Механические колебания каких частот называются звуковыми и почему
Перейти к содержимому

Механические колебания каких частот называются звуковыми и почему

  • автор:

Ответ на Вопрос №3, Параграф 30 из ГДЗ по Физике 9 класс: Пёрышкин А.В.

ГДЗ (готовое домашние задание из решебника) по Физике 9 класса авторов А. В. Пёрышкин, Е. М. Гутник — Дрофа, 2014-2017г. на Вопрос №3, § 30. Источники звука. Звуковые колебания.

Издание: Физика. 9 класс. белый учебник / А. В. Пёрышкин, Е. М. Гутник — Дрофа, 2014-2017г.

Решебник по физике за 9 класс А.В.Перышкин, Е.М.Гутник
Глава II Механические колебания и волны. Звук. §34. Источники звука. Звуковые колебания. Ответы на вопросы

Начните вводить часть условия (например, могут ли , чему равен или найти ):

Глава II Механические колебания и волны. Звук. §34. Источники звука. Звуковые колебания. Ответы на вопросы

  • 1. Расскажите об опытах, изображенных на рисунках 70 — 73. Какой вывод из них следует?
  • 2. Каким общим свойством обладают все источники звука?
  • 3. Механические колебания каких частот называются звуковыми и почему?
  • 4. Какие колебания называются ультразвуковыми? инфразвуковыми?
  • 5. Расскажите об измерении глубины моря методом эхолокации.

Комментарии

Поиск по сайту

Нашли о и ш бку?

Выделите её мышкой и нажмите CTRL + ENTER

Большое спасибо всем, кто помогает делать сайт лучше! =)

1. Источники звука. Звуковые колебания

Человек получает информацию различными органами чувств. После визуальной информации важной является аудиальная . Звуковые сигналы человек начинает воспринимать ещё до рождения. По звукам он распознаёт родных, по интонации речи воспринимает степень комфорта окружения, подаёт сигналы об опасности или о необходимости в заботе (голод, телесный дискомфорт).

baby.png

Рис. 1 . Изображение разговаривающего ребёнка
Звуковые сигналы являются мощным стимулом для ментального развития. Обучаемся мы тоже через слово .
Передача звуковой информации происходит с помощью механических волн.
Звуковые (акустические) волны — распространение механических колебаний в упругих средах.
Источниками звука являются колеблющиеся тела.

О колебаниях струны мы можем судить по её звуку. Дрожание происходит с такой частотой, что струна для глаза кажется широкой, размытой линией (рис. \(2\)). Как только остановится колебание струн при прижатии их рукой, звук прекратится.

acoustic-guitar-149427_960_720.png

Рис. 2 . Изображение акустической гитары

Тонкий лёгкий лист бумаги будет отталкиваться дрожащей струной. Причём отталкивание будет производиться периодически, то есть через равные промежутки времени.

На рисунке \(3\) изображён камертон — изогнутый металлический стержень на ножке, который укреплён на резонаторном ящике.

sound-box-3707792_1920.png

Рис. 3 . Изображение камертона, закрепленного на резонаторном ящике
Чтобы камертон зазвучал, нужно заставить его колебаться с частотой звуковой волны (рис. \(4\)).

камертон2.png

Рис. 4 . Изображение камертона после удара по нему палочкой

Механические волны от источника (камертона) будут передавать по воздуху энергию колебания, достаточные для воздействия на лёгкий шарик, подвешенный на нитке (рис. \(5\)). Это подтверждает отскакивание шарика без соприкосновения с камертоном.

камертон3.png

Рис. 5 . Изображение камертона и отклоняющегося от положения равновесия шарика

Для того, чтобы увидеть траекторию движения ветвей камертона при колебании частотой около \(16\) Гц, можно закрепить грифель от карандаша на одной из ветвей.

Если ударить по камертону молоточком и перемещать лист бумаги, то грифель карандаша нарисует на бумаге волнообразную линию (рис. \(6\)).

wave.png

Рис. 6 . Изображение волны

Полученная экспериментальным путем линия напоминает синусоиду. Из этого следует, что ветвь звучащего камертона совершает колебания, которые являются гармоническими.

Источник звука всегда колеблется. Эти колебания могут быть настолько быстрыми, что являются незаметными для глаз. Например, звук человеческого голоса возникает в результате колебаний голосовых связок. В этом можно убедиться, приложив руку к горлу во время разговора. Колебаний мы не видим, но рука их ощущает. Колебания воздуха создают для нас огромный мир звуков, начиная от музыкальных инструментов и заканчивая шумом волн.

Однако, не всегда колеблющееся тело создаёт звук. Например, не издаёт звук покачивание головы из стороны в сторону. Колебание шарика на нити тоже происходит без звука. Не услышите вы и звука колеблющейся линейки, если её свободный конец будет достаточно длинным. В этом случае частота уменьшается настолько, что человеческое ухо не способно воспринимать звуковые колебания.

Оказывается, что человек способен воспринимать звуковые колебания с частотой в пределах от \(16\) до \(20000\) Гц.

Звуковые колебания — механические колебания частотой от \(16\) Гц до \(20\) кГц, передаваемые в упругой среде и воспринимаемые человеком как звуковые сигналы.

Границы слуховых ощущений индивидуальны.
Факторы, влияющие на звуковое восприятие:

  • возраст (дети восприимчивее к высоким звукам)
  • заболевания (ОРВИ)
  • хроническое нарушение слуха
  • постоянное шумовое воздействие (машинисты, строители, лётчики)
  • воздействие наушников (снижает слуховую чувствительность)

Механические колебания называются ультразвуковыми , если их частота превышает \(20 000\) Гц, а инфразвуковыми называются колебания с частотами менее \(16\) Гц.

Ультразвук и инфразвук так же широко встречаются в природе, как и волны, слышимые человеческим ухом. Ультразвуковые волны излучают и используют для общения между собой дельфины, летучие мыши, в инфразвуковом диапазоне «разговаривают» жирафы.

Дельфины используют ультразвук также для предупреждения сородичей об опасности, при обнаружении косяков рыбы.

Для летучих мышей ультразвук является средством обнаружения добычи (рис. \(7\)).

летучая мышь.png

Рис. 7 . Изображение летучей мыши, охотящейся на бабочку
Медузы чувствуют приближение шторма благодаря улавливанию создаваемой им инфразвуковой волны.
Ультразвук находит широкое применение в технике.

Одно из применений ультразвука — измерение глубины водоёма, например, моря (рис. \(8\)). На днище судна размещают источник ультразвука и устройство для его приема (т.е. приемник ультразвука).

Ships.png

Рис. 8 . Изображение корабля, измеряющего глубину моря с помощью ультразвука

Источник излучает ультразвук короткими импульсами. Ультразвук доходит до дна водоема и отражается от него. Отраженный сигнал регистрируется приёмником. Ультразвук распространяется в воде со скоростью \(v\) и проходит расстояние (до дна водоема и обратно) за определенное время. Это расстояние равно \(2h\), где \(h \)— глубина моря.

Выведем из этой формулы величину \(h\).

Эхолокация (лат. ēсhō — отголосок, отзвук, греч. ἠχώ — звук, отзвук, лат. locatio — положение) — метод определения расстояния до объекта по времени задержки отражённой звуковой волны.

Рис. 1. Изображение разговаривающего ребёнка. © ЯКласс.
Рис. 2. Изображение акустической гитары. © ЯКласс.

Рис. 3. Указание авторства не требуется: Звуковой Ящик Камертон Дерево, https://pixabay.com/images/id-3707792/, бесплатно для коммерческого использования.
Рис. 4. Указание авторства не требуется: Науки Физика Значки Атом Магнит Батареи Шестерня, https://pixabay.com/images/id-5976575/, бесплатно для коммерческого использования.

Рис. 5. Указание авторства не требуется: Науки Физика Значки Атом Магнит Батареи Шестерня, https://pixabay.com/images/id-

5976575/, бесплатно для коммерческого использования.

Рис. 6. Указание авторства не требуется: обои/рельефы, 2017-08-30, https://clck.ru/Uu6tj, бесплатно для коммерческого использования.
Рис. 7. Указание авторства не требуется: Летучая Мышь Черный Птицы Полет Крылья Большие, https://pixabay.com/images/id-34722/, бесплатно для коммерческого использования.

Рис. 8. Изображение корабля, измеряющего глубину моря с помощью ультразвука. © ЯКласс.

2. Распространение звука. Звуковые волны

Наше ухо постоянно слышит различные звуки. Чаще всего звук распространяется по воздуху, но может распространяться и в других средах. Эти среды называют упругими.

Если между ухом и источником звука удалить звукопередающую среду, то мы ничего не услышим. Это означает, что для передачи звука на расстояние необходима звукопередающая среда.

Чтобы изолировать источник звука (будильник) от звукопередающей среды (воздуха), поместим его в установку, где сможем откачать воздух (рис. \(1\)).

3.png

Рис. \(1\). Эксперимент с будильником в вакууме

Для чистоты эксперимента послушаем будильник в воздушной среде под колоколом воздушного насоса. Звук слышен очень хорошо. Постепенно начнём откачивать воздух. Громкость звука уменьшается. При достижении вакуума под колоколом звук перестаёт передаваться — будильник не слышно. Этим экспериментом мы подтвердили утверждение о том, что в отсутствие упругой среды звук не передаётся.

Звуковые волны распространяются в упругой среде. Чем больше плотность вещества, тем лучше оно проводит звук.

Проведём эксперимент с доской из древесины (рис. \(2\)). Сможем ли мы расслышать тиканье часов на расстоянии, приложив ухо к одному концу доски, а к другому — наручные часы? Звук хорошо передаётся по доске.

1.png

Рис.\(2\). Эксперимент с доской из древесины

Если подвесить металлическую ложку на верёвочке (рис. \(3\)) и привязать другой конец к пальцам, то вибрация будет им передаваться. Проволока из металла будет лучше проводить звук.

2.png

Рис. \(3\). Эксперимент с ложкой и верёвочкой

Тела с низкой плотностью, не обладающие упругостью, содержащие звукоизолирующие слои (например, прослойку воздуха) проводят звук в меньшей степени. Например, пробка, поролон, вата.

Чтобы изолировать помещение от посторонних или ненужных звуков, необходимо облицевать потолок, стены и даже пол различными звукопоглощающими материалами. Для этих целей используют минеральную, базальтовую или хлопковую вату, а также газостекло, пенобетон, вспененный полиуретан и меламин и др. Все эти материалы в порах содержат воздух, что и способствует поглощению звука.

Таким образом,

звук может распространяться в любой среде (твёрдой, жидкой и газообразной), где есть молекулы. И не может распространяться там, где молекул нет, т.е. в вакууме.

Колебания источника звука создают в окружающей среде волну звуковой частоты, которая является упругой волной.

Восприятие звука слуховым аппаратом (рис. 4):

  1. Волна, достигая наружного уха, воздействует на барабанную перепонку, что заставляет её колебаться с точно такой же частотой, с какой колеблется источник звука.
  2. Колебания барабанной перепонки передаются на слуховые косточки в среднем ухе, далее — во внутреннее ухо.
  3. Во внутреннем ухе колебания воздействуют на улитку, в которой есть волосковые клетки, которые преобразуют механические колебания в электрические нервные импульсы.
  4. Слуховой нерв передаёт электрические нервные импульсы от улитки в головной мозг.
  5. Мозг анализирует сигналы: распознаёт, сравнивает, интерпретирует.

4.png

Рис. \(4\). Строение слухового аппарата

В газах и жидкостях могут существовать только продольные упругие волны. Поэтому звук в воздухе передаётся продольными волнами, то есть чередующимися сгущениями и разрежениями воздуха, идущими от источника звука.

Звуковая волна распространяется в пространстве с определённой скоростью.

Наблюдая за стрельбой из оружия (например, из пушки), мы сначала видим вспышку и только потом (через некоторое время) слышим звук выстрела.

Измерив промежуток времени \(t\) между моментом появления вспышки и моментом, когда звук доходит до уха, а также расстояние между источником звука и наблюдателем, можно определить скорость распространения звука по формуле:

По опытным данным, при нормальном атмосферном давлении и температуре воздуха \(0\) °С скорость звука составляет \(332\) м/с.

В газах скорость звука прямо пропорциональна температуре.

Например, при \(20\) °С скорость звука в воздухе равна \(343\) м/с, при \(60\) °С — \(366\) м/с, при \(100\) °С — \(387\) м/с.

При повышении температуры среды увеличивается скорость движения молекул (или атомов) среды, что повышает интенсивность взаимодействия частиц среды. Значит, увеличивается передача энергии колебательного движения.

На скорость распространения звука оказывает влияние среда, в которой распространяется звук. Это связано не только с плотностью среды, но и расположением частиц этой среды относительно друг друга.

При решении задач скорость звука в воздухе обычно считают равной \(340\) м/с.

При температуре \(0\) °С скорость звука в водороде равна \(1284\) м/с, а в углекислом газе — \(259\) м/с. Это различие связано с массой молекул газов, в которых распространяется звук. Масса молекул водорода меньше массы молекул углекислого газа.

Для измерения скорости звука существуют специальные устройства, принцип действия которых связан с определением времени, за которое звук проходит определенное расстояние.

Плотности жидкостей и твёрдых тел значительно больше плотностей газов. Поэтому молекулы в этих средах находятся значительно ближе друг к другу, а следовательно, взаимодействие между ними более сильное. Это способствует более быстрому распространению звука.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *