3. Физические особенности экранного эффекта.
Подъемная сила летательного аппарата создается при отклонении вниз обтекающих крыло струй воздуха. Достигается это за счет угла наклона (атаки) крыла к набегающему потоку или за счет увеличения кривизны профиля крыла с помощью щелевых закрылков и предкрылков (аэродинамическая стартово-посадочная механизация). Коэффициенты подъемной силы у современных самолетов достигают значений Су = 3,0 — 4.5 при посадке и значений Су = 0,4 – 0,8 в крейсерском полете. Вследствие кривизны профиля в струях воздуха над крылом создается зона разряжения, а под крылом зона повышенного давления. Распределение зон давлений по площади крыла создает его подъемную силу.
В свободном полете основная доля подъемной силы создается областью разряжения, обусловленной значениями скосов потока воздуха за крылом. С приближением крыла к поверхности скосы потока вниз ограничиваются экраном, зона разряжения над крылом уменьшается, но при этом возрастает давление под крылом за счет запирания потока воздуха между крылом и экраном (торможение потока). В этом и состоит основное проявление эффекта экрана для крыла.
Характерное распределение зон давления у профиля крыла в свободном полете и вблизи поверхности показано на рис. 3.1. Центр давления при изменении высот полета может смещается до ¼ хорды крыла, при этом появляются значительные дисбалансирующие моменты.
Рис. 3.1. Эпюры давлений на профиле крыла.
В полете крыло летательного аппарата всегда расположено под некоторым углом к набегающему потоку, при этом над крылом создается зона пониженного давления, а под крылом зона повышенного давления. Вследствие разности давлений, воздух перетекает через край крыла снизу вверх и, вместе с набегающим потоком, создает (индуцирует) вихри по концам крыла. Причем, чем меньше удлинение крыла ( l = размах/хорда), тем мощнее концевые вихри. Величина индуктивного сопротивления, пропорциональная мощности концевых вихрей, определяется из известной формулы [2]:
Характер влияния экрана на П-образную вихревую систему крыла, на мощность концевых вихрей и на направление скосов потоков за крылом показаны на рис. 3.2 и 3.3.
Концевые вихри крыла :
Рис. 3.2 Скосы потока. у оперения. Рис. 33. Экраноплан Орленок. Концевые вихри .
Полезное влияние экрана на аэродинамические характеристики крыла проявляется в двух факторах: во-первых, в ограничении мощности индуктивного вихря на концах крыла (снижении аэродинамического сопротивления), а во-вторых, в увеличении давления под крылом (росте подъемной силы). Отсюда, отличие экранопланного крыла от самолетного заключается в способности запереть набегающий поток воздуха под крылом и ограничить его перетекание на верхнюю дужку крыла. Эффект экрана проявляется тем больше, чем меньше, отнесенная к хорде крыла, высота ее задней кромки над экраном, поэтому при равной площади используют крылья малого удлинения ( l = 2-5), с большой хордой, и на концах устанавливают вертикальные пластины (шайбы), уменьшающие зазор между крылом и экраном, рис.3.4.
В различных проектах экранопланов используют 3 типа характерных форм крыла :
Рис. 3.4. Формы крыла экраноплана.
Известно, что при обтекании воздухом наименьшим сопротивлением обладают тела каплевидной, веретенообразной формы. Если взять такую каплю и разрезать ее экраном пополам, заменить наружную поверхность профилем, как это показано на рис. 3.5, то получится форма крыла с наименьшим сопротивлением. Экран создает как бы зеркальное отображение находящегося над ним тела и формирует подобие симметричной веретенообразной формы. Приближенные к экрану задние кромки контура крыла хорошо удерживают под ним давление набегающего потока, что способствует расту подъемной силы. Такое крыло можно считать идеальным с аэродинамической точки зрения. Его называют шатрообразным, эллипсоидным или каплевидным. Именно такой тип крыла применил немецкий аэродинамик А. Липпиш на своем первом экраноплане Х-112.
Рис.3.5. Схема обтекания шатрообразного крыла .
Максимального аэродинамического качества в компоновке экраноплана с таким крылом можно добиться снижением общей площади миделевого сечения аппарата, в том числе, за счет уменьшения высоты крыла над экраном, уменьшения площади миделя корпуса и оперения. И не обязательно за счет удлинения крыла.
Количественные изменения аэродинамических характеристик вблизи экрана возможно оценить на примере продувок прямоугольного крыла с шайбами, рис. 3.6.
Рис. 3.6. Аэродинамические характеристики прямоугольного крыла с шайбами
Удлинение крыла l = L / ba = 4,0 , толщина профиля C = 9 % .
Аэродинамическое качество крыла (отношение подъемной силы к сопротивлению) с приближением к экрану возрастает примерно в 4-5 раз и более, а подъемная сила только в 1,5-2 раза. Это говорит о примерно равном влиянии на качество, как прироста подъемной силы, так и снижения индуктивного сопротивления. Прирост подъемной силы одновременно показывает степень самостабилизации крыла по высоте полета.
Экранный эффект: разработка экспериментальной методики определения аэродинамических характеристик моделей с учетом влияния экрана
Марашан, М. В. Экранный эффект: разработка экспериментальной методики определения аэродинамических характеристик моделей с учетом влияния экрана / М. В. Марашан. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2015. — № 24 (104). — С. 157-160. — URL: https://moluch.ru/archive/104/24413/ (дата обращения: 24.01.2024).
Представлена методика экспериментального определения аэродинамических характеристик тел с учетом экранного эффекта в аэродинамической трубе Т-500 МГТУ им. Н. Э.Баумана. В качестве объекта экспериментального аэродинамического исследования выбран профиль B-12 симм. ЦАГИ. В результате обработки опытных данных для профиля получены зависимости коэффициентов нормальной силы от расстояния от носка до поверхности экрана.
Ключевые слова: экраноплан, дренажный эксперимент, экранный эффект, аэродинамическая труба, аэродинамические характеристики.
Экранный эффект — это эффект увеличения подъемной силы ЛА во время движения около опорной поверхности, называемой экраном (вода, земля, лед).
Экранопланы имеют повышенную грузоподъёмность по сравнению с самолетами, большую крейсерскую скорость по сравнению с грузовыми кораблями, поэтому экранопланы могут заполнить важный участок в транспортных системах, являясь промежуточным звеном между обычным самолетом и кораблем [1]. Использование экранопланов может решить проблемы, связанные с транспортировкой грузов по крупным рекам, в акваториях морей, транспортной связи с Крымом, а также для транспортировки грузов и полярников на Северный полюс.
Крыло и корпус экранопланов дополнительно увеличивают подъёмную силу за счёт повышенного давления под нижней плоскостью. Эффект экрана связан с тем, что возмущения от крыла достигают поверхности экрана, отражаются и успевают дойти до крыла. Скорость распространения возмущений давления равна скорости звука. Соответственно, проявление экранного эффекта начинается при высоте полета над экраном h:
(1)
где b — хорда крыла, a — скорость звука, h — расстояние от поверхности крыла до экрана, v — скорость полёта.
С другой стороны, существуют оценки, по которым экранный эффект проявляется высотах, соизмеримых с половиной длины средней аэродинамической хорды (САХ) крыла [2].
Целью работы является разработка экспериментальной методики определения аэродинамических характеристик летательных аппаратов, учитывающая в первом приближении влияние экранного эффекта в аэродинамической трубе Т-500 МГТУ им. Н. Э.Баумана.
Аэродинамические характеристики ЛА могут определяться экспериментальными и расчетными методами. Количество известных эмпирических зависимостей, позволяющих учитывать влияние экранного эффекта на АДХ, весьма ограничено [3]. Численные методы аэродинамики, используемые в специальных расчетных программах (SWFlowSimulation, AnsysFluent) на сегодняшний день не являются надежным средством определения аэродинамических характеристик моделей. Это связано в первую очередь с полуэмпирческим характером моделей турбулентности, используемых в расчетах. Использование натурного эксперимента сопряжено со значительными материальными и календарными затратами, невозможно для еще не созданных летательных аппаратов. Поэтому испытания его моделей в аэродинамических трубах остается основным используемым средством для определения аэродинамических характеристик ЛА. В данной работе для определения АДХ используется дренажный эксперимент. Данный метод исследования позволяет получать эпюры распределения нормального давления в точках, в которых расположены дренажные отверстия, и тем самым построить физическую модель возникновения экранного эффекта. Такой метод не позволяет измерить значение трения, но его прямой вклад в величины АДХ рассматриваемого в работе тела незначителен [4]. C помощью дренажного эксперимента удобно рассматривать влияние изменяющейся эпюры распределения давления на изменение коэффициента нормальной силы.
Для учета влияния «эффекта экрана» в рабочую часть трубы введена плоская экранирующая поверхность. На рис. 1 представлены фотографии модели дренированного профиля В-12 симм. ЦАГИ [5] в рабочей части трубы.
Рис. 1. Дренажная модель с экранирующей поверхностью в рабочей части трубы
Скорость потока в рабочей части аэродинамической трубы, при которой проводились исследования, составила V ≈ 30 м/с, что соответствует числу Рейнольдса Re≈376 000, рассчитанному по средней аэродинамической хорде крыла модели (b=0,2 м). В соответствии с формулой (1) влияние экранного эффекта при данной скорости V и данной длине хорды b должно начать проявляться на высоте h≈1,05 м. Из-за ограниченных габаритов рабочей части аэродинамической трубы исследовать степень влияния на этой высоте не представляется возможным.
На рис.2 представлены эпюры распределения давления на профиле крыла, полученные при обдувке с экранирующей поверхностью и без неё.
Рис. 2. Эпюры распределения давления с экраном и без экрана
Полученные в результате обработки опытных данных зависимости коэффициентов нормальной силы от высоты носка до экранирующей поверхности, включая значение коэффициента профиля, бесконечно удаленного от экрана (без экрана), при угле атаки α=5° представлены на рис. 3.
Рис. 3. Зависимость коэффициента нормальной силы от высоты над экранном
Полученные результаты показывают, что наличие экранирующей поверхности существенно влияет на величину коэффициента нормальной силы профиля Сy. Так, Сy ≈ 0,52 при α=5° и h = 0,17 м, Сy ≈ 0,36 при h = 0,67 м, Сy ≈ 0,34 при h = 0,97 м (~ b/2), при отсутствии экрана Сy ≈ 0,32 при α=5° и h → ∞. На высоте, близкой к половине хорды значение Сy отличается от значения на высоте, бесконечно удаленной от экрана на 6,5 %. Учитывая монотонность зависимости Сy(h) можно отметить, что распространённая оценка о влиянии экранного эффекта на высоте половины хорды справедлива и для данного эксперимента; влияние экрана на высотах больших b/2 можно не учитывать.
По различию эпюр следует отметить, что помимо повышения давления на нижней поверхности профиля на увеличение коэффициента давления влияет также разрежение давления на верхней поверхности, обусловленное увеличением скорости потока вдоль верхней поверхности благодаря увеличению градиента давления за счет снижения давления у задней кромки на верхней поверхности. Это понижение давления вызвано увеличением скорости потока, выходящего между экраном и задней кромкой.
Методика, описанная в данной работе, позволяет получать значения аэродинамических коэффициентов с учетом влияния экранной поверхности и оценивать это влияние качественно. Однако следует понимать, что данный эксперимент не учитывает относительного перемещения изучаемой модели и экрана, а также не учитывает особенности реальной поверхности (волны на поверхности воды, сыпучесть снежной поверхности), которая является экраном для реального ЛА.
Поэтому для дальнейшего, более точного, исследования актуально создание динамической экранирующей поверхности и разработка методики определения аэродинамических характеристик модели около неплоской поверхности.
- A. V. Nebylov, P. A. Wilson. Ekranoplanes. Controlled flight close to the Sea. — Boston: WIT Press, 2002.
- Н. И. Белавин. Экранопланы. — Л.: Издательство «Cудостроение», 1977.
- В. И. Жуков. Особенности аэродинамики, устойчивости и управляемости экраноплана. — М.: Издательский отдел ЦАГИ, 1997.
- А. Г. Голубев, В. Т. Калугин, А. Ю. Луценко, В. О. Москаленко, Е. Г. Столярова, А. И. Хлупнов, П. А. Чернуха. Аэродинамика. — М.:МГТУ им.Н. Э.Баумана, 2010.
- Б. А. Ушаков, П. П. Красильщиков, А. К. Волков, А. Н. Гржегоржевский. Атлас аэродинамических характеристик профилей крыльев. — М.:БНТ НКЕАП при ЦАГИ, 1944.
Основные термины (генерируются автоматически): экранный эффект, аэродинамическая труба, нормальная сила, экран, экранирующая поверхность, верхняя поверхность, высота, дренажный эксперимент, рабочая часть трубы, задняя кромка.
Ключевые слова
экраноплан, дренажный эксперимент, экранный эффект, аэродинамическая труба, аэродинамические характеристики
экраноплан, дренажный эксперимент, экранный эффект, аэродинамическая труба, аэродинамические характеристики
Похожие статьи
Установки для аэродинамического эксперимента
рабочая часть, аэродинамический эксперимент, баллистическая установка, ротативная машина, аэродинамическая труба, исследуемое тело, труба, рабочая часть трубы, ракетная тележка, воздушный поток.
Разработка дренажной модели профиля с механизацией для.
Библиографическое описание: Хоробрых М. А. Разработка дренажной модели профиля с механизацией для автоматизированного эксперимента в аэродинамической трубе
— экспериментальное исследование обтекания модели профиля в аэродинамической трубе.
Аэродинамическая труба АТ-11 СПбГУ: модернизация.
Ключевые слова: дозвуковая аэродинамическая труба, открытая рабочая часть, диффузор
Рис. 1. Аэродинамический контур трубы АТ-11. Рабочая часть.
Стол-экран 6 установлен на поперечной (ось Y) оси с возможностью качения относительно горизонтальной плоскости.
Проектирование экспериментальной установки для весового.
Основные термины (генерируются автоматически): аэродинамическая труба, рабочая часть, рабочая часть трубы, элемент, электрический сигнал
Разработка дренажной модели профиля с механизацией для автоматизированного эксперимента в аэродинамической трубе.
Разработка дренажной модели профиля с механизацией для.
Автоматизация эксперимента; Экспериментальное исследование обтекания модели профиля в аэродинамической трубе.
скорость печати: 2 слоя в минуту; размеры рабочей части: 254×356×203мм
Алгоритмы распознавания объектов | Статья в сборнике.
Эффективность классификатора — сила
(8). Причем вычислять будем с учетом уже созданной части нашего классификатора.
, где — ширина, а высота шаблона. Данный метод является самым простым алгоритмом распознавания изображения, но имеет достаточно низкую точность.
Математическое описание движения частиц твёрдого тела и газа.
Скачать Часть 1 (pdf).
2) вследствие эффекта Магнуса образуется подъемная сила, также направленная к оси трубы.
Эта сила нормально направлена к направлению потока и при градиенте скорости — имеет вид
Способы обеспечения продольной устойчивости самолетов типа.
Аэродинамическая схема типа «летающее крыло»— разновидность схемы «бесхвостка», в
Благодаря отсутствию дополнительных поверхностей, таких как фюзеляж, оперение
– комбинирование прямого стреловидного крыла и уменьшение площади задней части крыла
- Как издать спецвыпуск?
- Правила оформления статей
- Оплата и скидки
Похожие статьи
Установки для аэродинамического эксперимента
рабочая часть, аэродинамический эксперимент, баллистическая установка, ротативная машина, аэродинамическая труба, исследуемое тело, труба, рабочая часть трубы, ракетная тележка, воздушный поток.
Разработка дренажной модели профиля с механизацией для.
Библиографическое описание: Хоробрых М. А. Разработка дренажной модели профиля с механизацией для автоматизированного эксперимента в аэродинамической трубе
— экспериментальное исследование обтекания модели профиля в аэродинамической трубе.
Аэродинамическая труба АТ-11 СПбГУ: модернизация.
Ключевые слова: дозвуковая аэродинамическая труба, открытая рабочая часть, диффузор
Рис. 1. Аэродинамический контур трубы АТ-11. Рабочая часть.
Стол-экран 6 установлен на поперечной (ось Y) оси с возможностью качения относительно горизонтальной плоскости.
Проектирование экспериментальной установки для весового.
Основные термины (генерируются автоматически): аэродинамическая труба, рабочая часть, рабочая часть трубы, элемент, электрический сигнал
Разработка дренажной модели профиля с механизацией для автоматизированного эксперимента в аэродинамической трубе.
Разработка дренажной модели профиля с механизацией для.
Автоматизация эксперимента; Экспериментальное исследование обтекания модели профиля в аэродинамической трубе.
скорость печати: 2 слоя в минуту; размеры рабочей части: 254×356×203мм
Алгоритмы распознавания объектов | Статья в сборнике.
Эффективность классификатора — сила
(8). Причем вычислять будем с учетом уже созданной части нашего классификатора.
, где — ширина, а высота шаблона. Данный метод является самым простым алгоритмом распознавания изображения, но имеет достаточно низкую точность.
Математическое описание движения частиц твёрдого тела и газа.
Скачать Часть 1 (pdf).
2) вследствие эффекта Магнуса образуется подъемная сила, также направленная к оси трубы.
Эта сила нормально направлена к направлению потока и при градиенте скорости — имеет вид
Способы обеспечения продольной устойчивости самолетов типа.
Аэродинамическая схема типа «летающее крыло»— разновидность схемы «бесхвостка», в
Благодаря отсутствию дополнительных поверхностей, таких как фюзеляж, оперение
– комбинирование прямого стреловидного крыла и уменьшение площади задней части крыла
Экранный эффект на примере устройства экраноплана.
Экраноплан — летательный аппарат, предназначенный для полёта вблизи поверхности Земли с использованием эффекта экрана. Но зачем нужны экранопланы, если есть самолеты? В чем заключается эффект экрана и как можно использовать его свойства? Это я собираюсь выяснить в своем исследовании, рассмотрев строение экраноплана.
Логотип исследования:
Год реализации исследования:
Материалы по проекту
Выбор темы и регистрация реферата
Поиск, обработка и выбор источников информации по теме реферата
Составление графика и написание аннотации реферата
Написание текста введения и размещение его на сайте
Написание первого параграфа реферата и его размещение на сайте гимназии
Написание и размещение второго параграфа реферата на сайте гимназии
Написание и размещение третьего параграфа реферата на сайте гимназии
Первая глава реферата
Для данного исследования пока не добавлено рецензий или заключений. Для того, чтобы разместить рецензию, воспользуйтесь ссылкой выше.
Comments
MMGolodnyak • Wed, 2017-04-05 15:12
Тема экранопланов, выбранная автором для исследования, достаточно дискуссионная, поэтому интересна. Видно, что автор честно попыталась вникнуть в суть явления аэродинамической подъемной силы, и кое-в-чем разобралась. Тем не менее, на данный момент еще есть над чем работать. В связи с чем хотелось бы отметить моменты, которым следует уделить внимание.
Автор реферата, сравнивая модели Бернулли и Ньютона, считает последнюю в большей степени приближенной к реальности. Основания для такого вывода более чем спорны, по крайней мере, автор их не приводит. Совершенно непонятно, почему утверждение о различии скоростей воздушного потока под и над крылом, автор считает ошибочным, тем более что в следующем же предложении это различие все-таки признается: «Скорость верхнего потока действительно больше, что доказано экспериментально, но это не причина возникновения подъемной силы, а следствие разницы давлений по обеим сторонам крыла». Ну то есть, проще говоря, причиной ускорения является сила. С этим никто и не спорит. Тем не менее, уравнение Бернулли вполне можно использовать для определения равнодействующей подъемной силы, поскольку оно связывает статическое давление со скоростью обтекания профиля, с этим тоже трудно поспорить. Тогда на каком основании оно объявляется непригодным?
Далее стоит повнимательней присмотреться к модели Ньютона. В «модели отражения» (назовем ее так) совершенно опускается из виду целый ряд обстоятельств:
1. Никак не учитывается роль воздуха верхней части крыла (который не набегает и не отражается), а ведь он оказывает давление.
2. Образно говоря, молекулы воздуха — это не горох; они движутся хаотично, причем при дозвуковых скоростях хаотичная (тепловая) составляющая превосходит упорядоченную (скорость потока).
3. (Данный пункт как-то связан с предыдущим, но, в целях наглядности, лучше сформулировать его отдельно.) Совершенно не ясно, насколько упругим является удар воздушного потока о поверхность крыла. Ясно, что он не будет абсолютно упругим (молекулы — не горох). Но и полностью неупругим он тоже не будет, поскольку отдельно взятые молекулы могут отражаться от крыла все-таки упруго.
С учетом сформулированных пунктов наиболее адекватной доработкой «модели отражения», на наш взгляд, представляется модель частично упругого отражения (пп. 2 и 3) от крыла части воздушного потока (п. 1). Но каков коэффициент упругости, и какую часть воздуха надо «отразить»? Соответствующие коэффициенты необходимо подбирать, судя по всему эмпирически. Ну и, наконец, «модель отражения» похоже, заходит в тупик при попытке объяснить подъемную силу, возникающую на нулевом угле атаки. Это возможно сделать только в рамках модели Бернулли.
Слабым местом модели Бернулли было то, что она давала слишком малую величину подъемной силы, по сравнению с той, что возникала в действительности. Данный недостаток блестяще устранил наш знаменитый соотечественник Н.Е. Жуковский, выдвинув гипотезу о так называемых присоединенных вихрях, образующихся вокруг крыла, в связи с образованием противоположно направленных вихрей позади крыла. Это обеспечивает дополнительную разность скоростей потоков и объясняет недостающую подъемную силу. Модель Бернулли объясняет также возникновение подъемной силы вокруг симметричного крыла и даже полет «вверх ногами», поскольку при ненулевом угле атаки, даже при симметричном профиле, пути обтекания сверху и снизу профиля будут отличаться друг от друга — это прекрасно видно на многочисленных иллюстрациях.
«На основе вышеперечисленных аргументов» (то есть в тексте реферата) автор формулирует некую эклектичную модель, в которой просматриваются черты как модели отражения, так и модели Бернулли, но непонятно, рассматриваются они как два независимых фактора или как-то иначе. В то же время ясно, что каждая из этих моделей претендует на то, чтобы быть не одним из факторов, а дать «исчерпывающее» объяснение (слово закавычено, поскольку коэффициент подъемной силы в обоих случаях не будет определен в рамках чисто аналитического рассмотрения).
Думается, перечисленные недостатки автор может устранить, если у нее будет на то желание и время. Рекомендую посмотреть следующие видео, здесь все изложено довольно наглядно и вместе с тем конкретно:
https://www.youtube.com/watch?v=35sCV8VOE8c
https://www.youtube.com/watch?v=POXjCXLH458
- Log in to post comments
Pages
- Log in to post comments
Экранный эффект на примере устройства экраноплана
Экраноплан — летательный аппарат, предназначенный для полёта вблизи поверхности Земли с использованием эффекта экрана. В своей дипломной работе я хочу исследовать влияние экранного эффекта на модель экраноплана. Результатом работы будет модель экраноплана, летающая на за счёт экранного эффекта.
Логотип исследования:
Год реализации исследования:
Материалы по проекту
Выбор темы, источников, создание примерного графика работы
Написание введения к дипломной работе и размещение его на сайте
Написание и размещение на сайте первой главы работы, планирование исследования, размещение визитки диплома
Проведение эксперимента, анализ полученных данных, интерпретация результатов исследования, написания текста второй части
Написание и оформление полной версии дипломной работы
Название | Описание | Дата создания | Тип продукта | Файлы |
---|---|---|---|---|
Введение | 10 Nov 2017 — 12:51 | Исследование только оглавление | prod-10221-vvedeniediplom.docx | |
Визитка диплома | 17 Dec 2017 — 19:37 | Исследование только часть | prod-10772-vizitkadiploma.docx | |
Первая глава | 17 Dec 2017 — 19:39 | Исследование только часть | prod-10773-pervayaglava.docx | |
Таблицы данных к графикам | 22 Apr 2018 — 13:05 | Исследование только часть | prod-11406-phydannyepoekranoplanu-rawdata.pdf , prod-11406-phydannyepoekranoplanu-skorost.pdf | |
Диплом | 16 Apr 2018 — 07:50 | Исследование полная версия | prod-11257-dip172f18ekranoplan1.pdf |
Для данного исследования пока не добавлено рецензий или заключений. Для того, чтобы разместить рецензию, воспользуйтесь ссылкой выше.
- Log in to post comments
User login
Navigation
Новости исследований
Как будут взаимодействовать участники проектно-исследовательской деятельности между собой в условиях самоизоляции
Добрый день, уважаемые учащиеся, родители, учителя!
В условиях карантина мы ищем новые оптимальные решения для реализации образовательного процесса. В том числе — итоговой аттестации учащихся 9-х и 10-х классов по результатам проектно-исследовательской деятельности (ПИД).
Важно максимально оптимизировать данный процесс, чтобы он проходил без излишних перегрузок.
IVОбщешкольная научно-практическая конференция «Открытый мир образования и науки»
График и темы рефератов и дипломных работ
Опубликованы графики работы над рефератами и дипломами 2017-2018 уч.г.Обновлены списки предлагаемых учителями тем для.
Что такое ВИЗИТКА реферата?
Выложено описание, что такое визитка реферата.
В ней должны быть:
1. Титульный лист
2. Оглавление
3. Введение
4. Список литературы
Во введении должны быть указаны: актуальность, цели и задачи реферата.
Общегимназическая конференция «Открытый мир образования и науки»
21 января (в субботу) состоится финальный этап научно-практической общегимназической конференции «Открытый мир образования и науки».
Место проведения: 2-я Пугачёвская,10, актовый зал
Время: постер-сессия (конкурс на.