ШЛЕЙФ ОХРАННОЙ СИГНАЛИЗАЦИИ
Давайте разберемся что такое шлейф сигнализации (ШС) и как правильно его организовать. Начнем с того, что охранный шлейф представляет собой соединительную линию (электрическую цепь), объединяющую различные датчики сигнализации (ДС) или извещатели — в контексте данной статьи это синонимы.
Кроме того, в шлейфе присутствует оконечное устройство (ОУ), которое согласует его с приемно-контрольным прибором (ПКП).
- резисторы;
- конденсаторы;
- диоды.
Что именно устанавливается в конце шлейфа зависит от конкретной модели ПКП. Стоит заметить, что в системах охранной сигнализации чаще всего используются резисторы, поэтому будем ориентироваться на этот вариант. Структурная схема шлейфа приведена на рисунке 1.
Я сразу нарисовал все возможные типы датчиков, их работу мы сейчас рассмотрим, но в реальной ситуации используется, как правило, один вариант подключения и извещатели с одинаковой тактикой формирования тревожного извещения.
Возможны и комбинации различных подключений, но они встречаются достаточно редко. Теперь давайте перейдем к рассмотрению основных типов шлейфов и принципа их действия.
Внимание! Нумерация типов шлейфов в этой статье условна. Более того, каждый производитель в понятие типа ШС может вкладывать свое толкование. Обязательно имейте это ввиду!
ТИПЫ ШЛЕЙФОВ СИГНАЛИЗАЦИИ
1. ШС с датчиками, работающими «на размыкание».
- контакты разомкнутся;
- останутся замкнутыми даже при обнаружении нарушителя.
С первым случаем все ясно и просто — прибор сработает и неисправность таким образом заявит о себе. Второй вариант опасен тем, что обнаружить его можно только при полной проверке работоспособности датчика, которую каждый день никто не делает. Утешает только что такие случаи редки, но, тем не менее, они бывают.
2. ШС с датчиком, работающим на «замыкание».
Отличие от первого варианта разве что в схеме подключения и в том, что при срабатывании шлейф замыкается. В охранной сигнализации используется редко, по крайней мере я с таким способом не сталкивался.
3. Использование извещателя с питанием по шлейфу.
Пусть не часто, но такие датчики используются. Если в первых двух случаях напряжение подается по отдельной линии, то здесь извещатель работает от напряжения, подаваемого на ШС приемно-контрольным прибором. В этом случае сигнал тревога формируется увеличением потребления ДС тока, что отслеживается ПКП.
При этом количество подключаемых датчиков может быть ограничено несколькими штуками. Конкретная величина для различных их типов должна указываться в паспорте охранного прибора (равно как и возможность использования такого варианта).
4. Адресный шлейф сигнализации.
Если до сих пор мы рассматривали случаи, когда осуществлялся токовый контроль ШС, то при использовании адресных извещателей информации об их состоянии передается в цифровом виде. Соответственно информативность системы сигнализации при этом возрастает. ДС может диагностировать свое состояние и передавать его на контрольную панель.
ПАРАМЕТРЫ И НЕИСПРАВНОСТИ
- «норма»;
- «обрыв»;
- «замыкание».
Нормальное сопротивление шлейфа должно, как правило, не превышать 1 кОм, причем без учета величины оконечного резистора.
Стоит немного пояснить принцип работы связки ПКП-ШС-ОУ.
Прибор подает на шлейф напряжение, поскольку в нормальном состоянии цепь замкнута в ней возникает электрический ток. Его значение характеризует состояние ШС. Нормальные пределы величины тока задаются оконечным устройством. Отклонение в ту или иную сторону вызывает срабатывание сигнализации.
Сопротивление самого шлейфа, а туда входят также сопротивления переходных контактов в датчиках, определяет максимально допустимые отклонения. При коротком замыкании всего или части ШС (одна из неисправностей) происходит увеличение тока потребления, а обрыв — к его исчезновению. В этом и заключается суть токового контроля.
Таким образом есть еще один критичный параметр — сопротивление утечки между проводами шлейфа, поскольку он является двухпроводной линией, или «землей» и одним из проводников. Эта характеристика указана в паспорте ПКП, но лучше будет если ее значение составит порядка 1 мОм. Хотя многие приборы работают при утечках в несколько десятков кОм.
В завершение один иногда встречающийся вопрос: какова максимальная длина шлейфа охранной сигнализации? Ответ — любая при которой обеспечиваются рассмотренные выше электрические параметры.
© 2014 — 2024 г.г. Все права защищены.
Материалы сайта имеют ознакомительный характер и не могут использоваться в качестве руководящих и официальных документов
ШЛЕЙФ ОХРАННОЙ СИГНАЛИЗАЦИИ
Это определение для проводного шлейфа, а на рисунке 1 приведены структурные схемы наиболее распространенных вариантов.
Хочу обратить ваше внимание на неоднозначность толкования состояния сухих контактов (реле) в «классическом» техническом понимании и использовании для средств охранной сигнализации. Корректно будет называть контакты нормально замкнутыми (НЗ) для устройства имеющего их замкнутыми в нерабочем состоянии. Для нормально разомкнутых (НР), естественно все наоборот.
- размыканием;
- или замыканием контактов реле.
В подавляющем большинстве датчиков используется первый вариант (рис.1а). Я так подробно на этом останавливаюсь для того, чтобы вы поняли принцип работы шлейфа сигнализации и охранной системы в целом.
В режиме охраны, который характеризуется подачей на извещатели напряжения питания и отсутствием воздействий, вызывающих переход датчика в тревожное состояние, ШС представляет собой замкнутую цепь.
Для приемно контрольного прибора (ПКП) это является свидетельством того, что на контролируемом объекте все нормально. ПКП контролирует ток, протекающий по шлейфу и при отклонении его значения в большую и меньшую стороны формирует сигнал тревоги.
Для того, чтобы обеспечить требуемое значение тока в шлейф включается оконечное устройство — как правило, резистор. Оконечные устройства могут состоять из других элементов или их комбинаций, но для большинства охранных систем это не типично.
Кстати, в паспорте на контрольный прибор обязательно указывается какой элемент используется в качестве оконечного.
Чтобы в шлейфе возник ток на него надо подать напряжение. Это делает ПКП. На его клеммной колодке указана полярность подключения, которую иногда надо учитывать — об этом несколько позже.
- в результате воздействия на датчик, вызывающее его переход в состояние тревога;
- пропадании напряжения питания активных извещателей;
- обрыва или замыкания электрической цепи.
Первый режим свидетельствует об обнаружении проникновения (за исключением случаев ложных тревог). Остальные два являются результатом неисправности различных компонентов системы сигнализации. Кстати, если используются датчики, формирующие сигнал тревоги замыканием контактов (рис.2б), то в режиме «тревога» шлейф будет замкнут.
ВИДЫ И ТИПЫ ШЛЕЙФОВ СИГНАЛИЗАЦИИ
- способу подключения к прибору;
- видам используемых извещателей.
В первом случае можно выделить два типа: радиальный (рис.2а) и кольцевой (рис.2б). Последний встречается достаточно редко и применяется, главным образом, в адресных системах пожарной сигнализации.
Если говорить про типы используемых датчиков, то можно говорить о пороговых шлейфах (рис.1а-б), резко изменяющих свои электрические параметры при переходе в режим «тревога» и адресных (рис.1в).
Про первые я уже говорил, а адресные шлейфы сигнализации давайте рассмотрим сейчас.
Называются они так благодаря используемым в них адресным датчикам сигнализации. В этом случае по одной двухпроводной линии передается информация о состоянии датчика (в цифровом виде) и подается напряжение питания. За счет уникального адреса каждый извещатель может быть однозначно идентифицирован системой.
В этом случае при подключении шлейфа соблюдение полярности, указанной на клеммах приемно-контрольного прибора и охранных датчиков обязательно. Кроме того, количество извещателей, подключаемых в адресный ШС ограничено и определяется техническими характеристиками прибора.
МОНТАЖ ОХРАННЫХ ШЛЕЙФОВ
Начнем с того, что шлейф сигнализации является слаботочной цепью и его монтаж должен осуществляться с учетом соответствующих норм и правил. Основным из них является обеспечение при параллельной прокладке с силовыми цепями расстояния между ними не менее 50 см. Пересечение этих цепей допускается только под прямым углом и т.п.
Поскольку при прокладке ШС необходимо обеспечить его защиту от случайных повреждений, то не допускается прокладывать провода без их крепления к несущим конструкциям.
Наиболее типичный пример как не надо делать и как это все равно делается — свободное размещение (протаскивание) шлейфов в запотолочном пространстве, например, за потолками «Армстронг».
- во-первых, позволяют соблюсти правила прокладки шлейфов;
- во-вторых, упрощают и ускоряют процесс монтажа.
Помимо требований к монтажу шлейфов сигнализации как слаботочных цепей существуют и правила обеспечения надежности их последующей эксплуатации и удобства обслуживания. Здесь могут присутствовать некоторые противоречия.
Например, с точки зрения обслуживания, доступ к ШС должен быть максимально удобным, а с точки зрения безопасности — нужно предотвратить возможность несанкционированного доступа к проводам и датчикам.
Причем, если в охраняемое время проведение каких либо манипуляций со шлейфом затруднительно, то в период, когда система сигнализации отключена отключить часть шлейфа или датчиков для знающего человека не составит труда. Причем после этого сигнализация будет работать как раньше, только часть или все помещение окажется без охраны.
- опломбирование (опечатывание) корпусов приборов, распределительных коробок, мест возможного вскрытия электромонтажных коробов;
- скрытый монтаж датчиков сигнализации;
- установка устройств контроля шлейфа.
Первые два пункта достаточно очевидны. Устройство же контроля ШС позволяет определить его обрыв. С одной стороны, оно может свидетельствовать о неисправности шлейфа, с другой — подскажет что часть шлейфа отключена. Подключение УКШ производится в самой дальней от приемно-контрольного прибора точке и его визуальный контроль должен производиться каждый раз при сдаче объекта под охрану.
Однако, сказанное относится к охранным системам, установленным в местах с пребыванием большого количества посторонних лиц: магазинах, офисах и пр.
Риск подобных вмешательств в сигнализацию установленную на даче, в частном доме или квартире практически отсутствует.
* * *
© 2014-2024 г.г. Все права защищены.
Материалы сайта имеют ознакомительный характер, могут выражать мнение автора и не подлежат использованию в качестве руководящих и нормативных документов.
ТИПЫ ПОЖАРНОЙ СИГНАЛИЗАЦИИ
Пожарная сигнализация – система для обнаружения возгораний и управления технологическим оборудованием. В зависимости от конфигурации обеспечивает управление другими системами, например оповещения, дымоудаления и других.
- пороговая;
- адресно-опросная;
- адресно-аналоговая.
Пороговая пожарная сигнализация – это тип системы на основе пожарных извещателей с двумя рабочими показателями – «норма» и «пожар». Срабатывание системы происходит при пороговом значении контролируемого параметра (задымленность, температура). Датчики пороговой системы объединяются в шлейф.
При срабатывании любого из датчиков происходит изменение электрических характеристик линии связи сигнализации. То есть система не определяет, какой конкретно датчик вызвал срабатывание (уровень локализации – одна линия связи). Это считается главным недостатком данного типа пожарной сигнализации, также прокладка линий связи требует большого объема работ.
Для решения проблемы можно использовать промежуточные модули подключаемые к шлейфам, с дальнейшим объединением в одну систему. При всех недостатках, пороговая сигнализация часто используется, по причине низкой стоимости оборудования в сравнении с другими системами.
Адресно-опросная сигнализация – этот тип пожарной системы строится на основе адресных пожарных извещателей. То есть каждый датчик определяется контрольным прибором отдельно. При этом контролируется не только его пороговые значения, но и работоспособность. Преимущество адресно-опросной сигнализации – точное определение места возгорания или выхода из строя любого из установленных извещателей.
Также все извещатели объединяются всего одной линией связи – это упрощает монтаж системы. В сравнении с пороговой сигнализацией стоимость оборудования выше, однако если учесть все затраты, то итоговые стоимости проектов находятся в одном ценовом диапазоне.
Адресно-опросная автоматическая сигнализация – оптимальный вариант для больших объектов, так как обеспечивает детальный контроль каждого помещения и работоспособности всей системы.
Адресно-аналоговая сигнализация – современная автоматическая система, основанная на измерении датчиками контролируемых параметров в постоянном режиме. Все данные с извещателей системы этого типа передаются на панель управления, где с помощью специальных алгоритмов анализируется изменение ситуации на объекте.
Адресно-аналоговые системы при высокой стоимости оборудования и необходимости в квалифицированном обслуживании, обеспечивают самый высокий уровень пожарной безопасности – при правильной установке работоспособность системы сохраняется даже при обрыве шлейфа.
Основная область применения – объекты с высокими требованиями к уровню безопасности.
Дополнительно про адресные системы пожарной сигнализации можно почитать на этой странице.
ТИПЫ ШЛЕЙФОВ ПОЖАРНОЙ СИГНАЛИЗАЦИИ
Шлейф пожарной сигнализации (линия связи) – это электрическая цепь, соединяющая извещатели и дополнительные элементы системы. Типы шлейфов для автоматической пожарной сигнализации разделяют по структуре, при этом к ним предъявляются требования в соответствии с областью применения, например, обеспечении работоспособности сигнализации в случае возгорания.
- пороговые;
- адресные.
Пороговые шлейфы – оповещение срабатывает при достижении порогового значения подключенных датчиков. К каждому пороговому шлейфу подключается отдельный блок контроля. Для расширения возможностей системы необходимо использовать несколько контролирующих блоков.
Принцип работы построен на изменении электрических параметров линии связи при срабатывании подключенного извещателя. Также изменение параметров шлейфа в определенных значениях свидетельствует об обрыве линии или неисправности одного из подключенных датчиков. Применяются в автоматических пожарных сигнализациях порогового типа.
Адресные шлейфы – используются с соответствующими извещателями. По адресным шлейфам информация о состоянии датчика в цифровом виде передается на контрольный прибор. Также шлейф обеспечивает подачу питания на извещатель. Для адресных шлейфов характерно ограничение количества подключаемых извещателей (число зависит от конкретных технических характеристик оборудования) и строгое соблюдение полярности питания.
- радиальные;
- кольцевые.
Радиальные шлейфы используются в пороговых системах автоматической пожарной сигнализации. Основной недостаток – невозможно определить, какой из подключенных к линии связи датчиков сработал, и отсутствие контроля работоспособности отельных датчиков. Контрольный прибор может определить только выход из строя всего радиального шлейфа. Преимущество – низкая цена.
Кольцевые шлейфы используются преимущественно в адресно-аналоговой автоматической пожарной сигнализации. Достоинства: высокая информативность, возможность подключения большого количества разнотипных датчиков, допускается установка радиальных ответвлений, система сохраняет частичную работоспособность при обрыве шлейфа или при выходе из строя извещателей.
Недостатком является высокая цена в сравнении с радиальной топологией, однако этот фактор можно принимать во внимание только для небольших объектов с низкими требованиями к пожарной безопасности.
ТИПЫ И ВИДЫ ПОЖАРНЫХ ДАТЧИКОВ
- дымовые;
- тепловые;
- пламени.
Отдельная категория – ручные извещатели.
Дымовые пожарные датчики – один из самых распространенных типов. Используются в том случае, если начало возгорания предполагает появление большого количества дыма. Принцип работы двух основных видов дымовых извещателей (точечных и линейны) построен на применение оптико-электронных устройств.
Еще один тип – аспирационные датчики, однако они редко используются по причине сложного монтажа и высокой стоимости.
Преимущества дымовых датчиков – высокая эффективность и низкий процент ложных срабатываний. К недостаткам относят невозможность определить возгорание с низким дымообразованием.
-
максимальные, дифференциальные линейные.
Каждый из них имеет свои недостатки и преимущества. Так, максимальный извещатель срабатывает только при достижении порогового значения температуры самого датчика. Дифференциальный датчик отслеживает скорость изменения температуры, поэтому его инерционность ниже. Линейные извещатели (представляют собой термокабель) можно использовать в качестве шлейфа пожарной систем.
К тепловым датчикам предъявляются отдельные требования по монтажу. Так, например, такие извещатели нельзя монтировать вблизи нагревательных приборов.
Датчики пламени – используются в зонах с большой вероятностью возникновения открытого пламени с низким дымообразованием. Принцип работы основан на анализе изменений инфракрасного излучения специальным датчиком.
Первые образцы датчиков пламени отличались большим процентом ложных срабатываний, но использование технологий анализа частоты излучения, и ультрафиолетовых сенсоров позволило свести их к минимуму.
К недостаткам датчиков пламени относят высокую стоимость и необходимость прямой видимости места возгорания. Преимущества – высокая точность срабатывания, моментально реагирование на появление пламени, большая дальность действия, возможность использования на открытых площадках.
Ручные пожарные извещатели – используют для ручной подачи сигнала в случае пожара. Конструктивно представляет собой кнопку с защитой от случайного нажатия (экран из стекла или пластика). На корпусе извещателя размещают предупреждающую надпись.
Ручные извещатели применяются при визуальном обнаружении возгорания, и обязательны к установке на объектах с автоматической пожарной сигнализацией.
Достаточно подробно про особенности устройства и применения пожарных извещателей различного типа написано здесь.
При выборе подходящего типа автоматической пожарной сигнализации необходимо провести детальный анализ объекта, для выявления основных факторов, сопутствующих возгоранию. На основе полученных данных выбирают тип автоматической сигнализации и используемое оборудование.
С учетом снижения стоимости на современные адресно-аналоговые автоматические системы, наблюдается тенденция к отказу от пороговых сигнализаций. Применение последнего вида оправдано для небольших объектов с невысокими пожарными рисками.
* * *
© 2014-2024 г.г. Все права защищены.
Материалы сайта имеют ознакомительный характер, могут выражать мнение автора и не подлежат использованию в качестве руководящих и нормативных документов.
Что такое шлейф сигнализации
Шлейф пожарной сигнализации представляет собой совокупность извещателей и выносных элементов, которые соединены проводником. Его задача состоит в отправке сообщений приемно-контрольному прибору о неисправностях и тревогах. Типы шлейфов пожарной сигнализации различаются соответственно структуре, а требования к ним прописаны в СНиП и ФЗ №123.
Оглавление
Требования
- Шлейф пожарной сигнализации обладает сопротивлением, которое выдержит открытое пламя определенный промежуток времени. Система оповещения и сигнализации будет полностью работоспособна, пока люди не покинут объект.
- Кабель должен соответствовать ГОСТу. В качестве обозначения шлейфов пожарной сигнализации применяется маркировка, регламентированная ФЗ, которая должна наноситься на обмотку кабеля.
- Вертикальные и горизонтальные проходки требуется защищать негорючими компонентами в сочетании с огнезащитой. Кабеля нужно прокладывать с использованием термостойкой обмотки. Внутри пустот, ниш и стен перекрытия укладка кабеля проводится с использованием гофротруб. При открытой прокладке пожарной сигнализации рекомендовано использовать провод, стойкий к огню.
- При монтаже в сочетании с другими проводниками обязательно требуется наносить термоизолирующую обмотку.
- Для ТО пожарной сигнализации обязательно нужно приглашать профильного эксперта, который осуществляет монтаж систем оповещения и имеет соответствующие сертификаты.
Для точного выявления зоны воспламенения требуется, чтобы все компоненты системы оставались работоспособными. Для пожарной сигнализации важно монтировать кабель, обладающий определенной степенью стойкости к открытому огневому воздействию. Для расчета предела используются требования ППБ, которые предъявляются к элементам несущих конструкций.
Виды шлейфов
Определение подходящего сечения проводника, максимальной длины шлейфа и остальные аспекты вычисляются после того, как будет выбрана определенная схема подсоединения датчиков. Существует совокупность базовых методов решения поставленной задачи.
1. Пороговые системы на базе радиального шлейфа. Один прибор управления типа моноблок способен управлять линиями и датчиками в количестве не более 10. Чтобы увеличить возможности, монтируется еще один контрольный блок. Система получила свое наименование благодаря принципу работы, заложенному в ее основу. Каждый датчик имеет собственный порог чувствительности. Когда он достигается, датчик срабатывает.
Недостаток пороговой системы состоит в большом количестве ложных сигналов. Если шлейфы проложены совместно с другими кабелями, то это сильно усугубляет ситуацию. Место возгорания нельзя точно выявить. Система оповещения срабатывает только на сигнал разрыва линии, поэтому требуется проверять весь шлейф.
Среди преимуществ подобного решения называют малую стоимость оборудования и проводимых работ по монтажу.
2. Пороговые структуры с модульным шлейфом. Они почти не отличаются от предыдущей схемы, разница состоит только в том, что используется модуль, способный контролировать работу нескольких линий одновременно. Шлейф имеет такие параметры, которые обеспечивают дублирование сигналов оповещения, что достигается посредством двухпороговых конструкций.
3. Адресно-аналоговые линии. За контроль системы отвечает модуль с подключенным кольцевым шлейфом. Датчики не принимают решение о наличие возгорания, они отвечают за трансляцию сигналов на пульт.
В системах с кольцевым построением шлейфов можно отсеивать ненужную информацию. сигналы дублируются, а потом передаются на контрольные пульты. Благодаря анализу можно отличить случаи возгорания от обрыва или иной неисправности. Благодаря транзитной прокладке можно укладывать кабель длиной до 2 тыс. м.
4. Комбинированные системы. Чтобы сигнал можно было вывести диспетчеру, используется аналоговое или пороговое оборудование. Это современный комплекс сигнализации, в котором учтены все недостатки предыдущих линий. Использование кольцевых систем упрощает поиск неисправностей шлейфа.
Комбинированные системы используются внутри и снаружи помещений. Для второго случая необходим экранированный кабель, предназначенный для улицы.
Применение
Марка провода, используемая для организации ПС, определяется соответственно классу пожароопасности объекта и используемой системы оповещения. При формировании проектной документации важно решить, какой термокабель будет использоваться и остальные типы материалов.
Есть несколько параметров, влияющих на выбор кабеля:
- Расчет сечения. Когда мощности и пропускной способности не хватает, часто возникают неточные срабатывания пожарных датчиков. Для систем порогового типа слаботочный кабель часто становится причиной активации ложной сигнализации.
- Защита проводника должна быть достаточной. Кроме теплоизоляции и обмотки, стойкой к пламени, требуется понижение чувствительности шлейфа. Разрешен монтаж защищенного провода. При наличии сбоев ПС, связанных с чувствительностью проводника, требуется измерить сопротивление изоляции шлейфа.
- Маркировка. На обмотке проводника должны указываться такие параметры, как наличие экранирования шлейфа, предел огнестойкости и остальные. По правилам маркировки кабельных линий обязательно нужно указывать коэффициент горючести и дымности.
При монтаже проводной сигнализации требуется прокладывать только маркированный кабель, на котором есть класс огнестойкости. Могут использоваться такие обозначения литерами:
- НГ – негорючий – классифицируется от A до D по мере огнестойкости.
- LS – прокладываются во взрывоопасных зонах, в групповом лотке. При горении не становится источником вредных испарений.
- HF – горение не сопровождается выделением веществ, обладающих высокими коррозионными свойствами. Можно прокладывать в кабельном лотке совместно с остальными проводами сигнализации.
На бухтах проводов обязательно должна быть маркировочная бирка и инструкция по монтажу. Изготовитель указывает сроки эксплуатации кабельной линии.
При выборе нормы по прокладке шлейфов упор делается на используемую систему сигнализации и требования ППБ, действующие на данный момент. В СНиП и ПУЭ указывается весь перечень кабелей, которые допустимы к применению. Если рекомендации нарушены, то это приводит к неисправности сигнализации.
При использовании кабеля, не соответствующего нормам, инспектор МЧС обнаружит это, выпишет пояснительную записку, а также привлечет к административной ответственности. Действующие шлейфы потребуется заменить в срок, указанный инспектором.
Прокладка шлейфов ПС
Монтаж системы сигнализации и последующее ТО прописаны в ВСН 116-87 и СНиП 3.05.06-85. Выделяется несколько наиболее важных правил:
- Запрещено соединять шлейфы оповещения одной линии – кабель должен быть цельным.
- Используемые провода имеют только медную жилу.
- При воздушной прокладке используется стальной трос, натягиваемый между опорами. Провода не должны провисать.
- Если для линии используется телефонный провод, то требуется обязательный резервный кабель.
- Для определения сечения многожильного медного проводника используется коэффициент вероятной потери напряжения.
- В пустотах, нишах и за подвесными потолками прокладка реализуется исключительно в пожаростойкой гофре.
- Внешняя прокладка реализуется в канализации или почве. Если это не удается сделать, то допускается крепление кабеля к столбу или размещение под навесами.
- При укладке оптического кабеля снижается степень экранирования.
- ТО требуется проводить каждые 3-4 месяца. Осмотр выявляет любые дефекты. Если есть ложные срабатывания, шлейф обязательно прозванивается.
При проведении расчетов необходимого объема расходных материалов требуется учитывать разделку проводов. Так можно точно вычислить метраж, а также не столкнуться с дополнительными расходами.