Кто изобрел трамвай в германии
Перейти к содержимому

Кто изобрел трамвай в германии

  • автор:

Этот день в истории: 1881 год — в Берлине запущен первый в мире трамвай

16 мая 1881 года на окраине Берлина, между Лихтерфельдом и Кадетским корпусом, прошел первый в мире электрический трамвай. Так было открыто пассажирское движение на первой в мире электрической железной дороге, что позволило заменить конную тягу на электрическую.

В XIX веке в результате роста городов и промышленных предприятий, удаления жилищ от мест приложения труда, роста подвижности городских жителей встала проблема городского транспортного сообщения. Появившиеся омнибусы стали вскоре вытесняться уличными железными дорогами на конной тяге (конками).

Достижения физики в области электричества, развитие электротехники и изобретательская деятельность Пироцкого в Санкт-Петербурге и фон Сименса в Берлине привели к созданию первой пассажирской электрической трамвайной линии.

К концу XIX века уличное движение в центре Берлина было сильно затруднено, так как население города насчитывало более миллиона человек. Электрический трамвай был одним из средств, которое могло бы помочь облегчить обстановку. В это время глава электрической компании инженер Вернер фон Сименс выступил с предложением начать строительство пассажирской электрической линии.

Весной 1879 года Сименс представил на Берлинской выставке первую в мире электрическую железную дорогу — «электролокомотив» с вагонами. Это изобретение стало сенсацией. Поезд из трех вагончиков вмещал 18 пассажиров и двигался со скоростью 7 км/ч. Многие посетители выставки проявили желание совершить поездку в этом удивительном поезде, который двигался «без пара и помощи лошадей».

16 мая 1881 года на окраине Берлина, между Лихтерфельдом и Кадетским корпусом, прошел первый в мире электрический трамвай. Вагон, двигавшийся со скоростью 30 км/ч, за первые три месяца перевез более 12 тысяч пассажиров.

Первый трамвай, как и первый электровоз, двигался от электричества, поступавшего по рельсам. Привычная нам модель с дугой и проводами появилась в 1890 году. Трамвай, как вид пассажирского транспорта, очень быстро распространился по всему миру.

Так же в этот день:

Вернер фон Сименс: человек, который изобрел целый мир

13 декабря исполняется 200 лет со дня рождения гениального изобретателя и выдумщика.

Под коротким словом Siemens скрывается целый мир техники, за полтора века подаренной человечеству знаменитой фирмой. Ее основателя Вернера фон Сименса называют не иначе, как отцом стрелочного телеграфа, динамо-машины и троллейбуса, дедушкой современных пылесосов, кухонных комбайнов и мобильных телефонов. 13 декабря исполняется 200 лет со дня рождения гениального изобретателя и выдумщика.

Родись Вернер Сименс в США, его биография была бы отличным примером осуществления классической «американской мечты». Ведь происхождение Сименса не давало ему никаких шансов стать ни академиком, ни дворянином. Но за личные заслуги и достижения в науке ему было дважды присвоено звание почетного доктора, он был принят в члены Берлинской академии наук, а затем удостоен и дворянского титула. Техническое сообщество тоже не осталось в стороне: фамилия Сименса была увековечена в названии единицы измерения электрической проводимости.

Маленькая деревушка Ленте, где 13 декабря 1816 года родился Вернер Сименс, расположилась на северной стороне холма Бентер Берг, к западу от Ганновера. В возрасте 15 лет мальчик покинул эти края ради учебы в гимназии в Любеке. Он твердо знал, что его жизнь должна быть связана с естественными науками. Однако финансовое положение семьи и настояние отца вынудили Сименса поступить на военную службу в прусскую армию. Курс технической подготовки в Берлинской инженерно-артиллерийской школе открыл для юноши блестящие карьерные перспективы. Но и тут вмешался случай: ранняя смерть родителей привела к тому, что Вернер – старший из десяти детей – должен был заботиться о своих братьях и сестрах.

Сименс говорил, что изобретательство – это тяжелое дело, и к успеху оно приводит немногих. Но в итоге именно это ремесло принесло ему богатство и славу, когда нужда заставила проявить смекалку. Интересно, что идея самого первого изобретения пришла Сименсу в голову на военной гауптвахте, куда он попал за участие в дуэли в качестве секунданта. Запатентованный метод гальванического нанесения золота и серебра на металлические предметы удалось продать: новинку купил британский промышленник, семья заработала небывалую сумму – 1500 фунтов, а Сименса ждал первый успех.

В возрасте 30 лет Вернер Сименс стал одним из наиболее заметных молодых ученых в Политехническом обществе. Уже тогда он проектировал телеграфные системы связи и утверждал, что «телеграфия станет самостоятельной важной отраслью техники». На одном из заседаний общества он продемонстрировал модель стрелочного телеграфа. Идея заинтересовала многих коллег, а молодой механик Иоганн Гальске предложил Сименсу заняться изготовлением этого прибора. С этой целью в октябре 1847 года они и основали совместную телеграфно-строительную фирму Siemens & Halske.

Одним из пилотных проектов предприятия стала телеграфная линия между резиденцией прусского правительства в Берлине и Франкфуртом-на-Майне, куда после революции в 1849 году переехал немецкий парламент. Эта линия стала первой не только в Германии, но и во всей Европе. После нее были освоены направления Кёльна, Гамбурга, Бреслау, Штеттина. Слава немцев быстро распространялась, и вскоре фирма начала строительство телеграфных линий в других странах. Так с помощью немецких изобретателей и царская Россия получила самую совершенную систему проводной связи, которая связала Санкт-Петербург с Кронштадтом, Варшавой, Ригой, Ревелем, а предприятие основало в российской столице свое представительство.

Накопленный опыт помог Сименсу в 1868 году приступить к осуществлению весьма смелого проекта – прокладке трансконтинентальной телеграфной линии Лондон-Калькутта общей протяженностью 11 тысяч километров. Она проходила через Берлин, Торунь, Одессу, Керчь, Тбилиси, Тегеран, Карачи и существовала вплоть до начала 1930-х годов. Вершиной деятельности компании в области морских телеграфных линий стало соединение Европы с Америкой – кабелем через Атлантику. Нельзя сказать, что все работы были выполнены идеально. Отсутствие опыта, а иногда и знаний, порой приводило к серьезным ошибкам и финансовым потерям. Однако именно в таких ситуациях Сименс проявлял себя не только как талантливый изобретатель, но и толковый руководитель, умеющий выстоять в тяжелейших условиях.

Было лишь одно электротехническое новшество, которое Сименс не воспринял всерьез – это телефон. Когда в Германии стали появляться первые аппараты американца Александра Белла, Сименс нашел их просто новомодной игрушкой. Каково же было его удивление, когда фирма по просьбе почтового управления взялась за производство отечественных приборов и их число за короткое время возросло до 700 штук в день. Особенно хорошо расходилась «рождественская серия» аппаратов в виде двух чертей.

Конечно, Сименс привык к более масштабным проектам. В январе 1867 года в Берлинской Академии наук он представил очередное свое значительное изобретение – динамо-машину. Принцип ее действия он разрабатывал много лет, желая получать постоянный электрический ток и более высокое напряжение механическим способом. Каждый год его фирма выдавала сенсацию за сенсацией: «первая электрическая железная дорога» – прототип метро, первый в мире электроподъемник, первый электротрамвай, первые электроуправляемые машины, получившие позже название троллейбусов. Наряду с ежедневной работой Сименс находил время и для политической деятельности. Он входил в число основателей Немецкой прогрессивной партии, был депутатом парламента, разрабатывал закон об охране прав изобретателей, который, по его мнению, был крайне необходим для развития промышленности.

Семейное дело Сименсов процветает и по сей день. Начав свою историю более 150 лет назад, компания стала ведущим электротехническим предприятием Германии. Сегодня это транснациональный концерн, работающий в области электроники, энергетического оборудования, медицинской техники, промышленности, транспорта и связи. Концерн представлен более чем в 190 странах мира, что делает его, наряду с FIFA и The Coca-Cola Company одним из лидеров среди компаний по географии присутствия.

Все годы работы Сименс сохранял приверженность принципу постоянного научно-исследовательского поиска. Среди его «рецептов успеха» были простые, но верные правила: надежность, качество, широкое использование в производстве технических новинок. Важным пунктом было стремление к максимальному расширению деятельности, особенно за границу. При этом Сименс призывал бороться с иностранными названиями, он считал, что отличные товары должны быть гордостью немецких производителей. И наконец, Сименс призывал проявлять заботу обо всех сотрудниках компании, ведь кадры, их идеи и потенциал для него решали все.

Этот день в истории: 1882 год — запущена первая в мире троллейбусная линия

29 апреля 1882 года в предместье Берлина Галензе (Halensee) немецкая компания Siemens & Halske запустила в эксплуатацию первую в мире троллейбусную линию протяжённостью 540 м (591 ярд). Хотя этот эксперимент функционировал лишь до 13 июня 1882 года, в итоге мир получил новый вид городского транспорта.

Первый троллейбус был создан в Германии инженером Вернером фон Сименсом, вероятно, под влиянием идеи его брата, проживавшего в Англии доктора Вильгельма Сименса, высказанной 18 мая 1881 года на двадцать втором заседании Королевского научного общества. Электросъём на новом транспорте осуществлялся восьмиколёсной тележкой (Kontaktwagen), катившейся по двум параллельным контактным проводам.

Стоит сказать, что поначалу провода располагались достаточно близко друг от друга, и при сильном ветре нередко перехлёстывались, что приводило к коротким замыканиям. Тем не менее экспериментальная троллейбусная линия была открыта компанией Siemens & Halske в предместье Берлина и действовала с 29 апреля по 13 июня 1882 года.

В том же году в США бельгиец Шарль Ван Депуле запатентовал «троллейбусный ролик» — токоприёмник в виде штанги с роликом на конце. Более надёжный штанговый токоприёмник изобрёл и в 1888 году внедрил в трамвайной сети Френк Спрейг. Но на троллейбус штанговые токоприёмники Спрейга установил лишь в 1909 году Макс Шиманн (Max Schiemann), и его система с многочисленными усовершенствованиями дожила до наших дней.

В начале XX века троллейбусы существовали только в качестве вспомогательного варианта для трамвайных путей, без перспективы использования в оживлённых городских центрах, работая для «растущего, но разобщенного населения».

Пик развития троллейбусных перевозок в мире пришёлся на период между мировыми войнами и раннее послевоенное время. Нехватка автомобильного транспорта способствовала повышенному интересу к троллейбусу. Эти проблемы утратили свою остроту в 60-е годы, в результате чего эксплуатация троллейбуса начала становиться невыгодной, а троллейбусные сети — закрываться.

В конце XX — начале XXI века экологические, экономические и иные проблемы, вызванные массовой автомобилизацией, возродили интерес к городскому электротранспорту. Однако большинство европейских стран сделали ставку на трамвай, как более энергоэффективный и более пассажироёмкий. Новых троллейбусных линий строится мало, и перспективы развития троллейбуса как вида транспорта на данный момент остаются неясными.

Так же в этот день:

От писсуара до трамвая: изобретено в Берлине

Многое из того, что круто изменило жизнь людей, было изобретено именно в Берлине. Исторически в столице жили многие выдающиеся ученые, находчивые экспериментаторы и изобретательные предприниматели. А в 1877 году здесь открылось первое в Германии патентное ведомство.

Итак, именно Берлин родина таких изобретений, как:

Свекловичный сахар

Технику производства сахара из сахарной свеклы разработал в 1799 году берлинский ученый Франц Карл Ахард. Незадолго до этого его учитель, немецкий химик Маргграф, искавший альтернативу сахарному тростнику, доказал наличие сахара в других растениях, в частности, как раз в свекле, но дальше в своих поисках не подвинулся. Ахард продолжил его эксперименты и даже заручился поддержкой прусского короля Фридриха Вильгельма III. Ученому удалось вывести такой сорт свеклы, в котором сахара содержалось в разы больше, чем в обычном. В 1892 году немец открыл на территории Нижней Силезии первую в мире фабрику по производству свекольного сахара, чем вызвал сильное недовольство у «тростниковых монополистов». С подачи Ахарда наступила новая эра в сахарной индустрии.

Восьмиугольный писсуар

Кафе «Восьмиугольник» («Café Achteck») – так шутливо называется городской писсуар, изобретенный в Берлине в 1878 году и считающийся одной из визитных карточек столицы. Это сооружение состоит из семи чугунных стен зеленого цвета, образующих восьмиугольник, по периметру которого установлена ширма. Внутри одновременно семь мужчин могут справить малую нужду. Восьмой стены нет, на ее месте располагается вход в конструкцию. Придумал такой писсуар берлинский советник по городскому строительству Карл Теодор Рошпатт. Его изобретение горожанам понравилось, и к 1920 году в Берлине было установлено 142 восьмиугольных «кафе». Некоторые из этих писсуаров функционируют в Берлине по сей день. Один из них в 1990-х отреставрировали особенно тщательно, потратив на работы 250 тысяч марок: таким образом классическую берлинскую уборную решено было сохранить в качестве исторического памятника.

Электрический трамвай

Первый в мире трамвай на электротяге был изобретен в Берлине знаменитым инженером Вернером фон Сименсом. В 1879 году изобретатель представил уникальный локомотив на промышленной выставке, а 16 мая 1881 года состоялся первый торжественный «выход» чуда техники: трамвай проехал по рельсам, проложенным в Лихтерфельде (тогда пригород, а ныне район Западного Берлина). Сименс планировал проложить первый маршрут по центру города, через улицы Фридрихштрассе и Лейпцигер штрассе, но не смог согласовать свой план с городской администрацией. Тем не менее, скоро власти признали успех изобретения, новые вагоны стали быстро вытеснять своих конных предшественников, и уже полвека спустя по улицам Берлина ходили 4 тысячи трамваев.

Пластическая хирургия

Уроженец прусского Кёнигсберга, немецкий врач Жак Йозеф считается родоначальником современной эстетической хирургии в целом и, в первую очередь, пионером ринопластики. Отправной точкой медицинской пластики называют 1896 год, когда в берлинскую клинику, в которой работал Йозеф, привели мальчика с сильно оттопыренными ушами. Ребенок отказывался ходить в школу, где его дразнили, и мама попросила доктора об операции. Йозеф сначала отказался: с медицинской точки зрения в хирургическом вмешательстве не было необходимости. Но, обдумав, все же сделал необычную по тем временам операцию, результаты которой в тот же год представил в Берлинском медицинском обществе. Столичные коллеги высоко оценили работу Йозефа. Следующим экспериментом хирурга стала коррекция некрасивого носа. Первая в мире ринопластика тоже завершилась успехом, спрос на такие операции оказался огромным, и к 1907 году доктор «перекроил» уже две сотни носов. Он разработал не только саму методику, но и инструменты, в том числе, распатор, который пластические хирурги используют и по сей день.

Термос

Предмет, с которым не расстается сегодня большинство немцев – компактный термос, чтобы носить с собой кофе или чай – изобрел в начале XX века Райнхольд Бургер. Специалист по стеклотехнике, он долго экспериментировал, ища способ сделать сосуд, в которым бы температура содержимого поддерживалась без химических веществ. В 1903 году Бургер запатентовал в Берлине теплоизоляционную посуду для хранения напитков, которую и назвал «термос», от греческого слова therme – горячий. Находчивый изобретатель сразу же поставил производство новинки на коммерческую основу.

Презерватив

За революционный контрацептив, заменивший собой кишки животных, рыбьи пузыри и льняные мешочки, нужно благодарить столичного предпринимателя Юлиуса Фромма. В 1916 году на задворках берлинского района Пренцлауэр Берг он придумал и изготовил первый в мире бесшовный презерватив из резины. Основная заслуга химика заключается в том, что он разработал технологию «жидкой резины», в которую окуналась стеклянная заготовка. Новое изделие было не в пример тоньше предшественников, и трижды проверялось на прочность. Каждую неделю на берлинской фабрике изобретателя производился миллион «фроммзеров», как в шутку называли презервативы Фромма. Их даже не нужно было рекламировать, имя изобретателя для потребителей было маркой качества.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *