Как зарядить аккумулятор с помощью зарядного устройства
Перейти к содержимому

Как зарядить аккумулятор с помощью зарядного устройства

  • автор:

Как правильно заряжать аккумулятор

Каждый водитель хоть раз сталкивался с проблемой разрядившегося аккумулятора. Как же правильно его зарядить? Что для этого нужно? Опасно ли это? И еще множество других вопросов возникает в голове автомобилиста.

Проверяем зарядку аккумулятора
Для проверки заряда можно использовать мультиметр или нагрузочную вилку или просто замерить плотность электролита с помощью ареометра. Если батарея заряжена полностью, то плотность электролита должна быть 1.28 гр/куб.см. Плотность 1.2 гр/куб.см говорит о том, что аккумулятор разряжен на половину, а полностью разряженная батарея имеет плотность электролита не более 1.1 гр/куб.см. Плотность нужно измерять во всех банках, причем различие в плотности от 0.1 и выше означает, что есть проблемы, и аккумулятор нужно тщательно проверить.

Заряжаем аккумуляторную батарею
Для этого понадобится зарядное устройство. Принцип работы у него такой: преобразование переменного тока в постоянный. У зарядных устройств имеется вариатор, меняющий напряжение, силу тока, сигнальные лампы и информационное табло. Чтобы зарядить аккумулятор 12В, необходимо зарядное устройство 16В.
Батарею можно заряжать, не снимая с автомобиля, или дома, принципиальной разницы нет. Главное — соблюдать технику безопасности. Прежде чем снять клеммы, очистите аккумулятор от грязи и пыли, затем проверьте, нет ли повреждений, течи. Наденьте перчатки и откройте пробки, оцените цвет электролита. В идеале он должен быть прозрачным, но если цвет темный, в нем есть хлопья – скорее всего это следствие короткого или постоянного замыкания пластин. В этом случае требуется замена аккумулятора. Если же всё в порядке, можно приступить к зарядке. Подключаем клеммы, а потом подключаем зарядное устройство.
Автолюбители пользуются тремя способами подзарядки: с помощью постоянного напряжения, постоянного тока и комбинированный метод.

Использование постоянного тока
Данный метод зарядки требует постоянного присутствия, внимательности, и очень важна корректировка ампеража в течение всего времени. Для батареи в 60 А требуется 20-часовая зарядка током в 6 ампер, затем ток уменьшается до 3 ампер, а при достижении напряжения 15 В, сила тока должна быть 1.5А. На заключительном этапе выделяется большое количество газа. Недостатками этого способа являются значительное газовыделение и необходимость постоянного контроля.

Использование постоянного напряжения
При таком методе наблюдается прямая зависимость уровня заряда аккумулятора и величины зарядного напряжения. Этот метод самый безопасный и щадящий, а главное — не требует постоянного контроля. Когда батарея зарядится, загорится индикатор. Напряжение исправной и заряженной батареи равно 14.4В.

Комбинированный способ
Большая часть современных зарядных устройств основана на этом способе. Сначала батарея заряжается постоянным током, потом постоянным напряжением. Такие устройства автоматические, человеческое участие не требуется, а при полной зарядке они отключаются.

Экспресс-зарядка
Очень часто водителям требуется очень быстрая подзарядка. К такому способу нельзя прибегать часто, ведь это негативно отражается на аккумуляторе. Сначала нужно снять аккумуляторные клеммы, очистить их, подсоединить клеммы зарядного устройства с соблюдением полярности. Выставьте ток на максимальный уровень, подождите 20 минут, после этого аккумулятор устанавливается обратно на автомобиль, и заводится двигатель. Но если батарея разряжена более чем наполовину, то этот способ бесполезен.

Глубокая зарядка
Если позволяет время, обязательно нужно провести полную зарядку. Это будет более щадящим вариантом для вашего аккумулятора. Уровень тока ставится на минимальный уровень, зарядка устанавливается примерно на 10 часов. Время может быть увеличено или уменьшено, на это влияет тип зарядного устройства и аккумулятора, глубина разряда, температура воздуха и многое другое. Полную зарядку автомобильной батареи можно определить с помощью стрелочного указателя, дисплея или другой индикации.

Техника безопасности
При зарядке аккумулятора необходимо соблюдать элементарные меры безопасности, т.к. в нем содержится кислота. И еще несколько советов:
Пользуйтесь при работе очками и химически стойкими перчатками
При зарядке не курите, ничего не поджигайте, исключите возможность искрения приборов, т.к. при этом выделяется водород, который при смешивании с кислородом образует взрывоопасную смесь.
Проводите работы в проветриваемом помещении, лучше всего не дома, т.к. при зарядке выделяется много ядовитых веществ, которые оседают на стенах помещения.
Питающая сеть должна автоматически отключаться при коротком замыкании.

Как правильно «прикуривать»
Аккумулятор окончательно сел, а вам срочно требуется ехать. Что делать? Достаточно распространена среди автомобилистов помощь в виде «прикуривания». Но нужно уметь правильно это делать.
Припаркуйте автомобиль близко, но так, чтобы исключить электрический контакт машин.
Поставьте машины на ручной тормоз, отключите все электроприборы
Соедините проводом плюсовые полюса аккумуляторов
Другим проводом соединяем минус «помощника» и любую некрашенную деталь «пострадавшего» автомобиля. Нельзя напрямую соединять минус с клеммой разрядившейся батареи, т.к. исправный аккумулятор тут же пострадает.
Проверьте, что провода лежат безопасно и не касаются подвижных частей
Заведите двигатель «помощника» на 5-10 мин, затем глушите его и проверяете, заводится ли разряженный аккумулятор. Нет — повторите процедуру снова, да — отсоедините провода.
Запомните:
Нельзя прикуривать при температуре минус 15 и ниже
Ни в коем случае не касайтесь проводов, во избежание получения ожогов
Прикуривать можно только тогда, когда вы твердо уверены, что разрядившийся аккумулятор исправен. В противном случае может произойти взрыв.
Не нужно прикуривать внедорожники от небольших маломощных машинок, это просто убьет их батарею.
Для прикуривания необходимо приобрести специальные провода: толстые, гибкие, цветные, с ребристыми зажимами на конце, без всяких накруток и самодельных клемм.
«Прикуривание» официально не разрешено производителями автомобилей, поэтому в случае каких-либо неблагоприятных последствий этого процесса, вы рискуете остаться без страховки, и автомобиль может быть снят с гарантии.
Пользуясь этими несложными советами, вы без труда сможете при необходимости зарядить свой аккумулятор. Для предотвращения неприятных ситуаций возьмите себе за правило — регулярно проверять зарядку батареи.

Как правильно зарядить аккумулятор автомобиля зарядным устройством

front-rear.jpg

Зарядка постоянным током эффективнее, но требует контроля, а зарядка постоянным напряжением заряжает АКБ только на 80%. В идеале методы комбинируются с помощью автоматического зарядного устройства.

Зарядка постоянным током

  • Ток зарядки не должен превышать 10% номинальной емкости аккумулятора. Значит, для АКБ емкостью 72 Ампер-час потребует ток силой 7,2 ампера.
  • Первый этап зарядки: довести напряжение батареи до 14,4 В.
  • Второй этап: снизить ток в два раза и продолжить зарядку до напряжения в 15В.
  • Третий этап: снова снизить силу тока в два раза и заряжать до того момента, когда индикаторы ватт и ампер на зарядном устройстве перестану изменяться.
  • Поэтапное снижение тока исключает риск того, что автомобильная батарея «закипит».

Зарядка постоянным напряжением

Тут всё гораздо проще. Нужно лишь установить напряжение в пределах 14,4–14,5 В и ждать. В отличие от первого метода, с помощью которого можно полностью зарядить АКБ за несколько часов (порядка 10), зарядка постоянным напряжением длится около суток и позволяет восполнить ёмкость аккумулятора лишь до 80%.

Как правильно подключить крокодилы зарядного устройства к клеммам аккумулятора

Техника безопасности

Минусовой вывод отключают перед зарядкой батареи, так как он подключен к бортовой сети и кузову автомобили. Если первой отключать плюсовую клемму и случайно коснуться кузова или металла на двигателе, то можно спровоцировать короткое замыкание.

Зимой электролит может замерзнуть до состояния льда. Поэтому в холода аккумулятор переносят в тёплое помещение, дают отогреться и потом уже заряжают.

Чем меньше ток зарядки, тем аккумулятор зарядится более полно, однако это займет больше времени.

Заряжать аккумулятор в домашних условиях не рекомендуется. Лучше делать это в гараже или в хорошо проветриваемом нежилом помещении. Курение, открытый огонь, искрение по близости с АКБ не допустимы.

Зарядное устройство сначала подключается к батарее, и только потом включается в сеть. Красный провод крепят к плюсу, а черный к минусу. Аккумулятор лучше всего снять с автомобиля.

Зарядное устройство сначала подключается к устройству, и лишь после этого оно включается в сеть.

Пробки каждой банки у обслуживаемого аккумулятора откручиваются. Что делать с необслуживаемым АКБ указано в инструкции.

Кислотные потеки удаляют влажной ветошь, смоченной в содовом растворе (20 грамм соды на 200 миллилитров воды)

До и после заряжания проверьте уровень электролита. Если уровень ниже нормы, долейте дистиллированную воду.

Как связана плотность электролита и температура замерзания

Нормальная плотность электролита в АКБ равна 1,27. При дальнейшем увеличении плотности электролит распадается на воду и кислоту. Вода в свою очередь закипает при прохождении тока и может разорвать аккумулятор, забрызгав все вокруг кислотой.

Правильное название процесса «кипения» электролита — пузырьковый барботаж, который происходит при восстановлении сульфата свинца из электролита. На отрицательном электроде из сульфата формируется собственно свинец, а на положительном происходит окисление до двуокиси свинца. Плотность электролита растет.

При разряде АКБ процессы протекают наоборот: свинец растворяется в электролите, а двуокись превращается в перекись. Плотность электролита снижается.

Интенсивный барботаж говорит о «болезни» батареи. Такой аккумулятор лучше заменить.

Таблица зависимости плотности электролита от заряда и температуры

Заряженная на 100% батарея имеет плотность электролита от 1,27 до 1,29 г/см3 и напряжение на клеммах от 12,3 до 12,9 V. Полностью разряженная батарея имеет плотность от 1,11 до 1,13 г/см3, а напряжение упадет ниже 11 V. Аккумулятор с напряжением ниже 11В – это практически покойник!

Сульфатация пластин АКБ

Образование крупных кристаллов сернокислого свинца на поверхности и стенках батареи называется сульфатацией. Процесс вредный и приводит к уменьшению емкости аккумулятора. В современных зарядных устройств предусмотрен режим десульфатации АКБ, позволяющий вернуть емкость в норму.

Причины сульфатации:

  • избыточная плотность электролита;
  • низкий уровень электролита;
  • частые и глубокие разряды аккумулятора;
  • длительное хранение в разряженном состоянии;
  • частые заряды током большой величины.

Зачем нужны зарядные устройства

Автомобильный генератор не всегда способен зарядить батарею полностью. Поэтому иногда требуется заряжать батарею зарядным устройством.

brick2.jpeg

Дополнительная информация:

  • Как выбрать зарядное устройство для аккумулятора автомобиля
  • Часто задаваемые вопросы по зарядным устройствам
  • Провода прикуривания для аккумулятора
  • Как подготовить автомобиль к зиме
  • Как разморозить замок и двери автомобиля

Есть вопрос. Как зарядить аккумулятор автомобиля?

Автомобиль делает нашу жизнь комфортнее и наполняет ее разнообразными эмоциями. Избежать неожиданностей помогает знание устройства автомашины и происходящих в ней процессов.

Виды аккумуляторов для автомобиля
Как проверить текущий заряд АКБ на автомобиле
  • Встроенный индикатор
  • Диагностика нагрузочной вилкой
  • Зарядное устройство
  • Мультиметр
  • Тестер
Когда аккумулятор машины необходимо заряжать
Сколько по времени нужно заряжать аккумулятор автомобиля
Способы зарядки аккумулятора авто
  • Зарядка аккумулятора с помощью постоянного тока
  • Зарядка АКБ постоянным напряжением
Соблюдаем технику безопасности
  • При обслуживании АКБ
  • При снятии АКБ
  • При установке АКБ
Как зарядить аккумулятор авто от другой машины
Как заряжать АКБ с помощью зарядного устройства
Можно ли заряжать аккумулятор, не снимая его с автомобиля
Подведем итоги

Осень и зима — это такие времена года, когда автолюбители начинают хорошо разбираться в аккумуляторах. Почему? Холодная и сырая погода обостряет внешние признаки неисправности автомобильных аккумуляторных батарей (далее АКБ), которые влияют на работоспособность автомобильных систем:

  • не удается запустить двигатель после стоянки автомобиля;
  • стеклоподъемники стали медленнее работать;
  • световые приборы на дисплее светят тусклее;
  • кондиционер начинает самостоятельно отключаться;
  • музыкальный комплекс при увеличении громкости может выключаться;
  • неадекватная, замедленная реакция при снятии с режима охраны автомобильной сигнализации.

Это признаки того, что аккумулятор разряжен, и обусловлено это тем, что средний срок беспроблемной эксплуатации автомобильного аккумулятора составляет 3–4 года, после чего уже не получается полностью зарядить АКБ автомобильным генератором.

Если аккумулятор качественный, система зарядки аккумулятора в машине исправна, а вы за это время не допускали глубокой разрядки аккумулятора, то он может прослужить 7 лет и более. Гарантия же на дешевые аккумуляторные батареи составляет всего 1 год с даты покупки.

Признаки умирающего аккумулятора должны побудить вас к действиям по диагностике аккумулятора и принятию решения о его зарядке или замене. Если не сделать это вовремя, то, как это обычно случается, в самый неподходящий момент у вас не получится открыть с брелока машину или самостоятельно запустить двигатель, а это потеря времени и нервов.

Виды аккумуляторов для автомобиля

В качестве ликбеза напомним, что аккумулятор — один из важных элементов оборудования автомашины, в системе электропитания он является источником энергии и решает следующие задачи:

  • подача энергии на стартер для запуска двигателя;
  • обеспечивает током электроприборы при неработающем двигателе;
  • участвует в питании электроприборов при работающем двигателе.

Принцип работы аккумулятора прост: при замыкании электрической цепи в АКБ начинается химическая реакция, которая преобразуется в электрическую, при подключении нагрузки (запуск двигателя, фары, магнитола и др.) она расходуется, а при подаче постоянного напряжения (при работе двигателя и генератора) она накапливается на пластинах аккумулятора. Процесс зарядки и разрядки АКБ происходит многократно.

Конструктивно аккумулятор представляет собой контейнер, состоящий из 6 секций, в каждой находится по 2 свинцовые пластины (положительная и отрицательная) и электролит (жидкость, которая проводит электрический ток).

Наиболее распространено использование кислотных аккумуляторов, в которых электролитом служит раствор серной кислоты. В более старых моделях аккумуляторов использовалась сурьма для укрепления свинцовых пластин, это покрытие быстро осыпалось и требовало постоянного замера уровня электролита и доливания дистиллированной воды. Вместо сурьмы в более современных материалах используют кальций. Достоинства кальциевых аккумуляторов в том, что они не требуют обслуживания в процессе эксплуатации и разряжаются гораздо медленнее сурьмянистых аккумуляторов. Однако их стоимость значительно выше, также они чувствительны к перепадам напряжения.

Существуют гибридные модели автомобильных аккумуляторов, на разных электродах которых используются и сурьма, и кальций. Они имеют усредненные показатели пускового тока и энергоемкости, более устойчивы к перепадам напряжения, чем кальциевые, и продаются по более низким ценам.

Если вместо серной кислоты используется раствор щелочи, аккумулятор называется щелочным. Такие аккумуляторы используются в основном на специальной технике, в грузовых машинах.

Емкостью АКБ называется показатель объема энергии, которую аккумулятор способен накапливать, хранить, отдавать, считается в ампер-часах.

Номинальную емкость (теоретическое значение заряженной АКБ) вы увидите на этикетке корпуса аккумуляторов автомобилей. Реальная же емкость может быть в диапазоне 80–110 % от номинальной, но обычно она меняется в сторону уменьшения на протяжении всего срока эксплуатации батареи. От емкости зависит время вращения стартера для запуска двигателя, и при покупке нового аккумулятора нужно выбрать аккумулятор, соответствующий объему двигателя вашего автомобиля.

Вес АКБ порядка 16 кг — это необходимо учитывать, если решите снять и зарядить автомобильный аккумулятор.

Для простого автовладельца этих теоретических знаний будет достаточно. Важно понимать, является ли ваш аккумулятор обслуживаемым (малообслуживаемым, гибридным) или нет, то есть требуется ли откручивать пробки с секций контейнера АКБ и доливать воду. Эксплуатация необслуживаемых аккумуляторов удобнее — установили и пользуетесь, долив воды не требуется, крышки для залива воды отсутствуют, при необходимости заряжать необслуживаемый аккумулятор можно.

Состояние или пригодность к эксплуатации аккумуляторной батареи автомобиля определяется по следующим позициям:

  • Герметичность корпуса АКБ: аккумулятор должен быть целым, не иметь трещин в корпусе, очищен от пыли и грязи (при необходимости протрите корпус раствором соды 10%), пробки крышки (при наличии) должны быть полностью вкручены. Если корпус аккумулятора имеет механические повреждения (они могли произойти, например, в результате ДТП), его необходимо срочно заменить.
  • Уровень электролита визуально проверяется на обслуживаемых АКБ с выкрученными крышками, и при необходимости через них заливается вода до уровня специальных меток.
  • Плотность электролита показывает степень разряженности батареи и проверяется на обслуживаемых АКБ с выкрученными крышками и должна составлять 1,27 г/см3.
  • Состояние свинцовых пластин проверяется на обслуживаемых АКБ с выкрученными крышками — образовалась ли накипь, это признак процесса сульфатации пластин, препятствующая пропусканию тока из-за низкого уровня воды или низкой плотности электролита.
  • Напряжение на клеммах АКБ, которое говорит о исправности бортового электрооборудования и состоянии аккумулятора.

На практике аккумулятор проверяется в двух случаях: при покупке нового и при проявлении проблем.

Ранее мы рассказывали:

Стартерпак автомобилиста. Какие полезные мелочи и инструменты должны быть в машине у каждого

Как проверить текущий заряд АКБ на автомобиле

Заряженный аккумулятор выдает напряжение порядка 12 В. По критериям отечественных производителей низким зарядом считается 70% емкости, а по некоторым зарубежным — 50%, что скорее всего обусловлено климатическими условиями: при наших суровых зимах разряженный аккумулятор не запустит двигатель.

При выключенном двигателе напряжение на клеммах АКБ должно быть 12,6–12,9 В. Если показания тестера будут менее 12,05 В (70%), то аккумулятор явно недозаряжен и необходимо или зарядить АКБ, или заменить. Напряжение 11,95 В (10%) и 11,7 (0%) является критичным для АКБ — частые глубокие разрядки приведут к выводу аккумулятора из строя, т. к. свинцовые пластины при этом осыпаются и вызывается короткое замыкание.

Есть несколько способов проверки заряда батареи:

  • при помощи индикатора, вмонтированного в АКБ (при наличии);
  • нагрузочной вилкой;
  • аккумуляторным зарядным устройством (ЗУ);
  • мультиметром;
  • диагностическим тестером.

Встроенный индикатор

Некоторые аккумуляторы оснащены встроенным индикатором заряда. Индикатор позволяет вам примерно оценить уровень заряда и уровень электролита, визуально наблюдая через глазок индикатора изменение его цвета. Глазок размещен на верхней панели батареи. Информация о цветах, соответствующих уровню заряда и уровню электролита (норма или нет), нанесена на корпус АКБ рядом с глазком.

Диагностика нагрузочной вилкой

Самый точный способ. Производится в профессиональных сервисных центрах с поддержанием температуры электролита 20–25°, когда оценивается уровень заряда АКБ без нагрузки и под нагрузкой, создаваемой прибором измерения, имитирующей работу стартера при запуске двигателя. Оценивается, насколько разрядился аккумулятор и насколько он восстановился. Нормальным считается падение напряжения до 10 В, если ниже — то следует подзарядить аккумулятор.

Зарядное устройство

Стандартное зарядное устройство также позволяет точно измерить уровень заряда АКБ. Для этого необходимо подключить ЗУ — провода зарядного устройства подсоединяются к клеммам аккумулятора, и на шкале прибора стрелкой или цифрами будет отображено текущее значение заряда. Важно помнить, что в момент проверки зарядное устройство не включается в электрическую сеть — она требуется для зарядки АКБ.

Мультиметр

Недорогой мультиметр показывает точные значения уровня заряда батареи в состоянии покоя, для этого:

  • выключаем зажигание на автомобиле;
  • устанавливаем на мультиметре значение 20 В;
  • подсоединяем металлические концы (щупы или зажимы) проводов прибора к клеммам АКБ в соответствии с полярностью (красный к «плюсу», черный к «минусу»);
  • сравниваем показания прибора с таблицей и определяем состояние аккумулятора.

Тестер

Электронный тестер аккумуляторных батарей использует самые передовые технологии для тестирования аккумулятора (уровень заряда, состояние пластин) стартера, генератора. С помощью электронного тестера можно сделать вывод, что проблемы не с аккумулятором, а в генераторе или электрической проводке, если при работающем двигателе на клеммах АКБ меньше 14,0–14,4 В.

Когда аккумулятор машины необходимо заряжать

При исправности аккумулятора и системы электропитания вы даже не думаете о его существовании. Система электропитания автомобиля в автоматическом режиме поддерживает заряд АКБ на должном уровне.

Заряжают автомобильный аккумулятор, если:

  • в ходе профилактического осмотра по показаниям приборов выяснится, что значения заряда ниже предусмотренных значений;
  • появляются признаки (проблемы), описанные в начале статьи, делающие эксплуатацию автомашины некомфортной (завести двигатель не получается, не работает охранная сигнализация, отключаются магнитола, кондиционер и др.).

Если на панели приборов автомобиля загорелся символ (лампочка) аккумулятора, то это не означает проблему с АКБ — она в этот момент, скорее всего, полностью исправна. Это сигнализация обрыва в бортовой электрической сети:

  • либо механическое повреждение проводов, соединений, передаточных элементов (ремня генератора, подшипников, обмоток, щеток и др.);
  • либо неисправность генератора или других электронных компонентов.

Но мы понимаем, что в этой ситуации отсутствует зарядка АКБ, т. е. происходит его разрядка, и аккумулятор во время движения автомобиля полностью разрядится примерно через 4 часа. Поэтому нельзя допускать разрядки АКБ — в экстремальной ситуации, например, зимой в загородной поездке, это может привести к фатальным последствиям.

При проверке первоначально разряженного и внешне исправного аккумулятора большинство автомобилистов заряжают аккумулятор и смотрят, как стабильно он работает и долго держит напряжение. Если после зарядки АКБ к его работе нареканий нет, то продолжаем его использование, если нет — то покупаем новую батарею.

Сколько по времени нужно заряжать аккумулятор автомобиля

На вопрос, за сколько часов батарея зарядится, нет однозначного ответа — время зависит от способа зарядки, характеристик и состояния аккумулятора.

Ускоренная зарядка батареи составит 20 минут и более, а зарядка постоянным током составит порядка 12 часов или может даже занять сутки.

Мощный аккумулятор зарядится за большее время по сравнению с АКБ меньшей емкости, а старый аккумулятор с поврежденными пластинами (при сульфатации АКБ теряет емкость) будет заряжаться быстрее, чем такой же, но в более хорошем состоянии.

Учитывайте, что при отрицательных температурах электролит замерзает и на его зарядку потребуется на 25–50% больше времени. При коротких поездках батарея может не зарядиться и не компенсировать расход на запуск двигателя, и после нескольких запусков АКБ разрядится и не запустит двигатель. В теплом помещении батарея оттаивает за 2–4 часа. Во избежание повреждения батареи не ускоряйте процесс ее оттаивания.

Способы зарядки аккумулятора авто

Правильную зарядку АКБ можно выполнить тремя способами:

  • Зарядка АКБ постоянным током — применяется при глубоком разряде батареи.
  • Зарядка АКБ с постоянным напряжением — используется при подзарядке частично разряженной батареи.
  • Ускоренная зарядка АКБ — используется для неполного, быстрого восстановления батареи, достаточного для запуска двигателя. С помощью пуско-зарядного устройства подается увеличенное значение тока, автоматический режим Boost. Другой вариант — выставить вручную значение на 30% больше обычного тока зарядки, но это может отрицательно отражаться на состоянии пластин АКБ.

Зарядка аккумулятора с помощью постоянного тока

Этот способ позволяет максимально восстановить емкость батареи, но при этом у вас не получится произвести его автоматическую зарядку по принципу «подключил и забыл» — придется через каждые 1,5–2 часа совершать ручные манипуляции в соответствии с регламентом, и этот процесс займет максимальное количество времени по сравнению с другими способами.

Неудобство доставляет необходимость на каждом из трех этапов вручную регулировать силу тока на зарядном устройстве и контролировать напряжение АКБ по мультиметру, а также сильное газовыделение в конце процесса.

На обслуживаемых АКБ для газовыделения выкручиваются пробки и укладываются (не вкручиваются) обратно на отверстия (для экономии потерь электролита при его испарении). У необслуживаемых автомобильных аккумуляторов снимается заглушка газоотводного отверстия.

Выставляется сила тока заряда 1/10 от емкости батареи, а напряжение заряда в интервале 13,8–14,4 В (точное значение будет зависеть от силы тока и состояния АКБ). Для необслуживаемых аккумуляторных батарей силу тока устанавливают 1/20 — чтобы при кипении электролита корпус не разорвался. И эта сила тока должна поддерживаться до достижения напряжения 14,4 В, что соответствует моменту резкого увеличения электролиза воды (распад на кислород и водород), после чего следует уменьшить ток заряда в два раза.

После увеличения напряжения на АКБ до 15 В ток снижается еще в 2 раза. У необслуживаемых АКБ значение напряжения должно быть 16,3–16,4 В (разница из-за состава сплавов решетки и электролита). Если примерно через 2 часа напряжение и ток зарядки остаются постоянным, а в аккумуляторе наблюдается активное газовыделение, то процесс зарядки прекращается, пробки вкручиваются в отверстия.

Зарядка АКБ постоянным напряжением

На современных зарядных устройствах применяется именно способ постоянных напряжений в режиме автоматической зарядки, который позволяет восстановить около 90% емкости аккумулятора.

Полнота зарядки зависит от подаваемого на АКБ напряжения, ток изменяется автоматически и в начале процесса может даже нагреть и вывести из строя батарею, а в конце его значение стремится к нулю. Зарядное устройство само снижает ток до безопасных величин.

За сутки зарядное устройство восстановит 12 В АКБ при подаче напряжения:

  • 14,4 В на 75–85%;
  • 15 В на 85–90%;
  • 16 В — практически полностью.

Но зарядка при 15 и 16 В используется профессионалами, т. к. велики риски из-за интенсивного выделения газов. Внимательно читайте инструкцию по эксплуатации вашего аккумулятора и зарядного устройства.

Ранее мы рассказывали:

Как доказать свою правоту на дороге? Топ-7 лучших видеорегистраторов в 2022 году

Соблюдаем технику безопасности

При обслуживании АКБ

Зарядку АКБ желательно производить в хорошо проветриваемом техническом помещении, а не в жилом, из-за выделяющегося в ходе зарядки опасного для здоровья человека сернистого газа и хлористых соединений кислорода. Также выделяется и водород, в связи с чем для избежания взрыва запрещается в этом же помещении производить работы, связанные с открытым пламенем и искрами (электросварка, резка металла и др.).

При добавлении дистиллированной воды в электролит — образуется едкая, вредная для человека и для одежды разбавленная серная кислота, поэтому при обслуживании АКБ следует работать в перчатках и защитных очках. Не наклоняйте аккумулятор под углом более 45°. При работе снимите часы и кольца, чтобы случайно не получилось короткое замыкание и не возникло поражение электрическим током.

Не используйте самодельные и некачественные автоматические зарядные устройства. Обращайте внимание на температуру корпуса АКБ, и, если она значительно нагрелась (более 40°), прекратите ее дальнейшую зарядку, батарея может быть повреждена или взорваться.

При температуре воздуха свыше +25° процесс зарядки АКБ необходимо контролировать, т. к. при зарядке электролит также нагревается.

При снятии АКБ

Прежде чем снять батарею для зарядки или замены, выключите зажигание и отключите все потребители энергии. Снимите кабели электропитания с клемм на выводах АКБ, начинайте с клеммы «минус».

При установке АКБ

Аккумулятор должен быть чистый, без подтеков электролита и трещин на корпусе. Установите аккумулятор в штатное место в соответствии с направлением полярности клемм и надежно зафиксируйте штатным креплением. Выводы АКБ и кабельные наконечники машины при необходимости зачистите мелкой наждачной бумагой и смажьте техническим вазелином («Литол-24»), их подсоединение начинайте с клеммы «плюс». Проведите проверку работоспособности, включив стартер длительностью не более 10 с для запуска двигателя. Если с трех попыток с интервалом в одну минуту двигатель не завелся — целесообразно дальнейшие попытки прекратить и искать причину.

Об аккумуляторных батареях рассказано много поучительных историй и анекдотов, вот один из них для поднятия настроения:

Юлия: Как правильно заряжать аккумулятор зарядным устройством?

Андрей: Полярность не путать.

Александр: Ты посмотри от ЗУ инструкцию, вроде, если полярность правильная, то должны загореться индикаторы заряда.

Сергей: А если неправильная, то должен загореться аккумулятор.

Как зарядить аккумулятор авто от другой машины

В ситуации, когда автомобиль не заводится из-за севшего аккумулятора, эффективной окажется помощь водителя рядом расположенной машины («донора») при условии, что у кого-то из вас есть стартовые (пусковые) провода (провода для «прикуривания»). Этот способ среди автомобилистов называется «прикуривание» или по-правильному — процесс запитывания бортовой сети автомобиля с разряженным аккумулятором от автомобиля-донора с помощью пусковых проводов.

Стартовые провода представляют собой 2 провода с металлическими зажимами (прищепками или, на бытовом языке, «крокодилами») на концах, один провод в изолирующей оплетке красного цвета (это «плюс»), другой — черного (это «минус), также символы полярности (»+» и «-») нанесены на зажимы.

Кабель Fubag Smart
Cable 320

Смотреть товар

Способ «прикуривания» самый быстрый и простой для реанимации АКБ и представляет собой следующий алгоритм:

  • Автомобили располагаются так, чтобы пусковые провода дотягивались до их аккумуляторов.
  • У обоих автомобилей должны быть заглушены двигатели и отключены все потребители электричества (магнитола, фары, подогрев и др.), выводы АКБ должны быть очищены от грязи.
  • Соблюдайте порядок подключения клемм — первым подключается красный провод к клемме «плюс» вашей севшей АКБ, а затем к клемме «плюс» АКБ автомобиля-донора.
  • Вторым подключается черный провод к клемме «минус» АКБ автомобиля-донора, а другой конец провода подключается к неокрашенной металлической части (лучше двигателя) вашего автомобиля с севшей АКБ.
  • Пытаемся завести авто (запустить двигатель) вашего автомобиля с севшей АКБ, так как мы создали общую электрическую сеть с рабочим аккумулятором машины-донора, при этом ее двигатель заглушен.
  • После успешного запуска отключаем стартовые провода и свою машину не глушим. Отключение проводов производится в обратной последовательности: сначала черный (минусовой), а затем красный (плюсовой).
  • Для подзарядки своего аккумулятора дайте автомашине поработать примерно полчаса на холостом ходу или сразу же поезжайте на ней по своим делам.
  • В зимних условиях успешному запуску двигателя способствует обязательное выжимание педали сцепления в машине с механической коробкой переключения передач в момент прокручивания стартера — для исключения дополнительной нагрузки на него загустевшего масла КПП.

Кабель Fubag Smart
Cable 320

Смотреть товар

Обычно после первого такого события автолюбитель покупает собственные провода, и они всегда находятся в багажнике, благо стоят они недорого и места занимают мало.

При покупке проводов лучше выбрать многожильный медный провод (у него меньше потери тока) диаметром около 9 мм для легкового автомобиля и длиной 1,5 — 3 м, позволяющей дотянуться от вашего аккумулятора к аккумулятору соседа.

Донором может послужить не только другой автомобиль с АКБ, но и просто аккумуляторная батарея (без автомобиля), а также специально предназначенный для запуска мотора мощный литиевый аккумулятор компактного размера («бустер»).

Использовать данный метод следует не всегда, а только когда вы уверены, что ваш автомобиль исправен и «прикуривание» не причинит вашей машине вред:

  • изучите руководство по эксплуатации своего автомобиля, особенно современного, для избежания причинения вреда электронике обеих машин;
  • в электрике есть явные проблемы (греются или оплавляются провода, скачет напряжение, сбоит охранная система и др.);
  • напряжение в бортовой сети обоих автомашин должно быть одинаковым (у большинства оно составляет 12 В, но встречаются и с 24 В);
  • использование некачественных, тонких стартовых проводов может привести к их нагреву, оплавлению изоляции и, возможно, пожару.

При подключении, отключении стартовых проводов необходимо соблюдать аккуратность. Если при манипуляциях с подключенными проводами коснуться «крокодилом» красного «плюсового» провода металла любой из машин, то произойдет короткое замыкание, сопровождающееся эффектными вспышкой, хлопком, оплавлением металла, которое приведет перегоранию предохранителей, а если не повезет, то к выводу из строя проводки, электронных блоков управления и др.

Надо быть готовым, что в современных автомобилях для доступа к аккумулятору может потребоваться частичное снятие защитных конструкций (кожухов, крышек и т. п.).

Тем не менее «прикуривание» автомобиля — эффективная, применяемая всеми автомобилистами процедура, не несущая угроз автомашинам, при соблюдении техники безопасности.

Помните, что автомобиль-донор тоже подвергается опасности, и «прикуривание» необходимо производить на автомобиле с заглушенным двигателем.

Как заряжать АКБ с помощью зарядного устройства

Для начала надо выбрать зарядное устройство, соответствующее вашему аккумулятору.

Зарядное устройство — это «выпрямитель», который преобразует переменный ток 220 В в постоянный, от 6 в до 24 В (в зависимости от модели), в корпусе с проводом и вилкой для подключения к сети 220 В и двумя проводами с зажимами для подключения к АКБ.

Зарядное устройство приобретается из расчета ваших потребностей: по значению номинального напряжения (6 В для мопедов, 12 В для легковых автомашин, 24 В для гибридных легковых автомашин и грузовиков) и по значению номинальной емкости, соответствующей емкости вашего аккумулятора. Для многих аккумуляторов 12 В выходное напряжение должно быть 16 В. Значение тока подбирается не менее 0,1 от номинальной мощности, а лучше с небольшим запасом. Большинство ЗУ сами подбирают ток, но наличие ручных регулировок позволит вам подобрать оптимальный режим зарядки самостоятельно.

Для описанных ранее свинцово-кислотных АКБ (тип WET) с жидким электролитом (водный раствор серной кислоты) подойдут все виды автомобильных зарядных устройств.

Для АКБ, где вместо жидкого электролита используется серная кислота в связанном виде — пропитанное стекловолокно (АКБ тип AGM) или гель (АКБ тип GEL) — необходимо приобретать специальные или универсальные ЗУ.

Для зарядки аккумулятора используются зарядные устройства с подключением к электрической сети. Почти все современные ЗУ имеют защиту от перегрева, скачков напряжения и неправильного подключения зажимов к клеммам АКБ.

Зарядка АКБ происходит по следующей схеме:

  • аккумулятор очищается, пробки выкручиваются (заглушки вынимаются), проверяется уровень электролита, при необходимости доливается дистиллированная вода;
  • изучите инструкцию, выберите оптимальный режим заряда АКБ;
  • подключите провода АКБ и ЗУ: минус к минусу, плюс к плюсу;
  • включите ЗУ в сеть 220 В и установите выбранный режим зарядки;
  • в процессе зарядки периодически контролируйте процесс;
  • по окончании зарядки отсоедините ЗУ от сети и АКБ, вверните пробки.

Как зарядить аккумулятор автомобиля

Как зарядить аккумулятор автомобиля

В привычных условиях эксплуатации аккумулятор автомобиля заряжается сам во время движения. Но достаточно уйти в магазин и забыть выключить фары или, например, неправильно подключить сигнализацию — и вполне себе можно остаться с разряженным аккумулятором. И что делать?

Да, есть специальное зарядное устройство (ЗУ). Но ведь ещё надо знать, как им пользоваться.

Как зарядить аккумулятор автомобиля самостоятельно и сделать это без ошибок?

Для зарядки батарею можно даже не снимать с машины. Главное — не курить и не использовать другие очаги огня во время процесса. В теории это может стать причиной взрыва.

Как правильно заряжать аккумулятор с помощью ЗУ?

Для начала следует подготовить батарею:

  • удалить с клемм пыль и смазку;
  • осторожно открутить крышки и в каждой банке при помощи ареометра измерить уровень электролитической жидкости, обращая пристальное внимание на её цвет и прозрачность;

Если жидкость тёмная или в ней присутствуют хлопья — значит в батарее часто происходит короткое замыкание пластин. Такая АКБ зарядке не подлежит. К зарядке можно переходить только тогда, когда жидкость абсолютно прозрачна.

  • перед тем, как зарядить аккумулятор автомобиля зарядным устройством, нужно подсоединить его клеммы к разъёмам ЗУ, обращая внимание на полярность.

Помните: включать в сеть ЗУ можно только при уже подключенных к батарее клеммах!

  • затем нужно выставить нужную величину тока, следите, чтобы ток был равен 1/10 от ёмкости аккумулятора;

К примеру, для ёмкости в 65 А-ч, ток на ЗУ нужно установить в 6.5А. Но если аккумулятор сел полностью, этот показатель следует уменьшить в 4 раза — до диапазона 1.5А…2А.

Очень важно в процессе зарядки постоянно контролировать направление движения стрелки на амперметре ЗУ — она должна двигаться к нулевому значению. В противном случае следует уменьшить подаваемый ток. Если стрелка стоит на месте около 2-х часов — значит аккумулятор зарядился на 100%.

Как долго следует заряжать аккумулятор зарядным устройством?

Для ответа на этот вопрос нужно выяснить, какой метод зарядки используется:

  • Постоянным током. Именно этот способ зарядки током, равным 10% от ёмкости АКБ, мы описали выше. Весь процесс занимает около 10…12 часов. Время зависит от типа зарядного устройства и глубины разряда. Уменьшение зарядного тока ведёт к увеличению времени. Для этого метода важно постоянно корректировать силу тока, чтобы его финальная стадия из-за интенсивного нагревания электролита не привела к так называемому «кипению» и, как следствие — к короткому замыканию.
  • Постоянным напряжением. Этим способом батарея заряжается намного дольше (13…24 часа), и к тому же, он не способен обеспечить полный заряд АКБ (а только на 85-90%). Зато такие ЗУ автоматически отключаются по окончании зарядки (что не требует постоянного человеческого присутствия) и считаются наиболее безопасными для окружающих и щадящими для аккумуляторных устройств. В идеале напряжение аккумулятора должно составлять 14,4В.
  • Комбинированным методом. Каждый из двух описанных выше способов зарядки имеет свои недостатки и преимущества. Поэтому современные зарядные устройства используют комбинированный метод, при котором аккумуляторная батарея сначала заряжается постоянным током, а затем переключается на зарядку постоянным напряжением. Это позволяет зарядить устройство полностью и исключить процесс кипения.

Электролит имеет свойство постепенно испаряться, особенно летом, когда температура воздуха существенно повышается. Проверяйте периодически его уровень и плотность, чтобы пластины на открытом воздухе не разрушались. И теперь, когда вы знаете, как правильно заряжать аккумулятор, не пользуйтесь им при выключенном двигателе — это ведёт к быстрой разрядке.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *