Sprint-Layout – программный пакет для проектировки печатных плат
Sprint Layout – САПР топологии печатных плат. Приложение предлагает десятки инструментов для проектирования плат: добавление радиоэлементов, дорожек, мест пайки, сверления. Профессионалов порадует функция подготовки печати на прозрачных плёночных материалах, поддержка слоёв. Работа с файлами Gerber и HPGL расширяет сферы применения Sprint-Layout: позволяют выполнять фрезерование на ЧПУ прямо из макета.
Возможности программы
Последняя версия Sprint-Layout содержит обширную библиотеку компонентов для выполнения поверхностного (SMD) или классического дырочного монтажа. Элементы в панели инструментов структурированы, расположены в порядке востребованности от самых используемых. Интерфейс программы переведён на русский язык, что облегчит её освоение и эксплуатацию.
Инновационная технология сглаживания делает чертёж реалистичнее даже при масштабировании. Автоматическая привязка к сетке и элементам платы повышают точность рисования соединений, перекрестие отображает координаты расположения курсора.
Официальный сайт предлагает купить приложение за $49, у нас можно бесплатно скачать Sprint-Layout 6 на русском языке (фактически это версия 5.0, переведенная на русский).
Сетка с мелкой ячейкой позволяет работать с тончайшими структурами благодаря изменению масштаба сетки до 1 мкм (выбирается цифрами 1 – 9). Мастер компоновки автоматически создаст макет платы после расстановки посадочных мест под радиокомпоненты: резисторы, транзисторы, конденсаторы, микросхемы с заданными параметрами форм. Благодаря функции использования шаблонов можно скопировать плату, имея фото или отсканированный макет.
Спринт-Лейаут работает с шестью слоями: контурные, медные слои и трафарет. Для многослойных плат доступны два дополнительных слоя, один из которых – контурный.
Sprint-Layout экспортирует проекты:
- Формат Gerber для передачи проекта на производство, например, фабрику.
- Графический документ (BMP, JPG) – вставить как картинку.
- Excellon позволяет создавать контуры плат для их вырезания на станке с ЧПУ.
Сохранить проект в PDF напрямую нельзя, сначала придётся экспортировать его в графический формат, из него – в PDF через соответствующую программу, например, doPDF.
Как установить ПО
По прямой ссылке внизу расположена русская версия Sprint-Layout v6.0 – кликните по ней, и через десяток секунд приложения появится на компьютере.
Нет смысла искать торрент-клиент для загрузки программы, ведь она занимает менее 10 МБ.
- Запустите скачанный файл-установщик двойным кликом.
- При появлении запроса от UAC либо системы безопасности, подтвердите выполнение приложения.
- Примите условия эксплуатации Sprint-Layout 6, укажите каталог для распаковки файлов, места создания ярлыков.
Распаковка занимает десяток секунд.
Системные требования
Программа работает на Windows XP, 7, 8, 10, 11 любой разрядности. Версии для Mac OS, дистрибутивов Linux (Fedora, Ubuntu) не существует, как и 7-й версии программы.
Sprint-Layout 6 Rus запускается на старых компьютерах:
- Windows XP – 11 32/64 бит.
- Процессор – 1 ГГц.
- ОЗУ – 256 МБ.
- Свободное место – 50 МБ.
Как пользоваться (краткое описание интерфейса)
В панели слева собраны средства для рисования, разбитые по категориям: дорожки, контактные пятна, площадки, геометрические фигуры и прочие инструменты Перетаскивайте нужные элементы (пятачки – места контактов) в рабочую область, формируйте между ними связи, соединяйте элементы дорожками. Для добавления мест сверления подложки и формы контактов изменяйте свойства элементов «Пятачок».
В панели свойств расположены параметры и настройки выбранного элемента, их изменения отражаются на схеме в реальном времени. Селектор позволяет управлять свойствами одного компонента схемы или их группы.
Инструмент «Проверка условий» проведёт анализ разводки, оповестит о проблемах в схеме, например, о расположенных близко друг к другу отверстиях, просветах между контактами. Есть опции вращения элементов, присвоения им идентификаторов. Автотрассировщик ускорит создание сложных плат, он рисует дорожки самым оптимальным путём, препятствуя их пересечение. В режиме измерения вы можете определять расстояния и углы между компонентами.
Работу в Спринт-Лайот упрощают конструктор площадок, функции отображения перечня отверстий и элементов, печати макетов, планов сверления, сборки, их комбинаций. Есть функция заполнения неиспользуемых областей медью, позволяющая использовать травление для производства нарисованных плат. Опция просмотра фото покажет приблизительный вид разработки на завершающем этапе изготовления.
Макросы или как добавить собственный компонент
В программе можно создать макрос – элемент библиотеки компонентов, макет повторяющихся объектов (резисторов, транзисторов, диодов, микросхем). Пользоваться макросами в Sprint-Layout несложно.
- Кликните по иконке микросхемы справа вверху. Откроется панель «Макросы».
- Разверните раздел с нужным компонентом (может находиться в подразделе), и перетащите его на сетку.
Внизу панели отображается вид элемента.
Для сохранения макроса нарисуйте элемент, выделите его, вызовите команду «Сохранить макрос» через меню «Файл», введите имя объекта, нажмите Enter.
Элемент с названием файла, которое вы ввели на предыдущем шаге, появится в библиотеке (разделе) справа. Подробнее о макросах в программе читайте по ссылке.
В интернете полно курсов и уроков Sprint-Layout, которые научат начинающего радиолюбителя обращаться с программой, освоить её инструментарий.
Проблемы
При попытке открыть файл через Sprint-Layout часто появляется ошибка «ist keine sprint layout datei». Решений проблемы несколько:
- Используйте англоязычную версию программы.
- Переустановите приложение – откажитесь от портативной (portable) версии.
- Исключите кириллические символы из пути к файлу: переместите в корень диска, назовите английскими буквами сам объект и каталоги, которые к нему ведут.
Преимущества и недостатки программы
- Возможность добавлять элементы в библиотеку.
- Поддержка слоев.
- Работа с несколькими платами в одном документе.
- Поиск замкнутых цепей.
- Автоматическая трассировка.
- Измерения расстояний и углов.
- Фотовид для оценки внешнего вида и паяльной маски платы.
- Применение настроек «на лету».
Недостатки программы для печатных плат:
- Нельзя импортировать проекты с других приложений.
- Бедная библиотека.
- Не открывает несколько файлов параллельно.
- 5-я версия Sprint-Layout не открывает созданные в 6-й редакции файлы.
- Нельзя добавлять обозначения элементов на собственные макросы.
Аналоги
В качестве альтернатив Sprint-Layout попробуйте:
- DipTrace – программа для сквозного проектирования электросхем и электронных плат в автоматическом режиме.
- Eagle – средство для рисования и автотрассировки плат с богатой библиотекой компонентов, схожим со Sprint-Layout интерфейсом. Её особенность – откат последних действий.
- ExpressPCB – бесплатный инструмент, который упростит компоновку и проектирование печатных плат.
- Fritzing – средство для автоматизации прототипирования печатных плат на Linux, Mac OS, Windows.
- TARGET 3001! – CAD-проект для инженеров-электронщиков и радиолюбителей с огромной библиотекой элементов (свыше 36 000 шт).
- TinyCAD – двухмерный редактор электронных схем с открытым исходным кодом.
Sprint-Layout – виртуальный паяльник, инструмент для ручного проектирования и разводки несложных печатных плат радиолюбителями. Имеет богатую библиотеку элементов и вспомогательных функций, поддерживает формат Gerber.
Комментарии: 12
Кирилл 06.04.2022 в 07:04
С детства занимаюсь любительским радиомоделизмом, а сейчас ещё и подрабатываю ремонтом и сборкой радиотехники на заказ. Программа простт настоящий помощник, в ней содержатся множество инструментом для проектировария плат, можно указывать места сверления и пайки. Поддерживаются слои и прямая печать. Рекомендую всем радиолюбителям и профессионалам.
Анастасия 12.04.2022 в 13:01
сфере проектировки плат я пока новичок. Решила остановиться на программе Sprint-Layout. У программы достаточно понятный интерфейс, позволяет быстро разобраться. Порадовала простота и понятность использования. В программе хороший функционал. Порадовало наличие функции использования шаблонов и возможность проверить работоспособность платы с помощью инструмента “проверка условий”.
Игорь 06.04.2022 в 11:57
Для проектировщика плат, программа Sprint-Layout станет находкой, такой простоты в пользовании и легкости в целом я ни разу не находил. Всю основную работу по проектированию можно сделать в этой проге. Разобрался без особых проблем, поэтому мнение у меня сложилось исключительно положительное. Рекомендую Sprint-Layout смело и уверенно, одна из лучших.
Егор 07.04.2022 в 06:58
Я недавно стал использовать программу Sprint-Layout, идеальное решение для работы с платами, использовать удобно, все сделано основательно хорошо в этой проге, разобрался, что к чему быстро. От себя смело могу рекомендовать данную программу к пользованию, функционал, лично меня полностью устраивает, весьма обилен и проектирование плат проходит отлично.
Руслан 08.04.2022 в 07:15
Чем хороша эта прога, что она дает тебе возможность работать сразу с несколькими слоями платы – с маркировкой и проводниками. А еще она может спокойно различать дорожки с картинки, что конечно тоже является дополнительным плюсом. Отмечу, что программа имеет простой удобный интерфейс, который включает в себя только все самые необходимые для работы инструменты.
Максим 11.04.2022 в 07:39
С давних пор я увлекаюсь радиомоделизмом, программа упрощает весь процесс, отличная находка для тех кто делает платы на заказ или просто увлекается
Оксана 11.04.2022 в 10:02
Я в данной области новичок. Долго искала хорошую программу для работы. Программа Sprint-Layout стала просто настоящим открытием и спасением для меня. Отлично подойдёт для людей, работающих с платами. Максимальна проста в использовании и понимании. В ней можно сделать почти всю работу. Очень рекомендую Sprint-Layout. Лучшее, что я находила в этой области
СВЕТЛАНА 13.04.2022 в 14:34
Попробовав множество различных высококлассных инструментов для печатных плат, я обнаружила, что Sprint-Layout имеет лучший рабочий процесс и хорошо продуманные функции из всех них. Это простые вещи, которые делают Sprint-Layout намного проще в использовании и делают создание печатных плат очень быстрым. Я отправила почти сотню различных плат для изготовления из SL со 100% успехом (если не считать моих собственных ошибок при проектировании).
Генадий 14.04.2022 в 15:54
Программа достаточно полезная для работы . Благо системные требования не слишком высокие, так что пошло и на моём древнем компьютере. Интерфейс в целом интуитивно понятен, каких либо вопросов не возникало, а если и возникали, то ответы на них легко можно найти в интернете. Больше всего порадовала поддержка слоёв, это сильно упрощает работу. Автоматическая трассировка так же помогает экономить время.
Создание макросов в Sprint Layout
Макросы в Sprint Layout – не наборы команд, как в других программах. В САПР макросом называются элементы схем, сохранённые в библиотеке. К ним относят микросхемы, переключатели, радиокомпоненты, интерфейсы (разъёмы) их комбинации. Рассмотрим, как пользоваться макросами в Sprint Layout 6.
Просмотр доступных, добавление на схему
Для открытия доступа к библиотеке щёлкните по иконке микросхемы в горизонтальной панели инструментов. Появится новая панель, где собраны сотни сгруппированных макросов. Для добавления компонента на схему разверните раздел и подраздел, где тот расположен, и перетащите объект на схему. Появится окно с настройками элемента.
После клика по элементу ниже появится его внешний вид.
Макрос также можно перетаскивать из окна предпросмотра, вращать, инвертировать в зависимости от стороны платы, на которой размещается.
Добавление скачанных макросов
При отсутствии нужной микросхемы, конденсатора или иного компонента, его можно добавить в библиотеку самостоятельно либо скачать сборники макросов, затем – использовать в других проектах.
Макрос в Sprint Layout – это миниатюрный бинарный файл, который хранится в папке рядом с исполняемым файлом. Если решили скачать сборник компонентов, распакуйте архив с ними в отдельный каталог внутри папки «Makros», у нас это «Мои компоненты» – «Конденсаторы».
После перезапуска программы новые объекты библиотеки появятся в одноимённом подразделе.
Создание собственных макросов
Для добавления в библиотеку собственных элементов:
- Нарисуйте компонент в редакторе или выделите на схеме.
- Через пункт главного меню «Файл» вызовите команду «Сохранить как макрос».
- Введите имя компонента, под которым он будет отображаться в библиотеке, укажите путь к нему.
Если выберете каталог «Makros», компонент появится первым в списке, если в подкаталоге – он будет располагаться в соответствующем подразделе. Теперь вы сможете использовать макрос в новых проектах.
Курс по Sprint Layout 6. Часть 2 — Функции рисования. Макросы и библиотека компонентов
Функции рисованияВ первой части курса Sprint Layout мы познакомились с интерфейсом программы. Вторую часть курса начнем с того, что рассмотрим какие же функции предоставляет программа для рисования плат. Все элементы расположены на панели слева. Рассмотрим их. КурсорГорячая клавиша «Esc». Инструмент «по-умолчанию». Используется для выбора элементов на рабочем поле. Сброс любого инструмента в «Курсор» производится нажатием на правую кнопку мыши. МасштабГорячая клавиша «Z». Курсор принимает вид лупы. Нажатием на левую кнопку мыши на рабочем поле происходит увеличение масштаба платы, на правую — уменьшение. Также с зажатой левой кнопкой мыши можно выбрать участок платы, который необходимо увеличить. ДорожкаГорячая клавиша «L». Инструмент для рисования дорожки заданной ширины. Значение ширины (в мм) задается перед началом рисованием в специальном поле ниже: Кнопка слева открывает подменю часто используемых, так называемых «любимых» ширин дорожек. Можно добавить новое значение или удалить существующее: Примечание — Пункт добавления нового значения становится активным лишь в случае, если текущего значения ширины дорожки нет в списке. После установки ширины, выбрав инструмент «Дорожка», можно приступать непосредственно к рисованию дорожки. Для этого в рабочем поле следует выбрать точку, откуда будет начинаться линия, щелкнуть левой кнопкой мыши и вести линию в точку, где она должна заканчиваться. Вид изгиба дорожки перебирается нажатием клавиши «Пробел». Доступны пять вариантов: При нажатии клавиши «Пробел» с зажатой клавишей «Shift» перебор осуществляется в обратном порядке. В процессе рисования можно при необходимости фиксировать линию нажатием на левую кнопку мыши, формируя тем самым необходимую форму дорожки. Значение длины отображается для последних не зафиксированных сегментов. Зажав клавишу «Shift» можно временно сделать шаг сетки в два раза меньше, а зажав «Ctrl» — отключить привязку курсора к сетке. Зафиксировав последнюю точку дорожки, можно закончить рисование дорожки нажав на правую кнопку мыши. Дорожка завершается и курсор готов к рисованию следующей дорожки. При выборе нарисованной линии она подсвечивается розовым цветом и панель свойств меняет вид, отображая параметры дорожки: В этой панели можно изменить значение ширины линии, посмотреть ее длину, количество узлов и подсчитанный максимально допустимый ток. Примечание — Параметры расчета (толщина слоя меди и температура) настраиваются в разделе » Imax » основных настроек программы (см. первую часть цикла). Синими кругами отображены узлы дорожки. А еще в середине каждого сегмента дорожки видны синие окружности — так называемые виртуальные узлы. Потянув за них курсором мыши можно превратить их в полноценный узел. Обратите внимание, что в процессе редактирования один сегмент подсвечивается зеленым цветом, а другой — красный. Зеленый цвет означает то, что сегмент расположен горизонтально, вертикально или под углом 45°. Концы дорожек по умолчанию круглые, но на панели свойств имеются две кнопки, делающие их прямоугольными (обратите внимание на левый конец дорожки). Если одна трасса представлена на плате двумя раздельными дорожками и их конечные узлы расположены в одной точке, то дорожки можно соединить. Для этого следует щелкнуть правой кнопкой мыши по конечному узлу и выбрать в контекстном меню пункт «Соединить линию». Трасса станет цельной. Галочка «Негативно» формирует из дорожки вырез на полигоне Авто-земли: КонтактГорячая клавиша «P». Инструмент создания контактных площадок для выводов компонентов. Нажатием на маленький треугольник слева открывается меню контактов, где можно выбрать необходимую форму контакта: Пункт «С металлизацией» делает контактную площадку на всех слоях меди, а отверстие металлизированным. При этом цвет контакта с металлизированным отверстием отличается от не металлизированных (обратите внимание на круглый голубой контакт). Горячая клавиша F12 включает/отключает металлизацию у любого выбранного контакта. Формы контактных площадок не ограничиваются этим списком — их можно сделать любой формы. Для этого необходимо разместить обычный контакт (1), а вокруг него нарисовать площадку нужной формы (2). Причем следует не забывать о маске — необходимо вручную открыть от нее весь контакт (3) (о маске см. ниже). Как и у инструмента «Дорожка» у данного инструмента внизу есть свои настройки: Верхнее поле задает диаметр контактной площадки, нижнее — диаметр отверстия. Кнопка слева открывает подменю часто используемых размеров контактов. Можно добавить новое значение или удалить существующее: Задав необходимые значения, выбираем инструмент «Контакт» и левым щелчком мыши выполняем размещение контакта в нужной точке рабочего поля. Параметры любого выбранного контакта (или группы контактов) всегда можно изменить на панели свойств: Последний пункт с галочкой включается термобарьер у контакта. Подробнее рассмотрим эту функцию в следующей части курса. Если контактная площадка не имеет гарантийного пояска, т.е. диаметр отверстия равен диаметру контактной площадки, то она отображается следующим образом: SMD-контактГорячая клавиша «S». Инструмент создания прямоугольных контактов для компонентов поверхностного монтажа. Настройки: Справа поля для ввода значений ширины и высоты контакта. Под ними кнопка смены значений в этих двух полях. Кнопка слева открывает подменю часто используемых размеров контактов. Задав необходимые размеры и выбрав данный инструмент, контакт можно размещать на рабочем поле: Для SMD-контакта также доступна функция термобарьера на панели свойств, с тем лишь отличием, что настраивается она только на одном слое. Круг/Дуга Горячая клавиша «R». Примитивы — окружность, круг, дуга. Выбираем точку размещения и зажав левую кнопку мыши двигаем курсор в сторону, задавая тем самым диаметр окружности. Заметьте, что панель свойств в процессе рисования содержит информацию о создаваемой окружности. Отпустив левую кнопку мыши, мы завершим создание окружности. Выделив ее инструментом «Курсор» мы сможем редактировать свойства окружности в панели свойств — в частности задать координаты центра, ширину линии и диаметр, а также углы начальной и конечной точек, если хотим превратить окружность в дугу. Превратить окружность в дугу также можно потянув курсором за единственный имеющийся на окружности узел: Галочка «С заливкой» делает из окружности круг, заливая внутреннюю область, а «Негативно» по аналогии с дорожкой превращает элемент в вырез на полигоне Авто-земли. ПолигонГорячая клавиша «F». Инструмент создания участков любой формы. Рисование происходит дорожкой с заданной шириной: После завершения полигон отображается с заливкой и, при его выборе, возможно редактирование узлов (так же как в инструменте «дорожка»): Панель свойств содержит еще некоторые настройки: Можно изменить ширину линии контура, увидеть количество узлов, сделать из полигона вырез на заливке Авто-земли (галочка «Негативно»), а также изменить вид заливки полигона со сплошного на сетчатый. Толщину линий сетки можно оставить как у контура полигона, либо задать свое значение. ТекстГорячая клавиша «T». Инструмент создания текстовых надписей. При его выборе открывается окно настроек:
- Текст — поле ввода необходимого текста;
- Высота — высота строки текста;
- Толщина — три различных вида толщины текста;
- Стиль — стиль текста;
- Поворот на — повернуть текст на определенный угол;
- Зеркально по — отразить текст по вертикали или горизонтали;
- Автоматически — дополнительно добавлять номер после текста, начиная с определенного значения.
Три вида толщины текста и три вида стиля дают девять вариантов начертания (правда некоторые получаются одинаковыми):
Примечание — По умолчанию минимально возможная толщина текста ограничена на уровне 0,15 мм. Если толщина получается слишком маленькой, то высота текста автоматически увеличивается. Это ограничение можно отключить в меню настроек программы (см. первую часть цикла).
Прямоугольник
Горячая клавиша «Q».
Инструмент создания прямоугольного контура или прямоугольного полигона. Для рисования следует щелкнуть левой кнопкой мыши в рабочем поле и, не отпуская, вести курсор в сторону, задавая форму прямоугольника.
Создание прямоугольника завершится после того как кнопка будет отпущена.
Как я уже сказал, доступны два вида прямоугольников — в виде контура из дорожек и с заливкой.
Причем прямоугольник в виде контура есть ни что иное как обыкновенная дорожка, проложенная в форме прямоугольника, а прямоугольник с заливкой — полигон. Т.е. после создания редактировать их можно как дорожку и полигон соответственно.
Фигура
Горячая клавиша «N».
Инструмент создания специальных фигур.
Первый вид фигуры — правильный многоугольник:
Доступны настройки биссектрисы — расстояния от центра до вершин, ширины дорожки, количества вершин, угла поворота.
Галочка «Вершина» соединяет противоположные вершины между собой (средний рисунок), «Залить» — закрашивает внутреннее пространство фигуры (правый рисунок):
Следует отметить, что в результате получаются элементы состоящие из дорожек и полигона. Поэтому и редактируются они соответствующим образом.
Второй вид фигуры — спираль:
Задав параметры, можно создать круглую или квадратную спираль:
Круглая спираль состоит из четвертинок окружностей различных диаметров, а прямоугольная спираль — дорожка.
Третий вид фигуры — форма:
Настройки позволяют задать количество строк и столбцов, вид нумерации ее расположение и общие размеры формы. Результат:
Форма также состоит из более простых примитивов — дорожка и текст.
Маска
Горячая клавиша «O».
Инструмент для работы с паяльной маской. При его использовании плата меняет расцветку:
Белый цвет элементов означает, что участок будет открыт от маски. По умолчанию от маски открыты только контактные площадки. Но нажатие левой кнопкой мыши по любому элементу текущего слоя меди открывает его от маски (на рисунке я открыл от маски дорожку в центре рисунка). Повторное нажатие обратно закрывает.
Связи
Горячая клавиша «C».
Инструмент позволяет установить виртуальную связь, не разрывающуюся при перемещении или повороте компонентов, между любыми контактами на плате.
Для удаления связи нужно щелкнуть по ней левой кнопкой мыши при активном инструменте «Связь».
Автотрасса
Горячая клавиша «A».
Примитивный автотрассировщик. Позволяет трассировать расставленные «Связи».
Для этого следует задать параметры трассировки (ширину дорожки и зазор) и, наведя курсор на связь (она подсветится), щелкнуть левой кнопкой мыши. Если возможность прокладки трассы с заданными параметрами имеется, то она будет проложена:
При этом автоматически проложенная трасса будет отображаться с серой линией по центру дорожки. Это позволяет отличить их от трасс, проложенных вручную.
Повторный щелчок левой кнопкой мыши при активном инструменте «Автотрасса» по автоматически разведенной трассе удаляет ее и возвращает связь контактов.
Контроль
Горячая клавиша «X».
Инструмент позволяет увидеть разведенную цепь целиком, подсветив ее:
Примечание — в первой части курса я описывал настройку вида этой подсветки: мигающий/не мигающий Тест-режим.
Измеритель
Горячая клавиша «M».
Зажатой левой кнопкой мыши выделяется прямоугольная область, а в специальном окне отображаются текущие координаты курсора, изменение координат по двум осям и расстояние между начальной и конечной точкой выделения, угол наклона диагонали прямоугольника выделения.
Фотовид
Горячая клавиша «V».
Удобный инструмент, позволяющий посмотреть как будет выглядеть плата после изготовления:
Переключатель «Верх/Низ» меняет сторону платы для отображения.
Примечание — Нижний слой при отображении зеркалится по сравнению с отображением при трассировке. Инструмент «Фотовид» работает аналогично тому, что если бы Вы крутили в руках готовую плату.
Галочка «С компонентами» включает отображение слоя маркировки, а галочка «Полупрозрачный» делает плату полупрозрачной — сквозь нее просвечивает нижний слой:
Два выпадающих меню — «Плата» и «Паяльная маска» меняют цвет маски и цвет непокрытых маской контактов:
Примечание — Пункт «—» отображает контакты в виде покрытых маской.
Макросы
Макрос — это сохраненный участок платы, готовый к дальнейшему повторному использованию. В Sprint Layout в виде макросов организована библиотека посадочных мест компонентов.
После запуска программы по умолчанию справа открыта панель макросов. Открытием/закрытием этой панели управляет кнопка на панели инструментов в правой части окна:
Пока эта библиотека пуста.
Для подключения скачанного набора макросов достаточно его распаковать и поместить в папку, указанную в настройках SL6 (см. первую часть цикла):
После этого программа, просканировав эту папку во время следующего запуска, отобразит макросы на панели:
Для удаления макроса из библиотеки достаточно его выбрать в дереве библиотеки и нажать на значок корзины рядом с кнопкой сохранения.
Чтобы отредактировать макрос, нужно вытащить его на рабочее поле, провести необходимые изменения и, выделив необходимые элементы, нажать на кнопку «Сохранить» и сохранить как новый макрос, задав ему имя (или заменить существующий).
IPC-7251 и IPC-7351
Хочется сказать несколько слов по поводу именования своих макросов. Существуют зарубежные стандарты IPC-7251 и IPC-7351, которые определяет размеры контактных площадок и виды посадочных мест для различных типовых корпусов. Но в нашем случае оттуда понадобятся рекомендации по именованию посадочных мест.
Рассмотрим на примере конденсатора на 100 нФ серии B32922 фирмы EPCOS:
Согласно стандарту IPC-7251, наименование его посадочного места будет формироваться следующим образом:
CAPRR + Межвыводное расстояние + W Толщина выводов + L Длина корпуса + T Толщина корпуса + H Высота корпуса
Следовательно, согласно даташиту имеем:
CAPRR_ 1500_ W80_ L1800_ T500_ H1050
CAPRR – Конденсатор (CAP), неполярный, с радиальными выводами (R), прямоугольный (R)
1500 – Межвыводное расстояние = 15.00mm
W80 – Толщина выводов = 0.80mm
L1800 – Длина корпуса = 18.00mm
T500 – Толщина корпуса = 5.00mm
Следующий параметр опционален — для Sprint Layout не имеет никакого значения:
H1050 – Высота корпуса = 10.50mm
Таким образом такой тип именования после привыкания к нему позволит уже по имени макроса узнать информацию о посадочном месте и избежать путаницы в библиотеке.
Выдержки из стандартов я приложил к статье:
- Footprint Naming Convention. Surface Mount — для SMD-компонентов.
- Footprint Naming Convention. Through-hole — для выводных компонентов.
Создание макросов
В качестве наглядного примера выберем схему, для которой создадим библиотеку макросов. Пусть это будет простой регулятор тембра на микросхеме TDA1524A:
Внимательно рассмотрим схему и составим список компонентов, для которых нам понадобятся макросы:
- Микросхема TDA1524A.
- Постоянный резистор мощностью 0.25 Вт.
- Переменный резистор.
- Электролитические конденсаторы.
- Пленочные конденсаторы.
- Разъемы для подключения питания, а также для подключения источника сигнала и нагрузки.
- Миниатюрный переключатель.
Процесс создания макроса состоит нескольких шагов:
- Расстановка контактов.
- Рисование графики для слоя маркировки.
- Сохранение макроса в в отдельный файл на диске.
В видео ниже я покажу процесс создания макросов для элементов выбранной схемы двумя способами.
Прикрепленные файлы:
- Footprint Naming Convention_ Surface Mount Components.pdf (39 Кб)
- Footprint Naming Convention_ Through-hole Components.pdf (103 Кб)
Теги:
aitras Опубликована: 02.10.2014 Изменена: 10.03.2015 0 6
Вознаградить Я собрал 0 2
Оценить статью
- Техническая грамотность
Создание макроса
Принципиальной разницы между созданием платы и созданием макроса не существует. При этом используются те же слои меди (М1,М2) для контактных площадок и проводников и слои шелкографии (К1, К2) для нанесения линий проекции корпуса компонента. Нанесение проекции корпуса осуществляется простейшими графическими элементами (линия, окружность и т.п.) в слое шелкографии.
Пример:
Требуется создать макрос для корпуса DIP с 14-ю выводами.
(Это просто пример. Совершенно естественно, что такой корпус уже существует в библиотеке.)
1. Создание графического образа
На слой М2 (нижняя сторона) наносятся 14 контактных площадок по заданной сетке (шаг сетки соответствует шагу выводов). Для идентификации первого вывода его площадку можно сделать квадратной.
Теперь следует сделать активным слой К1 (шелкография, верх) и нанести контур корпуса, используя команды нанесения графики. Дополнительно можно обозначить вырез на корпусе для лучшей визуализации.
Итак, макрос почти готов.
2. Выделение элементов макроса
Выбрать курсором точку на рабочем поле, нажать левую кнопку мышки и, удерживая ее, обозначить область выделения. При этом следует наблюдать, чтобы в выбранную область попали только те элементы, из которых строится макрос.
Выделенные элементы приобретут розовый цвет.
3. Сохранение макроса
Для сохранения макроса следует выбрать Сохранить как макрос.. . в меню Файл .
Такая же команда выполняется при нажатии кнопки сохранения на панели библиотеки.
При этом откроется диалоговое окно. Директория сохранения в нем соответствует текущему разделу библиотеки. Если требуется сохранить макрос в другом разделе, следует произвести соответствующий выбор раздела.
Макросу необходимо присвоить допустимое имя. Расширение файла макроса «.lmk» (присваивается по умолчанию всем макросам) будет добавлено автоматически.
После сохранения макроса он будет добавлен в выбранный раздел библиотеки.