Окружающий мир в 3 классе «Природа звука»
опыты и эксперименты по окружающему миру (3 класс) на тему
— Мы слышим школьный звонок несколько раз в день: в начале и в конце каждого урока. А задумывались ли вы о том, почему звенит звонок и почему мы его слышим?
— Главный вопрос, на который мы сегодня попытаемся найти ответ, звучит так: …(Дети: «Почему звенит звонок?»)
— Как вы думаете, почему же?
Эксперимент № 1 «Как возникает звук?»
— Сегодня на уроке наш класс превратится в научно-исследовательскую лабораторию. А мы будем младшими научными сотрудниками. Проведём первый опыт.
— Что у меня в руках? (Бубен). Он сейчас звучит? (Нет). А что надо сделать, чтоб звук появился? (Стукнуть по нему).
Выходят к доске 2 ученика. Один держит бубен и сильно ударяет по нему. Сразу после удара другой ученик подносит руку очень близко к перепонке бубна и говорит о том, что ощущает рукой вибрацию.
-Ещё раз ударьте. Звук слышен? А теперь прижмите перепонку рукой. Что произошло со звуком? (Звук прекратился).
-Почему бубен то молчит, то издаёт звук?
Вывод ребёнок: От наших ударов поверхность бубна начинает дрожать. Эта дрожь передаётся воздуху. Так рождается звук. Как только колебания прекращаются, мы перестаём слышать звук.
— Проведём ещё один опыт.
Выходят 3 ребёнка, берут три мет. линейки, крепко удерживают на краю стола.
— Звук слышите? (Нет).
— Теперь отогните линейку вниз и отпустите. Что заметили? (Линейки стали колебаться и произвели звук.)
— Ещё раз отогните линейки и отпустите, а теперь остановите вибрацию рукой. Что произошло со звуком? (Он прекратился).
— Какой вывод можем сделать?
— Звук появляется только тогда, когда предмет колеблется.
«Могут ли колебания распространяться?»
На поверхность маленького бубна насыпать немного песка. Выходит ребёнок и сильно ударяет по большому бубну, при этом бубны не соприкасаются. Остальные наблюдают за песочком.
— Что увидели? (Песчинки прыгают).
— Почему? (Большой бубен, издавая звук, колеблется, эти колебания передаются по воздуху на мембрану маленького бубна, поэтому песок зашевелился.
Ребёнок: Колебания могут распространяться по воздуху.
— Проведём ещё один опыт со звуковой пушкой.
Выходит один ученик и сильно ударяет по бубну, который находится вблизи пушки, но не касается её. Остальные наблюдают за ватным шариком. (Он зашевелился.) Почему?
— Бубен начинает колебаться, эти колебания передаются через полость звуковой пушки, что заставляет колебаться ватный шарик.
— Ещё раз делаем вывод.
Ребёнок: Колебания могут передаваться по воздуху.
Эксперимент № 3 «В каких средах может распространяться звук?»
— Возьмите в руки камертоны. Звук слышите? А что надо сделать, чтобы звук был слышен? Ударьте и поднесите к уху. Теперь звук слышите? Почему? (При ударе камертон начал колебаться и издал звук)
— Эти колебания можно почувствовать, если осторожно дотронуться до звучащего камертона.
— Ещё раз ударьте и дотроньтесь аккуратно. Ощущаете колебания?
— Теперь ещё раз ударьте и быстро опустите колеблющийся камертон в ёмкость с водой. Что видите? (Вода тоже начала колебаться).
— Какой вывод можно сделать?
Ребёнок вывод: Колебания распространяются не только по воздуху, но и в воде.
— Проведём ещё опыт.
— Палец левой руки вставьте в ухо, в правую руку возьмите камертон, ударьте его и быстро прижмите к локтю руки, закрывающей ухо. Что-нибудь слышите?
Ребёнок вывод: кости тоже могут передавать колебания, звуки.
-Сделаем вывод по всем экспериментам: как возникает звук, может ли он распространяться и в каких средах?
Звуки возникают из-за дрожания, колебания, которые распространяются в воде, в воздухе, в твёрдых предметах.
— Кто помнит наш проблемный вопрос, который мы поставили в начале урока?
— Почему звенит звонок?
— Так почему же он звенит?
Ребёнок вывод: В результате механического воздействия на предмет возникают колебания, звуковые волны, которые передаются в какой-нибудь среде.
— Теперь мы знаем, что от звучащих предметов исходят колебания, волны. А с помощью чего человек улавливает эти волны? Слайд № 12.
— Слышать разные звуки нам помогают уши. Слайд № 13.
Слайд № 14. Показ указкой.
Ребёнок 1: слуховой аппарат состоит из 3 отделов: наружного, среднего и внутреннего. Наружный отдел хорошо виден. Он состоит из ушной раковины, слухового прохода и барабанной перепонки.
Слайд № 15. Показ указкой.
Ребёнок 2: в среднем отделе есть 3 слуховые косточки, соединённые между собой. Эти косточки называются: молоточек, наковальня и стремечко.
Слайд № 16. Показ указкой.
Ребёнок 3 : во внутреннем отделе есть костный завиток «улитка», внутри которой находится несколько тысяч натянутых тонких волоконец.
Ребёнок 4: Звук сначала попадает с слуховой проход, упирается в барабанную перепонку, и та начинает колебаться. По слуховым косточкам звук попадает в «улитку». Дальше каждый волосок «улитки» передаёт звук по слуховому нерву в головной мозг.
— Как надо относиться к такому сложному и важному органу?
— Правильно, бережно. А что это значит?
— Наши уши боятся шума, резких и громких звуков. А что такое шум? (Любой звук, который нам мешает).
— Посмотрите на шкалу громкости. Силу звука измеряют в децибелах.
Шелест листвы соответствует 10 децибелам
Тиканье часов – 20 децибел
Тихий шёпот – 30
Автомоб. движение на шоссе – 80
Гидравлич. молот – 100
Реактивн. самолёт – 130
— При уровне шума в 85 децибел существует угроза повреждения слуха.
— При 130 децибелах человек может испытать физическую боль.
— При 140 децибелах наступают необратимые повреждения.
— Длительное воздействие сильного шума наносит вред организму.
— Во время урока уровень шума составляет примерно 55 децибел, на переменах превышает 85 децибел, а это уровень, при котором можно получить повреждение слуха.
— Как защититься от шума? (Избегать его)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Технологическая карта по окружающему миру «В мире звука»
Конспект урока и презентация по окружающему миру 2 класс по теме «В мире звука» УМК «Планета знаний».
технологическая карта урока по окружающему миру «В мире звука»по УМК «Планета знаний»
Урок разработам в соответсвии с ФГОС.
конспект урока по Окружающему миру «В мире звука» 2 класс УМК «Планета знаний»
Конспект урока по ОМ «В мире звука» 2 класс УМК «Планета знаний». Использумые технологии: информационная, развивающая, проблемная.Методы: словесные, наглядные, деятельностные, практические(выполнение .
Технологическая карта урока по окружающему миру «В мире звука,» умк «Планета знаний», 2 класс
Автор материала (ФИО) Петличёва Татьяна ВалериевнаДолжность (с указанием преподаваемого предмета)Учитель начальных классовОбразовательное учреждение МОУ «СОШ №3 с УИОП»Класс (возраст) 2.
Презентация к уроку окружающего мира «В мире звука», умк «Планета знаний», 2 класс.
Презентация к уроку окружающего мира «В мире звука»Цели: знакомство обучающихся с причиной возникновения звука.Задачи:1. Научить выявлять проблему и строить гипотезу; сформировать умения находит.
«Согласие крепче каменных стен». Звуки в окружающем мире и речи. Письмо элементов букв (2ч) «Край родной, навек любимый». Гласные и согласные звуки. Письмо больших и маленьких овалов, коротких наклонных линий (2ч)
laquo;Согласие крепче каменных стен». Звуки в окружающем мире и речи. Письмо элементов букв (2ч)«Край родной, навек любимый». Гласные и согласные звуки. Письмо бол.
3 класс. Естествознание. От чего зависит громкость звука? 22.04.2020
Дорогой учитель, ученик и родитель! К данному уроку есть упражнения, домашние задания и обратная связь на нашем сайте! Для того, чтобы их посмотреть, вам необходимо пройти по ссылке ниже, найти этот урок по расписанию. https://bilimland.kz/ru/online-school/schedule Функции ONLINE MEKTEP на BILIMLAND.kz : 1. Возможность учителю дать свои домашние задания по конкретной теме урока (c прикреплением файлов Word, Excel, Изображения, PDF и д.р.); 2. Возможность проверить работу каждого ученика; 3. Возможность просмотреть приступил ли ученик к просмотру видеообъяснения, выполнению упражнений, домашнего задания; 4. Мониторинг успеваемости ученика — правильно ли ученик выполнил упражнения и задания, сколько попыток ему потребовалось; 5. Чаты — личный чат с учеником (преподавателем), общий чат с классом, по конкретному уроку. Данные функции доступны по ссылке ниже при авторизации по ИИН, пароль вы можете получить в своей школе: https://bilimland.kz/ru/online-school/schedule
Показать больше
Войдите , чтобы оставлять комментарии
Урок естествознания по теме «Практические работы по теме звук»
Игра на доверие и поддержку друг друга. Все встают в круг плотно друг к другу. Один выходит в центр круга. Члены группы ставят руки перед собой и покачивая участника в центре из стороны в сторону, поддерживая его, не давая упасть. Эту процедуру проходят все по очереди. Потом каждый оценивает свое доверие по пятибалльной системе.
Приветствуют учителя. Организуют свое рабочее место, проверяют наличие индивидуальных учебных принадлежностей
Оценивание эмоционального
Эмоц. настрой
2. Середина урока.
Актуализация субъективного опыта учащихся
Ответы на вопросы учителя, которые помогут понять, что знает ученик по данной теме: умеет ли он проводить эксперименты и фиксировать результаты по составленному плану.
Формирование целей урока.
1. Что мы будем делать сегодня на уроке?
2. Чему должны научиться?
«Корзина идей».
Учащиеся совместно с учителем формируют цели урока
Подготовка материала для эксперимента
Составление плана по заданной схеме.
1. Определить цель эксперимента.
2. Выбрать предмет эксперимента или ситуацию.
3. Выбрать способ проведения эксперимента.
4. Выбрать способ регистрации эксперимента.
5. Объяснить полученный результат.
Каждая группа готовит небольшой материал
Физминутка
Учащиеся под музыку выполняют движения, которые показывает учитель или дежурный ученик
Практическая работа
Учащиеся проводят эксперимент № 1.
Работа с учебником. Учащиеся выполняют все задания эксперимента. Регистрируют результаты эксперимента.
Каждая группа выступает со своими выводами.
Затем учащиеся проводят эксперимент № 2.
Учащиеся выполняют все действия, записанные в учебнике.
Регистрируют результаты. Подводят итоги экспериментов
Выполнение заданий в тетради ученика.
Дифференциация по усмотрению учителя.
Учащиеся слушают учителя, отвечают на вопросы
Отвечают на вопросы учителя
Формулируют тему урока, определяют цель урока
Работают по учебнику
Работают в группах, выполняют задания под руководством учителя.
Повторяют движения за учителем
Выполняют практическую работу
Подводят итоги эксперемента
Естествознание Источники громких и тихих звуков. Что такое звук?
Предмет: естествознание Тема: Источники громких и тихих звуков. Что такое звук? Как мы слышим звуки? Класс: 2 «И» Цели обучения данного урока 2.5.3.1 — классифицировать источники звука по громкости Отрывок из алтайской сказки Язык птиц и зверей мальчик хорошо понимал. Пчёл и кузнечиков внимательно слушал. Он и сам, то зажужжит, то застрекочет, то как птица, защебечет, то засмеется, как родник. Дунет мальчик в сухой стебель – стебелек поёт. – Что помогало мальчику общаться с природой? (Звуки.)
есеств2клас10.4.docx
Картинками
Предмет: естествознание Школалицей № 15 им. Д.Менделеева Тема: Способность материалов пропускать свет Куда делся лучик света? Дата: 10. 04.2018 Класс: 2 «И» Цели обучения данного урока Критерии успешности Языковая цель Формирование ценностей Ресурсы Межпредметные связи Предварительные знания Ф.И.О. учителя Романюк К.Б. Колво присутствующих: отсутствующих: 2.5.2.1 исследовать способность некоторых тел пропускать свет Все учащиеся смогут: • Исследовать способность некоторых тел пропускать свет под руководством учителя • Делать выводы с помощью опор • Определять прозрачность, непрозрачность предметов Большинство учащихся смогут: • Выдвигать гипотезы о прозрачности предмета • Определять прозрачность, полупрозрачность, непрозрачность предметов • Исследовать способность некоторых тел пропускать свет и делать выводы • Определять ведущие признаки эксперимента Некоторые учащихся смогут: • Самостоятельно определять прозрачность предметов с помощью луча света и делать выводы • Правильно ответить на все вопросы теста по теме урока Предметная лексика и терминология: прозрачный, непрозрачный, полупрозрачный, эксперимент, гипотеза, вывод способы представления результата. Используемый язык для диалога/письма на уроке: Побуждающий и подводящий Полиязычие: жарық көзі – источник света – lightsource. Вопросы для обсуждения: – Какие предметы называются непрозрачными? Их ещё называют светонепроницаемыми. Приведите примеры непрозрачных предметов. – Как называются предметы, через которые проходит немного света? – К какой группе предметов можно отнести облака? – Где человек использует свойства прозрачности предметов? – К каким заключениям мы пришли сегодня на уроке? Какие доказательства их подкрепляют? – Что мы могли бы сделать с нашими открытиями? Ценности, основанные на национальной идее «Мәңгілік ел»: казахстанский патриотизм; уважение; сотрудничество; саморегуляция, общечеловеческие ценности. Учебник, карандаши, ручка Самопознание, познание мира, литературное чтение