Как рисовать отражение в стекле
Добро пожаловать на мастер-класс, посвященный рисованию стекла. В нем мы разберемся с тем, на что обращать внимание и как рисовать его реалистично
Для начала давайте подготовим материалы, которые нам могут понадобиться.
Ирина Шагина
Материалы:
1. Бумага. Для данной работы нам подойдет абсолютно любая акварельная бумага, формат листа берите тот, на котором вам удобнее работать. Я работаю на 100% целлюлозной бумаге Гамма, формат А5, 200г.
2. Краски и баночка с водой. Опять же, подойдет любая акварель, но если работаете с детской, то не забывайте смачивать ее водой перед началом работы, чтобы она размягчилась и лучше отдавала пигмент, хотя я так делаю и с художественной акварелью всегда.
У меня большой набор Белые ночи, но количество цветов, которые я буду использовать очень ограниченное, в основном это:
— ультрамарин
— голубая
— аквамарин
— сепия
— фиолетовая
— зеленая травяная
Помните о том, что не столь важно, какие именно краски вы будете использовать — главное суметь намешать нужный вам оттенок! И вам не обязательно намешивать ровно тот же оттенок, что у меня
3. Кисть круглая с острым кончиком. У меня ворс белка. А также более крупная кисть для заливки фона и тонкая кисть для мелких деталей гуашью.
4. Белая гуашь для расстановки потерянных бликов
5. Карандаш и клячка
6. Салфетка или тряпочка, чтобы убирать лишнюю влагу с кисти. У меня это губка
Урок: рисуем светотень на примере сфер
Корейский преподаватель и художник Сhimmuksonyeo на примере сферы показывает, как рисовать светотень и придавать объектам объем. Бонусом — сфера из стекла.
Перед тем, как рисовать сферы, пройдемся по нужным нам функциям Photoshop.
Базовые функции Photoshop
Чтобы нарисовать круг, нажмите на значок в форме круга и выберите инструмент «Эллипс».
Теперь, если вы проведете курсором по холсту, вы получите эллипс. Чтобы сделать круг, зажмите кнопку «Shift». Сфера может быть любого размера. Залейте ее любым плоским цветом.
Еще один инструмент — «clipping mask» (обтравочная маска). Она позволяет рисовать, не выходя за границы объекта, в нашем случае — шара.
Создайте новый слой поверх слоя с кругом. На новом слое щелкните правой кнопкой мыши и выберите «Create a clipping mask» («Создать обтравочную маску»). Обратите внимание, что круг должен быть на слое с прозрачным фоном, чтобы маска сработала.
Как нарисовать отражение убедительно
Благодаря компьютерным технологиям, художнику стало намного проще создать отражение в стекле, чем раньше, используя только традиционный подход. И это заслуга такой функции как слои, которую можно найти практически в любом приложении для рисования.
Когда вы рисуете отражение человека в стекле, помните, что оно отличается от зеркала, которое, в свою очередь, создаёт четкое и яркое отражение. С окном всё совсем по-другому из-за свойств стекла и его прозрачности, а именно тёмные задний план – одно из условий, чтобы отражение смогло появиться.
Некоторые элементы фона будут в отражении, как часть изображения, поэтому очень важно не переборщить с прозрачностью. Всегда держите во внимании, что стекло – глянцевая поверхность, но в то же время и хрупкая. Такие элементы как грязь, эрозии и трещинки придадут ему ещё более реалистичный вид.
Перед тем, как прочитать пошаговую инструкцию, вы можете посмотреть видео-туториал, чтобы наглядно увидеть, как эта техника работает на деле.
А теперь, собственно, о шагах. Начать стоит с простого наброска. Вособенности с того, что именно отразится в окне..
1) Думаем о перспективе
В этом примере фокальной точкой будет отражение фигуры, поэтому размещаем её на середине. На отдельном слое рисует линии перспективы.Верное построение отражения и перспективы может быть той самой разницей между хорошей и неудачной работой.
2) Рисуем отражение, как одно целое
Начните с фона. Отражение девушки нарисовано на отдельном слое пока что без применения прозрачности. После этого выберите диалог «Слои» и примените «смешивание», чтобы все тёмные места но слое стали прозрачными.
3) Придайте настроение стеклу
Теперь добавьте Непрозрачность(Opacity) и Заполнение(Fill), от которых зависит степень отражения. Добавьте стеклу немного жизни: на отдельном слое дорисуйте грязь светло-серым при помощи Дискретной кисти(Scattered brush). И ещё на одном слое — трещины.
Как рисовать стекло: 10+ советов и приемов
Расскажем о свойствах стекла, которые помогут убедительно изображать прозрачные предметы. В конце статьи — удобный чек-лист.
Главная задача для художника при рисовании стекла — придать объекту форму, но при этом сохранить его одновременно прозрачным и видимым. Сделать это бывает непросто из-за уникальных свойств стекла, которые могут сбивать с толку. Однако разобраться можно с любым материалом.
Сделайте видимым фон
Главное свойство стекла — прозрачность. Это способность материала пропускать сквозь себя световое излучение, благодаря чему мы можем видеть, что находится за ним. В то же время в стеклянном изделии отражаются и окружающие предметы. Все дело в очень гладкой поверхности — хоть свет и проходит сквозь стекло, часть фотонов все равно отражается от поверхности материала.
Чем меньше в стекле посторонних примесей и дефектов, тем лучше оно пропускает свет. Слева направо: пустынное стекло, древняя стеклянная чаша, современная посуда.
Стекло — осязаемый объект, поэтому оно не может иметь идеальную прозрачность.Часть лучей отражается от материала, часть — рассеивается пылью и мельчайшими неровностями, которые появляются в ходе использования. Поэтому стоит учитывать, что цвета объектов, находящихся за стеклом, будут чуть менее насыщенными.
Искажайте и преломляйте фон за стеклянным предметом
Если посмотреть на комнату сквозь стеклянный стакан, можно заметить, что изображение получится не таким уж идеальным. В центре стакана комната будет видна четко, а вот по краям — исказится. Происходит это потому, что световые лучи меняют свое направления в местах, где поверхность стекла преломляется. Комната, наблюдаемая сквозь стакан, будет искажаться и повторять форму его стенок.
Чем сильнее изогнута поверхность стекла, тем сильнее искажается наблюдаемый предмет. Эффект усиливается, если сосуд наполнен жидкостью, которая работает, как линза.
Необязательно пытаться нарисовать искажение со стопроцентной точностью и реалистичностью, наш мозг не отличит реальную дисторсию от подделки. Достаточно при рисовании искаженного фона придерживаться основных правил: например, что в стеклянном шарике мы получим полностью перевернутую картинку, так как это двояковыпуклая линза. Референсы в этом деле — лучший помощник.
Чтобы упростить себе задачу при рисовании фона, который мы видим сквозь стеклянное изделие, важно представить его, как трехмерный объект. Для этого на отдельном слое можно нарисовать сетку по форме предмета и затем опираться на нее, деформируя фон по направляющим.
Также стекло обладает способностью преломлять световые лучи. Проходя сквозь его поверхность, луч немного меняет направление движения. Преломленный свет попадает на сетчатку глаз и нам кажется, что объект находится ближе или дальше, чем на самом деле.
Для удобства посмотрим, как это работает на примере с плоским стеклом и страницей из книги. При наложении стекла текст на правой половине страницы становится ближе, чем слева. Это происходит потому, что лучи, отраженные от бумаги, преломляются стеклом. В итоге мы видим текст ближе — на месте соединения преломленных лучей.
Справа приведена схема происходящего процесса. В вопросах преломления света гладь воды в сосуде действует аналогично поверхности стекла. Источник
Расставьте блики, отражения и тени
Это те вещи, благодаря которым изделие из стекла на рисунке обретает форму. Убедительность изображения и читаемость объекта во многом зависит от того, насколько грамотно расставлены блики и показано взаимодействие с объектами окружения.
Как ставить блики
Блик повторяет форму источника света
Стекло — очень гладкий материал, который хорошо отражает свет в виде сфокусированного пучка. Поэтому блики будут яркими и четкими — они повторяют форму источника света, наложенную на поверхность стекла (за исключением матового стекла, о котором поговорим чуть ниже). Поэтому если свет исходит от окна, то блик будет выглядеть, как прямоугольник, искаженный по стенке стакана.
Окно, которое является источником света, по-разному вытягивается в зависимости от формы фужера.
Блик отражается на второй стенке сосуда
Стекло не только отражает, но и пропускает свет. Поэтому основной блик имеет близнеца поменьше на противоположной стенке сосуда. Он будет не столь ярким и четким, поскольку стекло задерживает и рассеивает часть фотонов.
Слева видно отражение блика с внешней стенки сосуда.
Как рисовать отражения
Окружение отражается в стекле по тем же принципам, что и блики, поскольку они и есть отражение света. Предметы и детали интерьера также искажаются и повторяют форму изделия. Чем они ближе — тем яснее и четче отражаются. На сосудах отражения лучше видны по краям. Там меньше расстояние между стенками и свет не так хорошо проходит сквозь материал. Из-за этого фон виден хуже, а отражения — лучше.
При рисовании отражений нужно следить за формой поверхности и прозрачностью кисти.
Четкости отражений по краям объекта способствует еще и эффект Френеля. Он заключается в следующем: чем меньше угол между линией взгляда и плоскостью, тем сильнее свет будет отражаться от нее. Это значит, что свет, проходящий по касательной к поверхности отразится с большей вероятностью, чем тот, что попадает прямо на центр предмета. Таким образом, отражений будет больше по краям стеклянного изделия, а в середине они будут едва заметны.
Схема действия эффекта Френеля для плоских и цилиндрических предметов. Он применим и к большинству других материалов.
При работе с отражениями важно не переусердствовать и не превратить поверхность стекла в зеркало.
Как рисовать тени
Стекло отбрасывает тень, несмотря на то, что оно прозрачное. Однако, падающая тень не будет сплошной. Ее середина будет подсвечена светом, проходящим сквозь стекло. Затем идет мягкий переход к границам теневой области. Тени будут выражены сильнее там, где толще стекло, например на дне стакана. Края падающей тени тоже будут выделяться, поскольку там стенки находятся ближе друг к другу и препятствуют прохождению световых лучей.
Падающая тень имеет характерный засвет и передает цвет жидкости, которая заполняет сосуд.
Помните о фокусировке и рассеивании света
Каустика — это оптический эффект в виде ярких световых пятен, которые можно наблюдать на дне водоема в солнечный день. Лучи света отражаются от искривленных поверхностей, фокусируются в одной точке и дают яркий блик. Лучшей формой для образования каустики является полукруг — стенки сосудов выступают в качестве линзы, которая собирает световые лучи в один пучок. Затем свет рассеивается и мягко подсвечивает пространство рядом с бликом.
На схеме сверху видно, как ведут себя световые лучи при отражении от поверхности. Снизу — примеры каустики от стакана с жидкостью и колебаний воды.
Главные условия образования каустики — искривленная поверхность, направленный свет и некоторое расстояние до поверхности, на которую падает тень. Если объект будет слишком близко, то лучи не успеют собраться в один пучок и создать яркое пятно света. В целом же просчитать вид каустики достаточно сложно — лучше поискать подходящие референсы.
На практике эффект с фокусировкой и рассеиванием света чаще всего можно наблюдать в сосудах, заполненных жидкостью. Она выступает средой, в которой световой луч рассеивается и подсвечивает противоположную стенку сосуда и жидкость на той стороне. При этом место, куда попадает луч света будет темнее, поскольку он еще не успел растерять свой фокус и рассеяться. Получается, что самая темная сторона такого сосуда — со стороны света, там же стоит блик; а противоположная сторона будет подсвечена.