеров без картинок и комментариев: Люк Скайукер и Уолтер Уайт.

Цвет и эмоции

Частично я уже описал как это работает, но хочется разобрать эту тему подробнее. На примере серых будней мы уже выяснили, что цвет вызывает ассоциации с эмоциями. На просторах интернета можно найти множество табличек с цветами и соответствующими им эмоциями:

  • Красный — гнев, страсть, ярость, желание, возбуждение, энергия, скорость, сила, мощь, жар, любовь, агрессия, опасность, огонь, кровь, война, насилие.
  • Розовый — любовь, невинность, здоровый, счастливый, довольный, романтичный, очаровательный, игривый, мягкий, нежный, женственный.
  • Жёлтый — мудрость, знания, расслабление, радость, счастье, оптимизм, идеализм, воображение, надежда, солнечный свет, лето, нечестность, трусость, предательство, ревность, алчность, обман, болезнь, опасность.
  • Оранжевый — юмор, энергия, баланс, теплота, энтузиазм, яркий.
  • Зелёный — исцеляющий, успокаивающий, настойчивость, упорство, самосознание, гордая, неизменная природа, окружающая среда, здоровье, удача, обновление, молодость, бодрость, весна, щедрость, плодородие, ревность, неопытность, зависть, зло, страх.
  • Синий — вера, духовность, удовлетворенность, верность, мир, спокойствие, стабильность, гармония, единство, доверие, истина, уверенность, консерватизм, безопасность, чистота, порядок, небо, вода, холод, технологии, депрессия
  • Фиолетовый — эротика, власть, благородство, духовность, церемония, таинственный, трансформация, мудрость, просветление, жестокость, высокомерие, траур, сила, чувствительность, близость.
  • Коричневый — материализм, земля, дом, надежность, комфорт, выносливость, стабильность, простота
  • Чёрный — отрицание, сила, сексуальность, изысканность, формальность, элегантность, богатство, тайна, страх, анонимность, несчастье, глубина, стиль, зло, печаль, раскаяние, гнев.
  • Белый — согласие, защита, любовь, благоговение, чистота, простота, мир, смирение, точность, невинность, юность, рождение, зима, снег, добро, бесплодие, брак (западные культуры), смерть (восточные культуры), холод, клинический, стерильный

Также хочется обратить внимание на различное восприятие цвета в различных культурах — например белый на западе ассоциируется с браком, а на востоке со смертью. На наше эмоциональное восприятие влияет окружение, в котором мы существуем. Поэтому различные люди могут воспринимать один и тот же цвет по разному.

Заключение

Возвращаясь к Статье, которая меня сюда привела, хочется отметить что никакого дефицита цвета в кино нет. Просто с развитием технологий у художников появились инструменты для цветокоррекции и они ими пользуются, стараясь сделать картинку красивее и подчеркнуть происходящее не только сюжетом, но и визуальной составляющей. Раньше у создателей была только плёнка, фильтры на объектив и цветные источники света, сейчас можно одним ползунком перекрасить синий в красный, подкрутить контраст, добавить зелёного в тени, это открыло большие возможности для улучшения визуального стиля кинокартин.

Что касается преобладания сочетания голубой/оранжевый, то здесь одна причина, которая влечёт за собой два последствия. Причину эту я уже описал — это два цвета, которые преобладают на нашей планете — цвет неба и цвет солнца. Все источники освещения так или иначе тёплые (лампа накаливания, огонь, солнце) или холодные (небо, люминесцентные лампы).

Первое последствие — как бы вы не снимали, эти цвета будут присутствовать на видеозаписи, т.к. сцена освещается либо дневным светом, либо искусственными источниками. Чтобы кардинально изменить цвет, придётся подкрасить всё что в кадре в другой цвет — например сделать зелёный интерьер. И всё-равно он будет освещаться тёплой лампой накаливания, которая будет давать оранжевый оттенок. Да, теперь есть инструменты композитинга, которые дают возможность поменять все цвета, но вы не можете покрасить небо в зелёный и сделать солнечный свет фиолетовым, просто потому что это будет смотреться неестественно.

Второе последствие — мы привыкли к этим цветам, они воспринимаются любым человеком как естественные цвета, которые его окружают, поэтому такое сочетание является привлекательным для большинства, что в свою очередь, подталкивает художников использовать именно это сочетание, ведь они хотят сделать картинку привлекательной для большинства.

На этом, думаю, пора заканчивать. Хочется посмотреть на реакцию сообщества. Если тема освещения в кино и играх будет интересной, то у меня достаточно материала для последующих статей. Пишите в комментариях понравилась ли Вам статья и какую бы тему вы хотели увидеть в будущем. Вот пара идей, которые у меня есть:

  • Освещение в кино и играх — схожий разбор, но уже касательно освещения
  • Освещение в Unreal Engine 4 — здесь можно затронуть множество аспектов, начиная с запечённого/реалтаймового освещения, заканчивая пост-процессом и различными эффектами, доступными в движке
  • Разбор фильмов/игр и кадров из фильмов/игр

Что посмотреть

Если Вам наскучили современные сине-оранжевые фильмы, то вот небольшая подборка фильмов с отличным цветом и освещением:

  • Фильмы Стэнли Кубрика — я не очень люблю его фильмы с точки зрения сценария и режиссуры, но в том, что касается света, цвета и постановки кадра, ему нет равных.
  • Фильмы Уэса Андерсона — в своём роде современный преемник Кубрика, великолепная работа с цветом и постановкой кадра, виртуоз симметрии.
  • Фильмы, снятые Роджером Дикинсом — известным оператором-постановщиком. Да, в его картинах часто можно встретить сочетание голубой/оранжевый, но не упомянуть его не могу, так как его работы великолепны.
  • «Она» («Her») 2013-го года с Хоакином Фениксом — отличный фильм с неординарной цветовой палитрой и прекрасным освещением.

Материалы

Большую часть информации можно свободно найти в интернете, я просто собрал всё воедино и связал текстом, дополнив своим личным опытом. В списке есть сайты, которыми я пользовался при составлении статьи, а также просто полезные материалы. Картинки взяты с сайтов, указанных в списке, либо из гугла.

  • James Gurney — Color and Light — отличная книжка про цвет и свет, всем кто заинтересовался темой, рекомендую к прочтению. У нас продаётся переведённая версия, но качество перевода оставляет желать, поэтому лучше читать в оригинале.
  • How to use color in film — одна из самых детальных статей на тему цвета в кино — много картинок взято именно от туда.
  • Бар-коды фильмов
  • Цветовые палитры различных фильмов.
  • Здесь когда-то были разборы цветовых палитр мультиков, но сейчас пусто. Можно попробовать посмотреть старые версии сайта.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *