Немного о зарядках: основы основ
Зарядные станции для электромобилей бывают медленные и быстрые, публичные и частные, платные и бесплатные.
Фактическая скорость процесса как быстрой, так и медленной зарядки (а равно – количество энергии или мощность в единицу времени, передаваемая от зарядной станции в электромобиль) сильно зависит от текущих условий: прежде всего от состояния батареи, ее температуры, заложенных в конкретную прошивку электромобиля алгоритмов управления зарядом, а также возможности самой зарядной станции, наличия приоритетизации параллельно идущих процессов зарядки на одной или нескольких рядом расположенных станциях и т.п.
Для старта процесса заряда на публичных станциях в большинстве случаев требуется установка соответствующего приложения на смартфон. Как правило, ссылка на приложение расположена на самой зарядной станции или информационном стенде в виде QR-кода. Приложение позволяет настроить способ оплаты, запустить зарядную сессию и контролировать ее ход, прервать при необходимости.
В то же время иногда доступна и возможность оплаты банковской картой прямо с терминала, встроенного в зарядную станцию. В этом случае мониторинг процесса заряда осуществляется без необходимости установки приложения — только на табло зарядной станции или планшете электромобиля.
Публичные быстрые зарядные станции (внешне выглядят куда массивнее медленных столбиков и снабжены информацией о своей номинальной мощности: как правило, это от 50 кВт и выше) способны осуществлять передачу электроэнергии высокими токами (до 250А применительно к BYD Song+) и постоянным напряжением (DC, до 560В), отдавая в единицу времени электромобилю мощность вплоть до 140 кВт — в зависимости от модификации BYD Song+ (у других марок — по другому).
В выпущенных для китайского рынка электромобилях BYD Song+ в лючке со стороны водителя установлен порт быстрой зарядки стандарта GBT, соответственно для осуществления такой зарядки требуется наличие на быстрой зарядной станции кабеля с пистолетом GBT.
Альтернативой (а за границей – порой, единственной возможностью) является использование переходника CCS-GBT для зарядки от быстрых станций, имеющих кабель с пистолетом CCS. Переходники Chademo-GBT в моих краях распространены реже. В настоящее время переходники для быстрых портов достаточно дороги (стоимость в Китае от $900)
Публичные медленные зарядные станции имеют на выходе розетку и/ или кабель с пистолетом для заряда электромобиля переменным током (AC) ограниченной мощности: по 3 фазам 380В – до 22 кВт, по 1 фазе 220В – до 7.4 кВт.
Чаще всего на медленных станциях установлен кабель с пистолетом Type2 и/ или розеткой Type2. И поскольку в выпущенных для китайского рынка электромобилях BYD Song+ в лючке для медленной зарядки (по правому борту) установлен порт стандарта GBT, зарядиться от такой станции можно:
1) с использованием штатного кабеля с пистолетом Type2 и дополнительно приобретенного относительного недорогого переходника Type2-GBT (пример)
2) с использованием дополнительно приобретенного кабеля Type2-GBT для медленной зарядки
Для BYD Song+ достаточно однофазного кабеля и/ или переходника Type2-GBT.
Трехфазные кабель и переходник тоже подойдут, но рассчитанный на однофазную зарядку через AC-порт электромобиль все равно будет принимать энергию только по 1 фазе. (до 7 кВт)
При наличии возможности подключения к сети 220В для BYD Song+ можно воспользоваться штатной (идущей в комплекте) 1.7 кВт зарядкой на 8А 220В, способной пополнять батарею электромобиля энергией со скоростью до 1.4 кВт (с учетом потерь ~20%, присущих впрочем всем медленным зарядкам, см. Эффективность медленной зарядки).
Для ускорения процесса имеет смысл приобрести однофазную зарядную станцию на 3.5 кВт или 7 кВт с регулировкой (возможностью выбора) зарядного тока.
На что стоит обратить внимание при выборе собственной медленной зарядки:
1) Максимальный ток.
Если доступна только обычная сеть 220В 16А (например, на даче) и иных вариантов использования не предполагается, достаточно 3.5 кВт зарядки — с предельным отдаваемым током в те самые 16А при 220В.
Если же на вводе в домовладение/ гараж/ паркоместо имеется 32А, оптимальным вариантом будет выбор однофазной зарядки с максимальной мощностью в 7кВт.
2) Возможность регулировки тока.
Регулировка тока может осуществляться кнопкой на корпусе зарядки или из мобильного приложения, если такое есть для работы в паре с ней.
Чем больше в портативной зарядке промежуточных шагов регулировки зарядного тока, тем лучше. Учитывая остаточный заряд батареи и время до планируемой поездки, можно с помощью нехитрых в уме расчетов выбирать минимально возможный ток заряда, давая аккумулятору электромобиля наиболее щадящий режим для зарядки и самобалансировки.
Важно – во избежание перегрузок сети — не подключать настроенную на больший ток зарядку в сеть с меньшими характеристиками, например: если на вводе в дом имеется только 25А, не следует включать в сеть зарядку, настроенную на 32А (либо умеющую безальтернативно работать только с таким током) – это приведет к перегреву проводки и в лучшем случае к срабатыванию автоматических выключателей.
3) Способ подключения зарядной станции к питающей электросети.
На зарядной станции может быть установлена как розетка (в этом случае потребуется кабель, как описано выше для публичных оборудованных розеткой Type2) так и кабель с пистолетом GBT. В последнем случае предпочтение обычно отдают однофазной синей европейской промышленной вилке на 32А (или красной трехфазной, если такая уже подключена дома). При ее наличии с помощью отдельно приобретенных переходников на другие вилки зарядную станцию можно будет подключить практически везде: с переходником на обычную вилку – к бытовой сети 220В 16А, с переходником на красную 3-фазную промышленную вилку 32А или 16А – к соответствующей трехфазной сети и т.п. Важным моментом здесь будет также настройка на зарядной станции тока, не выходящего за возможности электросети, к которой она подключается.
4) Wifi
Подключение к беспроводной сети позволит дистанционно контролировать процесс заряда (имеет смысл при наличии доступной Wifi в месте подключения и при необходимости такого контроля на регулярной основе)
5) RFID
Наличие считывателя бесконтактных карт позволит не давать халявщикам заряжаться на зарядке, установленной в местах с доступом посторонних (например, в подземном паркинге или перед въездными воротами /за пределами контролируемой территории).
p.s.
Разложил «по полочкам» основные моменты по зарядками — как мне это видится со своей колокольни.
Любые конструктивные замечания, дополнения и уточнения всегда приветствуются!
1. Зарядка автомобиля
После покупки электрического автомобиля, многие мои знакомы стали рассматривать переход на «светлую сторону».
Попробовать хочется многим, но пока что никто не решился.
Вопросов задают много, ответов на которые я порой сам не знаю.
Самый частый вопрос тип вопросов связан с зарядкой (где заряжать автомобиль, как долго заряжается, как долго держится заряд и тд).
В этой заметке постараюсь ответить на часто задаваемые вопросы.
Сколько можно проехать на одной зарядке?
Для начала нужно отметить что ZEEKR X оснащен АКБ емкостью 66кВт*ч.
АКБ, честно говоря, очень небольшая. Если бы выпустили бы автомобиль с АКБ емкостью 100 кВт*ч, то было бы удобнее.
Расход зависит от многих факторов – это и скорость передвижения, и уклон дороги, плавность хода, температура за бортом и, наверное, еще с десяток других факторов.
Первые дни владения, когда номеров на автомобиле не было, а поездки были в режиме «постоянно газ в палас», расчётный пробег был 200 км.
Наигравшись и поставив номера, я стал спокойнее передвигаться и теперь средний расход получается 16-18 кВт на 100 км пути.
То есть в теории можно проехать 500 км на одной зарядке, но на практике я бы рассчитывал на 350 км летом и на 200 км пути зимой.
Много это или мало зависит от количество наезжаемых километров в день.
Кто-то 300 км в месяц проезжает, а кто-то проезжает 100км в день.
Мои среднесуточные пробеги 50-70 км в день, мне хватает.
Как долго заряжать автомобиль ?
Самый простой способ объяснить обычному человеку, забывшему физику и закон ома, как долго заряжать автомобиль:
Представьте себе бочку, к которой подсоединен шланг для воды. С сильным напором воды в шланге бочка наполнится быстро, с слабым напором бочка наполнится медленно.
Так и с электричеством: АКБ — это «бочка». Мощность зарядки – это «напор воды»
Ну и получается следующее, АКБ ёмкостью 66 кВт*ч
зарядится за 1 час с 0 до 100%, если зарядная станция будет выдавать 66 кВт (на практике чуть дольше тк заряд после 80% идет медленнее)
зарядится за 10 часов с 0 до 100%, если зарядная станция будет выдавать 6-7 кВт
зарядится за 20 часов с 0 до 100%, если зарядная станция будет выдавать 3.5 кВт
Время зарядки ориентировочное и может незначительно меняться в одну или другую сторону. Но для примерного понимания пойдёт о проведенном времени возле зарядной станции даёт понимание.
Где заряжать автомобиль?
Если живете в своём доме, то самый простой способ зарядки – это установка зарядной станции. Достаточно будет поставить простую зарядную станцию и за ночь запас хода пополнится до 100 %. Главное не скупится на качественные провода и грамотного электрика.
Я живу в многоквартирном доме, и у меня нет своей собственной розетки с бесконечным количеством электроэнергии, поэтому розетки своей нет.
Но… если вы живёте в Москве или в ближайшем замкадье, то проблем с зарядными станциями нет.
Установите приложение 2Charges и сами увидите количество зарядок в Вашем районе или городе.
Спасибо ССС за развитие инфраструктуры. У нас есть и быстрые станции, которые выдают 60-150 кВт, есть и обычные (медленные) которые выдают 22 кВт.
Быстрые зарядки выдают постоянный ток, медленные зарядки выдают переменный ток. Не знаю кому эта информация будет полезна, но пусть будет.
Хозяйке на заметку — на медленных зарядках ZEEKR X может поглотить только 7 кВт. На быстрых зарядках больше 60 кВт/ч я не заряжался.
В чате писали что кто-то и по 150 кВт получал… но я такое не встречал.
Тесла в этом плане будет интереснее -может засасывать 22кВт с медленных зарядок.
Стоимость зарядки
Если заряжаетесь дома, то всё понятно. Смотрите тариф и путём нехитрых математических действий получаете стоимость зарядки. Если тариф 5 рублей за кВт, зарядить нужно половину батарейки, то зарядка будет стоить 165 рублей.
Ночью тариф обычно в 2 раза дешевле, поэтому может в 100 рублей уложитесь )))
Если заряжаться в городе, то тут всё немного интереснее.
Для зарядки китайских автомобилей используется разъём типа GB\T.
В основном же, большая часть зарядных станций имеет разъём Type 1, Type 2, CHAdeMO, CCS. Скорее всего связано это с тем, что до недавнего времени мало кто в РФ представлял что европейско-американский автопром будет заменен на китайский.
Для зарядки китайского автомобиля желательно приобрести переходник. Это совсем не обязательная опция, но расширяет возможности зарядки в городе.
С типом зарядного порта понятно, переходим к самим зарядным станциям:
Быстрые БЕСПЛАТНЫЕ зарядки. Их немного, но они есть. Чаще всего работают некоторое время бесплатно, но после наплыва клиентов аттракцион неслыханной щедрости заканчивается.
Есть огромное количество БЕСПЛАТНЫХ медленных зарядок. Почти всегда нужен либо свой кабель, либо переходник с Type2 на GB/T
Быстрые ПЛАТНЫЕ зарядки. Их много, стоимость одного кВт варьируется от 15 до 25 рублей. То есть зарядить половину АКБ будет стоить 500-800 рублей.
Медленные ПЛАТНЫЕ зарядки. Их тоже много, стоимость обычно 10 рублей за кВт, что экономит бюджет… Однако пока ходишь по ТЦ в ожидание окончания зарядки тратишь в разы больше ( как минимум кофе покупается).
Как пользоваться зарядной станцией для автомобиля
Где заряжать электромобиль
Июль 6, 2022 | Александр Маньшин
Один из самых важных вопросов, которые всегда сопутствуют владению электромобиля, — где его зарядить. Одна сложность в том, что станций пока недостаточно. Другая — что они располагаются в разных местах, каждое со своими преимуществами и недостатками.
Как в них разобраться? В этой статье мы раскрываем преимущества и недостатки основных мест, где можно зарядить электромобиль.
- домашние станции, полностью находящиеся в распоряжении своего владельца;
- публичные станции, зарядка на которых доступна всем желающим;
- станции с ограниченным доступом, которыми можно пользоваться ограниченному кругу лиц — например, водителям корпоративного транспорта или сотрудникам бизнес-центра, который установил эту станцию.
Домашние зарядные станции
Абсолютное большинство зарядных сессий приходится на домашние станции. Установив такую, электромобилист пользуется ей в любое необходимое время, оплачивая лишь электроэнергию, которая потребляется во время зарядки.
- Полная свобода и удобство пользования. Спокойно можно оставить электромобиль заряжаться ночью.
- Существенно ниже зависимость от городской инфраструктуры (если она вообще есть).
- Оплачивается только электричество — что в условиях России с её относительно невысокими тарифами на электроэнергию особенно выгодно.
- Никаких дополнительных операций по оплате использования.
- Если установлена хорошая станция, можно с помощью приложения настраивать конкретное время, когда будет происходить зарядка.
- Установка станции — дорогой и сложный процесс, о чём мы писали в одной из наших статей.
- Это медленно — ночного заряда не хватит для ежедневных пробегов более 100 км. В случае с трёхфазными розетками ситуация лучше, но такую сперва надо установить.
- Использование домашних розеток в таких целях ещё может сильно “просаживать” местную сеть.
- Но самое главное — этот вариант не только небезопасный для автомобиля (особенно при неисправностях в проводке), но ещё и крайне неудобный, если вы проживаете в многоэтажном доме или не на первом этаже.
Публичные зарядные станции
- Самый простой способ найти публичную станцию — поискать сервисы, специализирующиеся на зарядной инфраструктуре — например, 2chargers, а также Plugshare (в России доступен с использованием VPN).
- Также, вы можете искать станции в приложениях операторов зарядных станций — например, TOUCH.
- Можно ещё попробовать поискать в онлайн-картах по запросам “зарядная станция”, “электрозарядная станция”, “ЭЗС”, но там они далеко не все.
- Можно одновременно оставить электромобиль на парковке и поставить его на зарядку.
- Не нужно платить за установку станции.
- Станции пока есть не везде.
- Как правило, пользование станциями платное, хотя иногда бывают исключения — например, общественные станции от правительства Москвы бесплатны (пока что)
- Станции могут неожиданно оказаться неисправными.
- Конкуренция за зарядное место с другими электромобилистами.
- Не всегда в дороге есть время и возможность зарядить автомобиль.
Зарядные станции с ограниченным доступом
Многие работодатели утверждают, что заботятся об окружающей среде. Некоторые из них относятся к этому серьёзно и поэтому стараются всеми силами помочь своим работникам наносить меньше вреда экологии. Один из способов — предоставить сотрудникам эксклюзивную возможность заряжать свои электромобили на оборудованных корпоративных парковочных местах.
- Можно оставить автомобиль на зарядке на время рабочего дня.
- Даже если пользование станцией платное, наверняка оно будет выгоднее, чем на публичных станциях.
- Не надо устанавливать станцию за свой счёт.
- Если ваш работодатель не предусмотрел такую возможность, значит, она вам, к сожалению, недоступна. В таком случае можно поговорить с начальством, заручиться поддержкой других коллег на электромобилях — и может быть, ваша компания обзаведётся своими собственными, эксклюзивными зарядными станциями.
Где заряжать электромобиль лучше всего?
Лучшего места для зарядки электромобиля нет. Как описано выше, каждый тип локации для зарядной станции имеет свои преимущества и недостатки. К тому же, привлекательность того или иного места зависит от конкретной ситуации, в которой оказался электромобилист.
- Дома можно установить недорогую зарядную станцию невысокой мощности, например, разделив затраты на установку с соседями-электромобилистами.
- На примете стоит иметь перечень публичных зарядных станций, которыми в случае чего вам было бы пользоваться удобнее всего. Постарайтесь найти зарядные станции там, где вы паркуетесь чаще и дольше всего.
- Предложите своему работодателю установить зарядные станции для сотрудников на корпоративной парковке.
Особенности электрической «заправки».Часть вторая.
Вы знаете, сколько электроэнергии потребляет ваш электромобиль?
«Конечно!», — так скажет любой владелец электрического автомобиля, ведь для этого достаточно взглянуть на показания бортового компьютера!
Но, к сожалению, это не вся правда.
Потому что при зарядке электромобилей неизбежно теряется энергия, которая оплачивается вами, но не попадает в батарею.
И ваш бортовой компьютер эту потерю не показывает.
Именно поэтому если вы хотите узнать реальный расход вашего автомобиля, то всегда учитываете не то количество киловатт потраченных на сотню километров, что показывает бортовой компьютер вашего автомобиля, а то количество, за которое вы фактически заплатили!
Увы потери при зарядке не могут быть полностью предотвращены.
И во времена роста цен на электроэнергию желательно эти потери по возможности минимизировать.
А это на самом деле при желании может делать каждый владелец автомобиля — просто нужно знать, как…
Есть несколько способов зарядки электромобиля.
Дома можно зарядить аккумулятор при помощи бытовой розетки (обычной однофазной) с зарядной мощностью 2,3 киловатт, либо как и на общественных зарядных станциях при помощи трёхфазного зарядного устройства мощностью 11 киловатт.
Однако надо иметь в виду, что самые большие потери электричества происходят именно при зарядке от бытовой розетки.
В этом случае потери составляют составляют от 10 до 30 процентов.
А вот потери при зарядке при помощи зарядного устройства мощностью 11 киловатт немного ниже и составляют от 5 до 10 процентов.
Надо иметь в виду, что при зарядке переменным током применяется эмпирическое правило: чем выше мощность зарядки, тем короче процесс зарядки, тем ниже потери зарядки.
Поэтому по финансовым причинам желательно и дома всегда заряжать электроавтомобиль при помощи зарядного устройства мощностью 11 киловатт.
Правило простое: батарея всегда должна быть заряжена как можно быстрее.
Но потери напрямую связаны не только с длиной и сечением кабелей идущих до зарядного устройства и после него, но и с конкретными характеристиками каждого автомобиля.
А они у каждого автомобиля свои.
Немецкий журнал от ADAC, (источник «Здесь») привел несколько примеров зарядки электроавтомобилей разных марок и моделей
Рассмотрим первый автомобиль в таблице, а это Форд Мустанг Mach-E:
У которого из 98,7 кВт, конкретно на движение используется 88 кВт, (остальное уходит на работу всех внутренних систем автомобиля).
Так вот, для того, чтобы зарядить батарею Форда на 88 кВт. при помощи бытовой розетки с зарядной мощностью 2,3 киловатт, потребуется 104,3 кВт.
Следовательно 16,3 кВт будут потеряны, а это 15,6 процентов энергии, за которую придётся тоже заплатить.
(Последняя графа, это возможный ориентировочный пробег на полностью заряженной батарее.)
Минимальные же потери электричества происходят на быстрых общественных зарядках постоянного тока, которые мы используем обычно в дальних поездках, но и цена за киловатт на них соответственно выше.
Так вот, если вы тоже (как и я) начинающий владелец электрички, или только ещё мечтающий такую купить, имейте в виду заранее, что то количество киловатт, которое вы оплачиваете при зарядке аккумулятора, всегда немного больше того, что попадает в аккумулятор вашего автомобиля.
Вот такой получается расклад.
Те маленькие детали, о которых я даже и не подозревал, когда почти год назад заказывал свой первый электрический автомобиль.)
Собственно то, что мой автомобиль при зарядке батареи получает меньше киловатт, чем выдаёт зарядная станция, заметил я совсем недавно и тут же поделился с вами, написав пост «Особенности электрической «заправки»»
Видимо через это проходят все неподготовленные «свежеиспечённые» владельцы электрических автомобилей.)
Надеюсь для кого-то этот пост окажется полезным.)