10. Реле двухэлементные секторные штепсельные переменного тока типа дсш-2, дсш-12, дсш-13 и дсш-13а
Назначение. Реле типа ДСШ-2 (черт. 13727.00.00Б) применяются в устройствах автоматики и телемеханики метрополитенов, реле тина ДСШ-12 (черт. 13861.00.00Б), ДСШ-13 (черт. 13861.00.00Б) и ДСШ-13А (черт. 13861.00.00Б) — в устройствах автоматики и телемеханики магистрального железнодорожного транспорта.
Реле ДСШ- 13А выпускается вместо снятого с производства ДСШ-13.
Некоторые конструктивные особенности. Основными деталями репе типа ДСШ-2 (рис. 180) являются: / — ручка, 2 — колпак, 3 — сектор, 4— станина, 5 — основание, 6— путевой элемент, 7— местный элемент, 8 — фронтовой контакт, 9 — тыловой контакт, 10 — перекидной контакт. Устройство остальных реле ДСШ аналогично. Реле типа ДСШ являются индукционными реле переменного тока I класса надежности, могут устанавливаться на стативах и в релейных шкафах.
Принцип действия реле основан на взаимодействии магнитных потоков, сдвинутых по фазе, образованных при прохождении тока но катушкам местного и путевого элементов, и токов, индуктируемых в подвижном алюминиевом секторе.
Электромагнитная система реле ДСШ состоит из двух электромагнитных элементов: местного и путевого (линейного) и подвижного алюминиевого сектора, расположенного в зазоре между двумя элементами и связанного с контактной системой.
Сердечники местного и путевого элементов расположены симметрично относительно друг друга. Местный и путевой элементы представляют собой фасонные сердечники, собранные из трансформаторной стали, на которые насажены катушки. Оба элемента закреплены на металлической станине таким образом, что между их полюсами образуется воздушный зазор, в котором перемещается в вертикальной плоскости легкий алюминиевый сектор. Поворот сектора ограничивается сверху и снизу роликами, которые для смягчения ударов могут перемещаться в направляющих их держателях. Ось сектора кривошипами связана с контактными тягами, которые в свою очередь шарнирно связаны с подвижными контактами.
Если при включении реле сектор стремится опуститься вниз, то в этом случае необходимо сменить фазу тока путевого или местного элемента.
Реле типа ДСШ-2 может быть использовано как в качестве путевого, так и в качестве линейного. При использовании реле ДСШ-2 в качестве линейного применяют другую штепсельную розетку, на которой с монтажной стороны в цепь линейного элемента включены последовательно резистор и конденсатор. Это сделано для создания сдвига фаз между местным и линейным элементами.
В качестве путевого реле ДСШ-2 применяется со штепсельной розеткой по черт. 13704.00.00Б, а линейного — с розеткой по черт. I4073.00.00A.
Электрические характеристики реле, измеренные на переменном токе частотой 50 Гц при относительной влажности воздуха до 90% и температуре +20°С, должны соответствовать данным, указанным в табл. 155.
Электрические характеристики реле
Номинальный угол сдвига фаз
отпускание, не менее
Ток путевого элемента опережает напряжение местного элемента на 20+5′
Ток путевого элемента отстает от напряжения местного элемента на 162±5′
Примечания. 1. Величина отпускания сектора должна быть не менее 50% фактически измеренных величин полного подъема как по току, так и по направлению,
- Прямой подъем соответствует моменту замыкания всех фронтовых контактов.
- Полный подъем соответствует моменту касания обжимкой сектора верхнего упорного ролика.
- Отпускание соответствует моменту размыкания всех фронтовых контактов.
- Электрические характеристики измеряются при номинальном угле сдвига фаз.
- Реле должно быть проверено на надежность его работы в резонансной рельсовой цепи.
100 000 гарантийных срабатываний реле допускается изменение электрических характеристик не более чем на 15% соответствующих значений, измеренных до испытаний. Проверка электрических характеристик производится приборами класса точности не ниже 1,0 следующим образом:
- на местный элемент подается номинальное напряжение;
- на путевой элемент напряжение подается от фазорегулятора, которым создается угол сдвига фаз между током путевого элемента и напряжением местного элемента; угол сдвига фаз устанавливается по фазометру;
- измеряется ток местного элемента и мощность, потребляемая местной обмоткой реле;
- прямой подъем определяется по замыканию замыкающих контактов по световому экрану или сигнальным лампам включенным на контакты реле; вольтметром фиксируется напряжение, амперметром — ток;
- полный подъем определяется по касанию верхней обжимкой сектора упорного ролика; вольтметром фиксируется напряжение, амперметром — ток;
- отпускание определяется с помощью светового экрана или сигнальных ламп по моменту размыкания замыкающих контактов; вольтметром фиксируется напряжение, амперметром — ток;
- измерение электрических характеристик производится путем плавного повышения напряжения на путевой обмотке до напряжения прямого, а затем полного подъема, после чего напряжение понижается до напряжения отпускания. При этих измерениях на местном элементе поддерживается номинальное напряжение и фазорегулятором создается и поддерживается номинальный угол сдвига фаз между током путевого элемента и напряжением местного элемента.
Реле ДСШ на надежность работы в резонансной рельсовой цепи проверяют по схеме, изображенной на рис. 181. В схеме использованы вольтметры переменного тока; VI — класса точности не ниже 1,5; V2— класса точности не ниже 4. Проверку осуществляют таким образом: — реле ставят на цоколь в штепсельную розетку, включенную по указанной схеме и расположенную горизонтально, включают тумб пер К1 и устанавливают по вольтметру VI на обмотке местного элемента номинальное напряжение;
- тумблером К2 к обмотке путевого элемента подключают конденсатор емкостью 5 мкФ. В момент подключения конденсатора сектор реле должен быть неподвижен или перемещаться в направлении размыкающих контактов;
- измеряют напряжение вольтметром V2 на путевом элементе, которое должно быть не более 5 В.
Реле, у которых сектор неподвижен при подключении к путевому элементу конденсатора емкостью 5 мкФ или передвигается в направлении размыкающих контактов, но напряжение на путевом элементе не превышает 5 В, считается годным для работы в резонансной рельсовой цепи. Электрическая прочность и сопротивление изоляции. Изоляция реле должна в течение 1 мин±5 с выдерживать без пробоя испытательное напряжение 2000 В переменного тока частотой 50 Гц при мощности испытательной установки не менее 0,5 кВА, приложенное между всеми токоведущими частями реле и магнитопроводом. Погрешность измерения испытательного напряжения не должна превышать ±5%. Сопротивление изоляции между соседними электрически не связанными токоведущими частями реле, а также между ними и магнитопроводом реле при относительной влажности воздуха до 80% и температуре +20°С должно быть не ниже 200 МОм. При температуре ь40°С и относительной влажности до 70% сопротивление изоляции должно быть не ниже 50 МОм. Сопротивление изоляции измеряют любым методом, обеспечивающим погрешность измерения ±20% при напряжении постоянного тока 500 В.Обмоточные данные реле ДСШ при температуре +20°С должны соответствовать указанным в табл. 156. Таблица 156 Обмоточные данные реле
Тип реле | Местный элемент | Путевой элемент | |||||
диаметр провода марки ПЭВ1, мм | количество витков | активное сопротивление, Ом ±10% | диаметр провода ПЭВ1, мм | количество витков | активное сопротивление, Ом±10% | полное сопротивление, Ом ±10% | |
ДСШ-2 | 0,25 | 2700 | 130 | 0,315 | 2150 | 59 | 600 |
ДСШ-12 | 0,18 | 5400 | 510 | 0,315 | 2150 | 59 | 600 |
ДСШ-13 | 0,18 | 5400 | 510 | 0,28 | 2350 | 79 | 720 |
ДСШ-13А | 0,20 | 4500 | 330 | 0,28 | 2350 | 79 | 720 |
При этом следует иметь в виду, что в качестве обмоточного провода могут применяться провода марки ПЭВ1 или ПЭМ1, ПЭС1, ПЭВТЛ1. До 1981 г. для обмотки путевого элемента у реле ДСШ-2 и ДСШ-12 применялся провод диаметром 0,33 мм и активное сопротивление катушки было 55 Ом ±10%, у реле ДСШ-13 — диаметром 0,29 мм и активное сопротивление одной катушки было 75 Ом ±10%. Выводы катушек и монтаж внутри реле выполняют гибким проводом марки ПМВГ или МГШВ сечением не менее 0,35 мм 2 . Температура нагрева катушек по отношению к окружающей среде при номинальном значении тока не должна превышать +30°С. Превышение температуры нагрева над температурой окружающей среды определяется по формуле: где Δt — превышение температуры катушки над температурой окружающей среды; R, — активное сопротивление нагретой катушки; R0 — активное сопротивление катушки при температуре окружающей среды. Сопротивление обмоток постоянному току измеряют любым методом с погрешностью измерения не более ±1%. Полное сопротивление путевого элемента измеряют высокоомным вольтметром и миллиамперметром при секторе, находящемся в положении полного подъема. Механические характеристики реле: Физический зазор между полюсами сердечников, не менее, мм 2 Зазор между поверхностью сектора и полюсами сердечников при любом положении сектора, не менее, мм 0,35 Люфт оси сектора, мм продольный 0,15—0,25 поперечный 0,02—0,06 Расстояние между любыми частями буферных обжимок сектора и сердечниками магнитной цепи, не менее, мм: при нахождении сектора в нижнем положении 1,5 при нахождении сектора в верхнем положении и касании обжимки сектора и ролика 3,0 Расстояние от фронтовых и тыловых контактов до контактов подвижных при крайних поло жениях сектора (при касании обжимками сек тора роликов), не менее, мм 1,5 После 100 000 гарантийных срабатываний реле механические характеристики не должны отличаться от соответствующих значений, измеренных до испытаний, более чем на ±25%. Измерение зазоров производится с помощью индикатора щупов и шаблонов класса 2. Контактные нажатия измеряют граммометром с точностью ±0,01 Н (±1 гс). Контактная система реле: ДСШ-2 — 4 фт, 2 ф, 2 т; ДСШ-12, ДСШ-13 и ДСШ-13А — 2 ф, 2 т. Расположение и нумерация контактов реле ДСШ показаны на рис. 182 и 183. Каждый замыкающий или размыкающий контакт должен обеспечивать не менее 100 000 включений и выключений электрической цепи переменного тока 1 А при напряжении 110 В частотой 50 Гц и индукционной нагрузке (cos φ = 0,85). Контактирующие части подвижных пружин выполнены из серебра, замыкающих и размыкающих — из графито-серебряной композиции. Переходное сопротивление контактов (серебро — уголь), измеренное без контактов розетки – не более 0,5 Ом, то же с контактами розетки — не более 0,55 Ом. После 10 000 гарантийных срабатываний реле переходное сопротивление контактов должно быть не более 1 Ом. Испытание контактов реле на длительную работу производится при частоте срабатывания 15—20 раз в 1 мин. Переходное сопротивление контактов измеряется методом вольтметра — амперметра при токе 0,5 А и источнике питания 12 В постоянного тока при положении полного подъема и обесточенном положении приборами класса точности не ниже 2,5. За переходное сопротивление контактов принимается среднее значение из трех наблюдений с двукратным включением и выключением реле после каждого отсчета. Контакты реле при испытании должны выдерживать непрерывную нагрузку 3 А в течение 2 ч. Температура нагрева контактов при этом не должна превышать температуру окружающей среды более чем на 100°С. Температуру нагрева контактов измеряют термопарой. Условия эксплуатации. Реле ДСШ изготовляют для следующих условий эксплуатации:
- температура окружающего воздуха от —50 до +60;
- относительная влажность окружающего воздуха до 90% при температуре +20°С и до 70% при температуре +40°С;
- рабочее положение — горизонтальное, контактным набором снизу.
Допускаются отклонения от рабочего положения не более чем на 5° в любую сторону. Реле должны храниться в картонных коробках в закрытом вентилируемом помещении при температуре от 1 до +40°С, относительной влажности воздуха не более 80% и отсутствии в окружающей среде кислотных и других агрессивных примесей. Хранение в транспортной упаковке допускается не более трех месяцев. Габаритные размеры реле 220x134x203 мм; масса реле без розетки 6,1 кг.
10. Реле двухэлементные секторные штепсельные переменного тока типа дсш-2, дсш-12, дсш-13 и дсш-13а
Назначение. Реле типа ДСШ-2 (черт. 13727.00.00Б) применяются в устройствах автоматики и телемеханики метрополитенов, реле тина ДСШ-12 (черт. 13861.00.00Б), ДСШ-13 (черт. 13861.00.00Б) и ДСШ-13А (черт. 13861.00.00Б) — в устройствах автоматики и телемеханики магистрального железнодорожного транспорта.
Реле ДСШ- 13А выпускается вместо снятого с производства ДСШ-13.
Некоторые конструктивные особенности. Основными деталями репе типа ДСШ-2 (рис. 180) являются: / — ручка, 2 — колпак, 3 — сектор, 4— станина, 5 — основание, 6— путевой элемент, 7— местный элемент, 8 — фронтовой контакт, 9 — тыловой контакт, 10 — перекидной контакт. Устройство остальных реле ДСШ аналогично. Реле типа ДСШ являются индукционными реле переменного тока I класса надежности, могут устанавливаться на стативах и в релейных шкафах.
Принцип действия реле основан на взаимодействии магнитных потоков, сдвинутых по фазе, образованных при прохождении тока но катушкам местного и путевого элементов, и токов, индуктируемых в подвижном алюминиевом секторе.
Электромагнитная система реле ДСШ состоит из двух электромагнитных элементов: местного и путевого (линейного) и подвижного алюминиевого сектора, расположенного в зазоре между двумя элементами и связанного с контактной системой.
Сердечники местного и путевого элементов расположены симметрично относительно друг друга. Местный и путевой элементы представляют собой фасонные сердечники, собранные из трансформаторной стали, на которые насажены катушки. Оба элемента закреплены на металлической станине таким образом, что между их полюсами образуется воздушный зазор, в котором перемещается в вертикальной плоскости легкий алюминиевый сектор. Поворот сектора ограничивается сверху и снизу роликами, которые для смягчения ударов могут перемещаться в направляющих их держателях. Ось сектора кривошипами связана с контактными тягами, которые в свою очередь шарнирно связаны с подвижными контактами.
Если при включении реле сектор стремится опуститься вниз, то в этом случае необходимо сменить фазу тока путевого или местного элемента.
Реле типа ДСШ-2 может быть использовано как в качестве путевого, так и в качестве линейного. При использовании реле ДСШ-2 в качестве линейного применяют другую штепсельную розетку, на которой с монтажной стороны в цепь линейного элемента включены последовательно резистор и конденсатор. Это сделано для создания сдвига фаз между местным и линейным элементами.
В качестве путевого реле ДСШ-2 применяется со штепсельной розеткой по черт. 13704.00.00Б, а линейного — с розеткой по черт. I4073.00.00A.
Электрические характеристики реле, измеренные на переменном токе частотой 50 Гц при относительной влажности воздуха до 90% и температуре +20°С, должны соответствовать данным, указанным в табл. 155.
Электрические характеристики реле
Номинальный угол сдвига фаз
отпускание, не менее
Ток путевого элемента опережает напряжение местного элемента на 20+5′
Ток путевого элемента отстает от напряжения местного элемента на 162±5′
Примечания. 1. Величина отпускания сектора должна быть не менее 50% фактически измеренных величин полного подъема как по току, так и по направлению,
- Прямой подъем соответствует моменту замыкания всех фронтовых контактов.
- Полный подъем соответствует моменту касания обжимкой сектора верхнего упорного ролика.
- Отпускание соответствует моменту размыкания всех фронтовых контактов.
- Электрические характеристики измеряются при номинальном угле сдвига фаз.
- Реле должно быть проверено на надежность его работы в резонансной рельсовой цепи.
100 000 гарантийных срабатываний реле допускается изменение электрических характеристик не более чем на 15% соответствующих значений, измеренных до испытаний. Проверка электрических характеристик производится приборами класса точности не ниже 1,0 следующим образом:
- на местный элемент подается номинальное напряжение;
- на путевой элемент напряжение подается от фазорегулятора, которым создается угол сдвига фаз между током путевого элемента и напряжением местного элемента; угол сдвига фаз устанавливается по фазометру;
- измеряется ток местного элемента и мощность, потребляемая местной обмоткой реле;
- прямой подъем определяется по замыканию замыкающих контактов по световому экрану или сигнальным лампам включенным на контакты реле; вольтметром фиксируется напряжение, амперметром — ток;
- полный подъем определяется по касанию верхней обжимкой сектора упорного ролика; вольтметром фиксируется напряжение, амперметром — ток;
- отпускание определяется с помощью светового экрана или сигнальных ламп по моменту размыкания замыкающих контактов; вольтметром фиксируется напряжение, амперметром — ток;
- измерение электрических характеристик производится путем плавного повышения напряжения на путевой обмотке до напряжения прямого, а затем полного подъема, после чего напряжение понижается до напряжения отпускания. При этих измерениях на местном элементе поддерживается номинальное напряжение и фазорегулятором создается и поддерживается номинальный угол сдвига фаз между током путевого элемента и напряжением местного элемента.
Реле ДСШ на надежность работы в резонансной рельсовой цепи проверяют по схеме, изображенной на рис. 181. В схеме использованы вольтметры переменного тока; VI — класса точности не ниже 1,5; V2— класса точности не ниже 4. Проверку осуществляют таким образом: — реле ставят на цоколь в штепсельную розетку, включенную по указанной схеме и расположенную горизонтально, включают тумб пер К1 и устанавливают по вольтметру VI на обмотке местного элемента номинальное напряжение;
- тумблером К2 к обмотке путевого элемента подключают конденсатор емкостью 5 мкФ. В момент подключения конденсатора сектор реле должен быть неподвижен или перемещаться в направлении размыкающих контактов;
- измеряют напряжение вольтметром V2 на путевом элементе, которое должно быть не более 5 В.
Реле, у которых сектор неподвижен при подключении к путевому элементу конденсатора емкостью 5 мкФ или передвигается в направлении размыкающих контактов, но напряжение на путевом элементе не превышает 5 В, считается годным для работы в резонансной рельсовой цепи. Электрическая прочность и сопротивление изоляции. Изоляция реле должна в течение 1 мин±5 с выдерживать без пробоя испытательное напряжение 2000 В переменного тока частотой 50 Гц при мощности испытательной установки не менее 0,5 кВА, приложенное между всеми токоведущими частями реле и магнитопроводом. Погрешность измерения испытательного напряжения не должна превышать ±5%. Сопротивление изоляции между соседними электрически не связанными токоведущими частями реле, а также между ними и магнитопроводом реле при относительной влажности воздуха до 80% и температуре +20°С должно быть не ниже 200 МОм. При температуре ь40°С и относительной влажности до 70% сопротивление изоляции должно быть не ниже 50 МОм. Сопротивление изоляции измеряют любым методом, обеспечивающим погрешность измерения ±20% при напряжении постоянного тока 500 В.Обмоточные данные реле ДСШ при температуре +20°С должны соответствовать указанным в табл. 156. Таблица 156 Обмоточные данные реле
Тип реле | Местный элемент | Путевой элемент | |||||
диаметр провода марки ПЭВ1, мм | количество витков | активное сопротивление, Ом ±10% | диаметр провода ПЭВ1, мм | количество витков | активное сопротивление, Ом±10% | полное сопротивление, Ом ±10% | |
ДСШ-2 | 0,25 | 2700 | 130 | 0,315 | 2150 | 59 | 600 |
ДСШ-12 | 0,18 | 5400 | 510 | 0,315 | 2150 | 59 | 600 |
ДСШ-13 | 0,18 | 5400 | 510 | 0,28 | 2350 | 79 | 720 |
ДСШ-13А | 0,20 | 4500 | 330 | 0,28 | 2350 | 79 | 720 |
При этом следует иметь в виду, что в качестве обмоточного провода могут применяться провода марки ПЭВ1 или ПЭМ1, ПЭС1, ПЭВТЛ1. До 1981 г. для обмотки путевого элемента у реле ДСШ-2 и ДСШ-12 применялся провод диаметром 0,33 мм и активное сопротивление катушки было 55 Ом ±10%, у реле ДСШ-13 — диаметром 0,29 мм и активное сопротивление одной катушки было 75 Ом ±10%. Выводы катушек и монтаж внутри реле выполняют гибким проводом марки ПМВГ или МГШВ сечением не менее 0,35 мм 2 . Температура нагрева катушек по отношению к окружающей среде при номинальном значении тока не должна превышать +30°С. Превышение температуры нагрева над температурой окружающей среды определяется по формуле: где Δt — превышение температуры катушки над температурой окружающей среды; R, — активное сопротивление нагретой катушки; R0 — активное сопротивление катушки при температуре окружающей среды. Сопротивление обмоток постоянному току измеряют любым методом с погрешностью измерения не более ±1%. Полное сопротивление путевого элемента измеряют высокоомным вольтметром и миллиамперметром при секторе, находящемся в положении полного подъема. Механические характеристики реле: Физический зазор между полюсами сердечников, не менее, мм 2 Зазор между поверхностью сектора и полюсами сердечников при любом положении сектора, не менее, мм 0,35 Люфт оси сектора, мм продольный 0,15—0,25 поперечный 0,02—0,06 Расстояние между любыми частями буферных обжимок сектора и сердечниками магнитной цепи, не менее, мм: при нахождении сектора в нижнем положении 1,5 при нахождении сектора в верхнем положении и касании обжимки сектора и ролика 3,0 Расстояние от фронтовых и тыловых контактов до контактов подвижных при крайних поло жениях сектора (при касании обжимками сек тора роликов), не менее, мм 1,5 После 100 000 гарантийных срабатываний реле механические характеристики не должны отличаться от соответствующих значений, измеренных до испытаний, более чем на ±25%. Измерение зазоров производится с помощью индикатора щупов и шаблонов класса 2. Контактные нажатия измеряют граммометром с точностью ±0,01 Н (±1 гс). Контактная система реле: ДСШ-2 — 4 фт, 2 ф, 2 т; ДСШ-12, ДСШ-13 и ДСШ-13А — 2 ф, 2 т. Расположение и нумерация контактов реле ДСШ показаны на рис. 182 и 183. Каждый замыкающий или размыкающий контакт должен обеспечивать не менее 100 000 включений и выключений электрической цепи переменного тока 1 А при напряжении 110 В частотой 50 Гц и индукционной нагрузке (cos φ = 0,85). Контактирующие части подвижных пружин выполнены из серебра, замыкающих и размыкающих — из графито-серебряной композиции. Переходное сопротивление контактов (серебро — уголь), измеренное без контактов розетки – не более 0,5 Ом, то же с контактами розетки — не более 0,55 Ом. После 10 000 гарантийных срабатываний реле переходное сопротивление контактов должно быть не более 1 Ом. Испытание контактов реле на длительную работу производится при частоте срабатывания 15—20 раз в 1 мин. Переходное сопротивление контактов измеряется методом вольтметра — амперметра при токе 0,5 А и источнике питания 12 В постоянного тока при положении полного подъема и обесточенном положении приборами класса точности не ниже 2,5. За переходное сопротивление контактов принимается среднее значение из трех наблюдений с двукратным включением и выключением реле после каждого отсчета. Контакты реле при испытании должны выдерживать непрерывную нагрузку 3 А в течение 2 ч. Температура нагрева контактов при этом не должна превышать температуру окружающей среды более чем на 100°С. Температуру нагрева контактов измеряют термопарой. Условия эксплуатации. Реле ДСШ изготовляют для следующих условий эксплуатации:
- температура окружающего воздуха от —50 до +60;
- относительная влажность окружающего воздуха до 90% при температуре +20°С и до 70% при температуре +40°С;
- рабочее положение — горизонтальное, контактным набором снизу.
Допускаются отклонения от рабочего положения не более чем на 5° в любую сторону. Реле должны храниться в картонных коробках в закрытом вентилируемом помещении при температуре от 1 до +40°С, относительной влажности воздуха не более 80% и отсутствии в окружающей среде кислотных и других агрессивных примесей. Хранение в транспортной упаковке допускается не более трех месяцев. Габаритные размеры реле 220x134x203 мм; масса реле без розетки 6,1 кг.
7.3. Индукционные двухэлементные реле
Индукционные двухэлементные секторные реле переменного тока ДСШ применяют в качестве путевых реле в рельсовых цепях с непрерывным питанием частотой 50 Гц (ДСШ-12) и 25 Гц (ДСШ-13). Их конструкция (рис. 7.4) состоит из двух электромагнитов переменного тока, которые называют местным (МЭ) 1 и путевым (ПЭ) 6 элементами. Сердечники МЭ и ПЭ расположены симметрично друг относительно друга и представляют собой соответственно Ш-образный 1 и П-образный 6 пакеты из листовой трансформаторной стали. Оба элемента закреплены на металлической станине, в воздушном зазоре между ними перемещается в вертикальной плоскости легкий алюминиевый сектор (якорь) 5. Ход сектора ограничивается роликами 4 и 7. К сектору крепится тяга 2, управляющая контактной системой 3. Когда реле выключено, то сектор находится в нижнем положении (у ролика 4). При включении электромагнитов на сектор действует вращающий момент, который перемещает его вверх (к ролику 7), переключая контакты. Фронтовые и тыловые контакты выполнены из графита с серебряным наполнением, а общие контакты — из серебра.
Реле ДСШ относится к I классу надежности, так как его сектор отпускается под действием силы тяжести. У индукционного реле отсутствует явление магнитного залипания якоря.
Электромагниты индукционного реле (рис. 7.5) создают два переменных магнитных потока со сдвигом по фазе на угол φ: Ф1 =Фm1sinωt, Ф2 = Фm1sin(ωt +φ). Потоки Ф1 и Ф2 индуцируют в секторе вихревые токи i1 и i2 . Пусть в данный момент времени поток Ф1 направлен за плоскость чертежа (+) и возрастает (↑), а поток Ф2 имеет противоположное направление (-) и убывает (↓). Магнитный поток вихревого тока препятствует изменению порождающего потока. Исходя из этого и, применяя правило правой руки для катушки с током, определим, что токи i1 и i2 направлены против часовой стрелки.
На проводник с током в магнитном поле действует механическая сила, направление которой определяется по правилу левой руки. Обозначим через f1(f2) силу, возникающую в результате взаимодействия потока Ф1(Ф2) с током i2 (i1). В данном случае силы f1 и f2 направлены вправо. Они создают вращающий момент, перемещающий сектор вверх. Таким образом, принцип действия индукционного реле основан на взаимодействии переменного магнитного потока одного электромагнита с током, индуцированным в секторе переменным магнитным потоком другого электромагнита.
Построим тяговую характеристику индукционного реле (рис. 7.6). Токи i1, i2 отстают от потоков Ф1 и Ф2 на 90°. В результате весь период разбивается на восемь участков. На рис. 7.7 для каждого участка показаны характер изменения и направление потоков, токов и сил f1, f2. Силы направлены вправо (участки с нечетными номерами) или в разные стороны (участки с четными номерами). В последнем случае потоки имеют одно направление и одинаковое изменение, а сила, направленная вправо, всегда больше силы, направленной влево. Например, на участке 2 f1 > f2, поскольку Ф1 > Ф2 и i2 > i1 . Поэтому результирующая сила fрез = f1 + f2 всегда направлена в одну сторону (вправо), и сектор перемещается в эту сторону (а не раскачивается).
Зависимости сил f1 и f2 от ωt (см. рис. 7.6) построены исходя из того, что f1= 0, если Ф1 = 0 или i2 = 0, а f2 = 0, если Ф2 = 0 или i1 = 0. При этом за положительное направление силы принято направление вправо. График fрез = f1 + f2 — тяговая характеристика индукционного реле.
Силы f1 и f2 изменяются с двойной частотой по сравнению с частотой питающего напряжения. Сила тяги, действующая на сектор, всегда направлена в одну сторону (fрез > 0), и нет вибрации сектора из-за воздействия на сектор двух сил со сдвигом по фазе. Чтобы изменить направление результирующей силы, надо изменить на 180° фазу одного из потоков.
Результирующая сила максимальна при угле φ = 90°. При этом имеют место только нечетные участки, когда силы f1 и f2 направлены в одну сторону (рис. 7.8, а). По этой причине угол сдвига фаз между потоками Ф1 и Ф2, равный 90°, называют идеальным.
Результирующая сила равна 0 при угле φ = 0°. При этом имеют место только четные участки, когда силы f1 и f2 направлены в разные стороны и уравновешивают друг друга (рис. 7.8, б). Таким образом, чтобы индукционное реле работало, необходим некоторый угол сдвига фаз между магнитными потоками электромагнитов. Поэтому его также называют фазочувствительным.
Чтобы выяснить зависимость работы индукционного реле от угла φ, найдем формулу для расчета вращающего момента, действующего на сектор. Будем считать, что силы f1 и f2 приложены к точкам сектора, совпадающим с центрами полюсов электромагнитов (рис. 7.9, а). Вращающий момент создают тангенциальные составляющие f1 ΄ и f2 ΄ . На основании закона Био-Савара средняя сила, действующая на проводник с током в магнитном поле за период, f = сФmImсоsβ, где Фm , Im— амплитудные значения потока и тока, φ — угол сдвига фаз между ними, с — постоянная величина. Учитывая фазовые соотношения в индукционном реле (рис. 7.9, б), можно написать:
Если потоки Ф1 и Ф2 имеют одно направление и одинаковое изменение, то силы f1, f2 направлены в разные стороны (участки 2, 4, 6, 8 на рис. 7.7).
Результирующий вращающий момент
Подставляя амплитудное значение вихревого тока Im = Em/zc=ωФm / zc и используя соотношение LI = ωФ, получим
Таким образом, вращающий момент пропорционален величине sinφ. При φ = 90° (идеальный угол) sinφ = 1, и вращающий момент максимален. Если φ = 0, то s sinφ = 0 и М = 0. Увеличить вращающий момент можно, увеличивая токи в электромагнитах 11, 12 и уменьшая сопротивление сектора zc. Поэтому сектор выполняется из алюминия, который является легким материалом и обладает хорошей электропроводимостью.
Индукционные реле в железнодорожной автоматике применяют в качестве путевых в рельсовых цепях переменного тока. Рельсовая цепь (рис. 7.10, а) представляет собой участок пути, ограниченный изолирующими стыками ИС. На одном конце в рельсы подается переменное напряжение через питающий трансформатор ПТ. На другом конце через релейный трансформатор РТ включен путевой элемент ПЭ индукционного реле. Местный элемент МЭ получает местное питание. В рельсы и на МЭ подается напряжение одной фазы.
Рельсовая цепь служит для контроля свободности участка пути. Это одно из основных условий безопасности, которое проверяется при движении поезда. Реле ДСШ обеспечивает это условие, поскольку является реле I класса надежности. Если участок пути свободен, то сектор реле находится в верхнем положении. Для этого в реле обеспечиваются фазовые соотношения, близкие к идеальным.
На векторной диаграмме реле ДСШ-12 для идеальных фазовых соотношений (рис. 7.10, б) угол между векторами Iмэ и Iпэ равен 90°. Углы 65° и 72° определяются индуктивностями ПЭ и МЭ. В паспорте реле в качестве идеального указывается угол 162° между векторами Iпэ и Uмэ, поскольку большинство фазометров измеряют углы сдвига фаз между током и напряжением.
Сдвиг фаз между токами Iпэ и Iмэ, близкий к 90°, создается благодаря тому, что рельсовая цепь является нагрузкой индуктивного характера, а также благодаря включению дополнительных реактивных элементов, которые на схеме (см. рис. 7.10, а) не показаны.
При занятии рельсовой цепи хотя бы одной колесной парой сектор индукционного реле отпускается из-за резкого уменьшения вращающего момента по двум причинам [см. формулу (7.3)]. Во-первых, резко уменьшается ток Iпэ, поскольку сопротивление колесной пары (0,06 Ом) намного меньше сопротивления ПЭ, и реле шунтируется. Во-вторых, происходит нарушение идеальных фазовых соотношений из-за наличия в схеме дополнительного сопротивления колесной пары.
Как запараллелить водонагреватели правильно
Два водонагревателя в одной системе горячего водоснабжения. Схемы параллельного или последовательного подключения. Устройства с двумя нагревательными элементами на двух человек.
Подключение двух водонагревателей
Водонагреватели накопительного типа состоит из ёмкости, оборудованной электрическим нагревательным элементом. Бак оборудован патрубками для подачи холодной воды и отбора горячей жидкости.
Приборы с косвенным нагревом оборудованы теплообменником. Также, они имеют специальные выводы для подключения к системе отопления.
Каждый водонагреватель оснащается автоматикой. Она выполняет регулирование температуры воды, и обеспечивает функционирование водонагревателя по определенному алгоритму.
Подключение два водонагревателя в одну систему горячего водоснабжения особых преимуществ не дает. Это оправдано, когда один прибор уже установлен, но его объема оказалось недостаточно. Имеет смысл докупить еще один небольшой водонагреватель, чем заменять ранее установленный маленький прибор на большой вариант.
Кроме того, два маленьких водонагревателя целесообразно использовать вместо одного большого в том случае, когда особенности помещения позволяют использовать только данный вариант размещения. При этом общая стоимость оборудования окажется больше стандартного варианта.
Еще одним преимуществом подключения двух водонагревателей является более высокая надежность системы. Отказ одного прибора не вызовет полное отсутствие горячей воды. Это может быть очень важным в условиях кафе или других случаях, когда горячая вода нужна постоянно.
Два водонагревателя параллельно
Преимущества параллельного подключения двух водонагревателей:
- Обеспечение большого объема горячей воды.
- Повышенная надежность системы водоснабжения. Выход из строя одного прибора не даст полное отсутствие горячей воды.
Недостатки параллельного подключения двух водонагревателей:
- Высокая стоимость оборудования и монтажа системы.
- Меньшая стабильность температуры жидкости на выходе. Даже при использовании абсолютно одинаковых моделей температура воды в них может отличаться. Это связано с разбросом параметров нагревательных элементов, степенью их загрязнения накипью, настройками термостатов. Смешивание выходящих потоков может осуществляться неравномерно. Для мытья посуды это может быть не критично, а вот принятие душа может оказаться не комфортным процессом.
Два водонагревателя последовательно
Преимущества такой схемы подключения двух водонагревателей:
- Обеспечение значительного количества горячей воды.
- Высокая стабильность температуры жидкости на выходе. В случае использования одного водонагревателя при отборе горячей воды она замещается холодной жидкостью. Быстро нагреться она не успевает. В результате из водонагревателя течет уже теплая вода. Если для водоснабжения используются два водонагревателя, замещение осуществляется не холодной, а горячей водой из правого прибора. Это обеспечивает большую стабильность температуры потребляемой жидкости.
Недостатки данной схемы:
- Низкая надежность системы.
- Неравномерность износа оборудования. Правый прибор практически всегда работает по максимуму, что приведет к его более быстрому износу.
- Повышенная стоимость оборудования.
Бойлеры с двумя тенами
В настоящее время выпускаются модели, оборудованные двумя нагревательными элементами. Это обеспечивает большую мощность оборудования, и, как следствие, большую скорость нагрева. Кроме того, повышается надежность техники. При этом общая стоимость увеличивается не значительно.
Форумы по отоплению, кондиционированию, энергосбережению
Как в одну систему подключить два электробойлера.
Модератор: шидол
Как в одну систему подключить два электробойлера.
Сообщение Василий Ник » 13 ноя 2006, 23:45
Сообщение ermalex » 14 ноя 2006, 00:16
Как мне кажется самое простое решение будет последовательное подключение. Единственный недостаток этой схемы, на мой взгляд, менее эффективное использование тенов при частичном водо разборе. Представим что у вас два бойлера подключенных последовательно в каждом по 150 литров при расходе например в 100 литров, на нагрев включится только тены первого бойлера. Параллельное подключение лишено такого недостатка но необходимо будет обеспечить одинаковый проток через бойлеры для этого возможно придется установить вентили и отбалансировать систему по принципу системы отопления. Честно говоря, слабо себе представляю эту процедуру, хотя нет ничего невозможного. Кстати при параллельной схеме бойлеры должны быть одинаково объема.
Добавлено спустя 3 минуты 30 секунд:
Re: Как в одну систему подключить два электробойлера.
[quote=»Василий Ник»;p=»76230″]Имеется ещё один электробойлер на 80 литров.Требуют второй бойлер подсоединить. Будет толк?Подскажите. [/quote] Так что в вашем варианте только последовательно. Толк будет.Ставьте маленький первым по ходу движения воды.
подключение двух бойлеров в одну цепь
такая проблема.на 12 умывальников,6 душ.кабин,2
унитаза, хочу поставить 2 бойлера по 200л . Как правильно установить (подключить) бойлеры чтобы система работала нормально. Нужно ли ставить расширительные бачки. Может кто то скинет схему?
- Просмотр профиля
- Личное сообщение
штуцер написал :
такая проблема.на 12 умывальников,6 душ.кабин,2
унитаза, хочу поставить 2 бойлера по 200л . Как правильно установить (подключить) бойлеры чтобы система работала нормально. Нужно ли ставить расширительные бачки. Может кто то скинет схему?
А возможности проточный пластинчатый поставить нету?
Просто сталкивался с аналогичной системой из бвух бойлеров, в итоге поставили пластинчатый и забыли
- Просмотр профиля
- Личное сообщение
Места много,но с пластинчатыми не сталкивался. Подскажите какой он должен быть (название) и на сколько киловатт. какое давление должно быть?
- Просмотр профиля
- Личное сообщение
какие проблемы были поделитесь.
- Просмотр профиля
- Личное сообщение
расчитывается индивидуально по расходу, нужна подача теплоносителя от ЦСО. Если нету тогда только накопитель. В Питере есть канторы по продаже, тот же данфос(дорого), есть дешевле, сейчас не вспомню
- Просмотр профиля
- Личное сообщение
Хочу поставить 2 бойлера по 200 л. магистраль только хол.воды 1 дюйм .Хватит ли этих бойлеров (все таки как ни как ,а 20 потребителей). Если хватит то подскажите как бойлеры завязать между собой,чтобы система работала хорошо.Может есть схема?
- Просмотр профиля
- Личное сообщение
ставить последовательно. вход выход. но сомневаюсь что хватит
- Просмотр профиля
- Личное сообщение
Бойлеры ставятся последовательно по воде, т.е. выход горячей из одного бойлера подается вместо холодной у второго.
Количество потребителей не так важно, как интенсивность ими пользования.
200-литровый бойлер полностью нагревается примерно за 4 часа.
- Просмотр профиля
- Личное сообщение
витаон , по словам заказчика проблемма была во времени нагрева бойлеров, соответственно в перебое с ГВС(душевые в бассейне) поставили паяный данфос размером 50*15*10 и забыли (мощность расчитывает фирма при заказе,)
- Просмотр профиля
- Личное сообщение
Паралельно,один кряк.,другой поработает.Хотя тоже колхоз.
- Просмотр профиля
- Личное сообщение
На умывание надо примерно 5 литров горячей воды, на душ примерно 30-50 литров. Это с учетом примерно равного смешивания ее с холодной при использовании.
- Просмотр профиля
- Личное сообщение
касимов написал :
Паралельно,один кряк.,другой поработает.
тока продуктивность гораздо ниже. тут второму воду надо меньше греть
- Просмотр профиля
- Личное сообщение
касимов написал :
Паралельно,один кряк.,другой поработает.
А каким образом будешь давление и равномерность потока между ними регулировать?
- Просмотр профиля
- Личное сообщение
пардус написал :
по словам заказчика проблемма была во времени нагрева бойлеров
ну так походу объём был маловат. быстро расходовали воду приходилось ждать нагрев.
- Просмотр профиля
- Личное сообщение
Андрёй написал :
А каким образом будешь давление и равномерность потока между ними регулировать?
а что это проблема. вход общий пару балансирных кранов на входах и усё.да и если однотипные то расход будет отличаться минимально
- Просмотр профиля
- Личное сообщение
Видимо ни разу не ставил несколько болеров параллельно — не отрегулируешь, нечем регулировать. Балансировочники только на принудительном потоке на отоплении могут работать при небольшом перепаде давления. При открытом водоразборе они не регулируют — слишком большой перепад давления.
Бойлеры всегда ставятся последовательно.
- Просмотр профиля
- Личное сообщение
витаон написал :
ну так походу объём был маловат. быстро расходовали воду приходилось ждать нагрев.
возможно. Но моментальный нагрев у пластинчатого лучше и быстрее даже у вот такого малыша:
- Просмотр профиля
- Личное сообщение
пардус написал :
А возможности проточный пластинчатый поставить нету?
Т.е. это не электрический бойлер?
- Просмотр профиля
- Личное сообщение
Ну да, я ж написал, при возможности подачи теплоносителя со стороны. Извеняйте ежели че не так
- Просмотр профиля
- Личное сообщение
Андрёй написал :
ни разу не ставил несколько болеров параллельно
Честно сказать не ставил но не представляю физику ,как может быть неравномерным поток? два одинаковых сосуда? две одинаковые ветки одной длинны с обоих сторон, вх и вых объеденены, хв давит одинаково,гидросопротивление одинаково,как может быть разным проток? вот если они не семметрично висят т.е ветки подключения и отвода разной длинны тогда я ещё понимаю. а так не въеду?
- Просмотр профиля
- Личное сообщение
Андрёй написал :
Видимо ни разу не ставил несколько болеров параллельно — не отрегулируешь, нечем регулировать.
Если сделать линию рециркуляции для всех параллельных бойлеров, опять же с параллельным включением, то разница в производительности бойлеров будет нивелирована.
штуцер написал :
Хватит ли этих бойлеров (все таки как ни как ,а 20 потребителей)
Это зависит не только от количества точек потребления, но и от количества юзеров и от их привычки экономить горячую воду. В экономном режиме бойлера на 100 литров хватает на помывку в душе трёх человек. Увеличить объём смешанной воды можно, нагревая бойлеры до 80 градусов. Но это грозит ожогами пользователей, потому воду с температурой 80 градусов смешивают с исходной холодной до безопасной температуры 50 — 60 градусов. Для этого применяют применяют термостатический смеситель. Такой смеситель не мешает организовать линию рециркуляции ГВС. Вот , на стр.129, в левом нижнем углу есть схема того, как совместить смеситель и насос рециркуляции ГВС.
штуцер написал :
Нужно ли ставить расширительные бачки.
Это зависит от конструкции бойлеров. Простые электрические бойлеры устроены таким образом, что под куполом цилиндра всегда остаётся воздух, выполняющий роль расширительного бака. Потому нужно уточнять вопрос о необходимости применения расширительного бака в каждом конкретном бойлере.
- Просмотр профиля
- Личное сообщение
cineman написал :
Если сделать линию рециркуляции для всех параллельных бойлеров
Это нужны спец. бойлеры. Если сделать это с обычным (двухпатрубковым), то в них всё перемешается (не будет разделения на верхний горячий, уже нагретый, и нижний холодный, нагревающийся, слои) и в периоды интенсивного водоразбора (все умываются утром, например) температура воды будет не постоянной, до которой её нагрели ночью, а монотонно снижаться; это очень неудобно и способно приводить к недоиспользованию аккумулирующей (накопительной) способности бойлеров, т.е. при утреннем умывании горячей воды будет где-то на 20% меньше.
витаон написал :
как может быть неравномерным поток. два одинаковых сосуда. две одинаковые ветки одной длинны со обоих сторон. вх и вых объеденены. хв давит одинаково,гидросопротивление одинаково,как может быть разным проток
Вы абсолютно правы. А если они совсем рядом, то там ещё и выравниваться средние температуры будут в силу естественной конвекции. С небольшой скоростью, правда, патрубки небольшие, но для компенсации небольших неравностей в гидросопротивлениях — хватит.
cineman написал :
воду с температурой 80 градусов смешивают с исходной холодной до безопасной температуры 50 — 60 градусов. Для этого применяют применяют термостатический смеситель
Хорошая идея. Она же поможет снизить потери тепла в трубах ГВС. Я вообще бы установил термосмесак на 40 градусов, этого достаточно и очень удобно — температура у конечного потребителя будет стабильнее при всяких колебаниях давления.
Схемы подключения водонагревателя к водопроводу: как не наделать ошибок при монтаже бойлера
Установка водонагревателя обеспечит владельцев загородных домов горячей водой, повысит комфортность квартир из старого жилого фонда типа хрущевок и малосемейных общежитий. Неутомимый агрегат станет трудолюбиво готовить и поставлять воду к кранам, чтобы хозяева пользовались благами цивилизации.
Так будет, если в точности соблюдались схемы подключения водонагревателя к водопроводу, согласны? Полноценные ответы на широкий диапазон вопросов, возникающих перед установкой водонагревателей и в процессе включения их в коммуникационную сеть, вы найдете на нашем сайте.
Достоверная информация будет полезна самостоятельным мастерам, желающим собственноручно провести установку. Необходима она и заказчикам услуг сантехников, чтобы проверить качество исполнения работы.
В статье детально описаны виды водонагревателей, обозначены их конструктивные отличия, указана специфика подключения. Приведены ценные советы, гарантирующие идеальную работу оборудования после установки. Информативность предложенного материала отлично дополнена фотоизображениями и видео-рекомендациями.
Виды бытовых водонагревателей
Особенности подключения бытовых нагревателей напрямую связаны с видами устройств, их техническими параметрами, габаритными размерами.
Традиционно в бытовой практике применяются два вида нагревателей:
- Накопительные.
- Проточные.
Оба вида бойлерных систем отличается один от другого технологией нагрева.
Накопительными нагревателями холодная вода собирается в ёмкость, нагревается и затем выводится на водоразбор.
Проточными агрегатами подогрев осуществляется непосредственно в процессе протока холодной воды в контакте с нагревателем, без сбора жидкости в накопительной ёмкости.
Потребителями бытовой сферы в основном применяются накопительные бойлерные системы. Сравнительный обзор обеих видов водонагревателей приведен в этой статье.
Техническое устройство бойлера-накопителя
Водонагревающая система накопительного типа, бойлеры, в упрощённом схемном виде представляет собой ёмкость, оснащённую электрическими ТЭН или жидкостными теплообменниками. Накопительный сосуд имеет трубные линии для подвода ХВС и выхода ГВС.
Конструкции бойлеров косвенного нагрева оснащаются дополнительно рабочей зоной теплоносителя и линиями подключения к отоплению.
Любая современная система, независимо от конструктивных особенностей, оснащается автоматикой, благодаря которой осуществляется регулировка температуры прогрева воды и работа системы в целом.
Конструкционное исполнение аппаратов нагрева
Существуют конструкции бойлеров-накопителей предназначенные под монтаж вертикально (настенные) и горизонтально (напольные). Конечно же, в каждом отдельном случае применения тех или иных бойлеров имеются свои монтажные особенности.
Так, если предполагается настенный монтаж устройства нагрева воды, необходим предварительный расчёт нагрузки и сопоставление полученных результатов с конструктивными параметрами стены помещения, на которую должен монтироваться прибор.
Установка оборудования без нагрузочных расчётов грозит обернуться роковой ошибкой монтажа, когда заполненный бойлер попросту может рухнуть вместе с хлипкой перегородкой, на которой он был смонтирован.
Согласно инструкциям на оборудование, рассчитывать нагрузку необходимо с учётом четырехкратного веса бойлерной системы.
Поэтому, если структура опорной стены откровенно слаба, схему водонагревателя необходимо дополнить не только линиями подключения к водопроводу и теплоносителю, но также усиленными стойками — сквозными крепежами.
На классических схемах подключения бойлеров настенного монтажа патрубки подвода/отвода воды нагревательных аппаратов маркируются соответствующим цветом — синим/красным.
Монтажные схемы и решения
Подключать к централизованной подаче устройство нагрева можно одним из двух способов: через группу безопасности или напрямую.
Группа безопасности состоит из набора следующих элементов:
- кран отсечной;
- клапан обратный;
- клапан предохранительный;
- расширительный сосуд.
Вариант №1. Наличие группы безопасности традиционно применяется на бойлерных установках косвенного нагрева, а также когда давление централизованной системы выше граничного параметра рабочего давления бойлера.
Вариант №2. Подключение напрямую обычно применимо к оборудованию малой ёмкости, с проточным принципом действия. Прямое соединение допускается также в условиях меньших и стабильных давлений централизованного водопровода. Монтажная схема в любом случае подразумевает установку запорных кранов.
Критерии безошибочной установки оборудования
Среди главных моментов монтажа, на которых следует заострить внимание, дабы не наделать ошибок – это соответствие диаметров трубопроводов по отношению к входным штуцерам, а также сечение кабеля, питающего электронагреватель бойлера.
Диаметр подводящих труб должен обеспечивать свободный проток воды по линиям входа/выхода. Поэтому больший диаметр рукавов с переходом под размер штуцеров ещё допустим, а вот сечение трубопроводов меньшее, чем вводные патрубки бойлера, уже видится грубой ошибкой.
По сечению питающего кабеля картина аналогичная. Кабель большего сечения применять не запрещается, а кабель меньшего сечения использовать категорически запрещено.
Правда, кабель увеличенного против нормы сечения создаёт трудности при укладке в каналах, занимает больше свободного пространства. Здесь логичным видится точный подбор сечения провода в зависимости от тока нагрузки.
Розетку питания обычно монтируют непосредственно у аппарата. Высота монтажа розетки от уровня пола не меньше 1,5 м. Бытовые бойлеры рассчитаны под питание однофазным переменным током 220-250 Вт. Нагрузка токовая, как правило, не менее 10 А.
Точное значение определяется производительностью нагревателя и указывается в технической документации. Именно на указанное значение тока необходимо подбирать автоматический выключатель.
К примеру, для проточных нагревателей актуальны следующие нормативы токовой отсечки для автоматов (таблица):
Мощность бойлера (проточная схема), кВт | Ток отсечки автомата, А |
3,5 | 20 |
5,5 | 25 |
6,5 | 30 |
Как правило, все требуемые параметры подключений оговаривает инструкция на бойлер. Пользовательская инструкция в точности поясняет все моменты установки. Поэтому документы, входящие в комплектацию аппарата, перед инсталляцией рекомендуется внимательно изучить.
Некоторые особенности схемы подвода воды
Подключение накопительного бойлера. Подвод холодной воды на систему бойлера выполняется через трубопроводную линию, которая подключается непосредственно к стояку централизованной подачи.
При этом на линии холодной воды монтируется ряд компонентов, необходимых для нормального функционирования оборудования:
- Запорный кран.
- Фильтр (не всегда). .
- Сливной кран.
Указанные элементы схемы устанавливаются на участке между трубой подвода холодной воды и бойлером в отмеченной последовательности.
Линия для выхода нагретой жидкости по умолчанию тоже оснащается запорным краном. Однако это требование не является обязательным и если кран на выходе ГВС не поставить, серьёзной ошибки в этом не усматривается.
Подключение проточного водонагревателя. По сравнению с бойлером-накопителем работы выполняются по упрощенной схеме. Здесь достаточно установить только один запорный кран перед входным штуцером холодной воды.
А вот инсталляция запорного вентиля на выходе ГВС проточного нагревателя расценивается многими производителями грубой ошибкой монтажа.
Также следует учесть: если источником холодного водоснабжения для проточного водонагревателя выступает скважина, колодец, водонапорная башня и т.п., рекомендуется последовательно с краном (после крана) включать фильтр грубой очистки.
Нередко монтажная ошибка с подключением фильтра или отказ от его установки приводит к потере гарантии производителя.
Частые ошибки монтажа водонагревателей
Правилами установки подобного оборудования предусматривается применение изоляции на трубопроводах ХВС/ГВС. При этом технические требования к монтажу определяют минимально возможный размер толщины изоляции – 20 мм.
Уровень теплопроводности изоляционного материала должен составлять не менее – 0,035 Вт/м 2 .
При монтаже водонагревателей нередко нарушают схему подключения домашнего агрегата к водопроводу, применяя изоляционный материал малой толщины, либо не применяют изоляцию вовсе.
В результате, когда начинается полноценная эксплуатация прибора, отмечаются значительные потери тепловой энергии. Эти потери отражаются на времени нагрева, которое существенно возрастает.
Неправильно выполненная или отсутствующая изоляция является главной причиной образования конденсата на линии ХВС. Такое состояние системы снижает уровень комфорта пользователя, способствует формированию антисанитарной среды внутри помещений, где располагается оборудование.
Распространённой ошибкой следует считать монтаж бойлера без расширительного сосуда. Схема, где предусматривается внедрение расширительного сосуда, актуальна именно для водонагревателей накопительного типа.
Благодаря расширительному сосуду, удаётся компенсировать рост давления, обусловленный увеличением объема воды в бойлерном накопителе.
Как правило, монтаж нагревателей накопительного типа ограничивается включением предохранительного клапана на участке магистрали холодной воды. Такая своеобразная замена расширительной ёмкости предохранительным клапаном допустима, но, с точки зрения правильного монтажа, это является технической ошибкой.
По сути, на бойлерах-накопителях всегда нужно ставить расширительный сосуд вместе с обратным клапаном.
Список других ошибок при монтаже:
- электрический кабель уложен на острых металлических краях или на поверхностях с высокой температурой;
- порядок подключения магистральных линий не соответствует порядку, указанному на схеме;
- нарушен уровень установки водяного нагревателя относительно горизонтали и вертикали;
- отсутствует контур заземления водонагревающего аппарата;
- параметры электрической сети, куда подключено оборудование, не соответствуют паспортным требованиям;
- монтаж выполняется в помещении, где отсутствует система водоснабжения и водоотведения.
Любая, пусть даже несущественная ошибка установки водонагревательного оборудования может сыграть роковую роль после начала эксплуатации устройства.
Предлагаем ознакомиться с подробными инструкциями по монтажу накопительного и проточного водонагревателя:
Выводы и полезное видео по теме
От правильной установки приборов нагрева воды зависит работа ГВС и отопительной системы, поэтому важно учесть все монтажные нюансы. Несколько практических советов представлено в видеороликах.
Рекомендации по самостоятельному монтажу:
Всегда рекомендуется тщательно контролировать ход монтажных работ, руководствуясь параллельно прилагаемой документацией на установку конкретной модели бойлера.
Нередко пользователи монтируют систему, не удосуживаясь взглянуть на прилагаемую схему. Подключить две водяных трубки и вставить вилку в розетку – такие действия для них кажутся обычным делом. Но техника ошибок не прощает.
У вас есть личный опыт установки и подключения водонагревателя? Хотите поделиться накопленными знаниями или задать вопросы по теме? Пожалуйста, оставляйте комментарии и участвуйте в обсуждениях – форма для отзывов расположена ниже.
Похожие публикации:
- Как связаны радиус кривизны и фокусное расстояние
- На что кроме напряжения реагирует реле дсш
- Как починить советскую гирлянду
- До какого напряжения заряжать аккумулятор