Как правильно определить корень слова, какие правила?
Чтобы определить корень слова, подбираем родственные слова, в которых должна повторяться одна и та же главная морфема, в которой заключено основное лексическое значение, например: нужно определить корень в слове восхищение.
Вспоминаем родственные слова:
восхищать, восхититься, восхитительный, предвосхищать (события).
Очевидно, что общей частью этих слов является часть восхищ-/восхит- с корневым чередованием т//щ.
Хотя часть вос- подозрительно смахивает на приставку, но это часть корня, как доказали родственные слова. А морфема -хищ- будет корнем в словах:
похитить, похищение, хищение.
Так что не всегда бывает легко определить границы корня в слове, особенно если в нем происходит чередование согласных.
Вспоминается тестовое задание по русскому языку, в котором было дано «на засыпку», конечно, существительное укрепление с выделенным корнем вот так:
Боюсь, что многие сдающие тест попались на эту удочку, вспомнив родственные слова:
крепкий, крепость, крепить, укрепить, крепёж,
не учитывая корневого чередования:
б//бл гребет — гребл-я;
п//пл сыпать — сыпл-ю;
в//вл любить — любл-ю;
м//мл кормить — кормл-ю;
ф//фл графить — раз-графл-енный.
В слове «укрепление» — корень крепл-.
Какой порядок морфемного разбора слова?
Сначала определяют часть речи и делают вывод: изменяемая она или нет. Если изменяемая, то выделяют окончание. Затем подбирают родственные слова и вычленяют корень. Затем находят приставки, суффиксы, префиксы, соединительные гласные. Иногда требуется обозначить основу слова.
автор вопроса выбрал этот ответ лучшим
комментировать
в избранное ссылка отблагодарить
Rogne da [420K]
7 лет назад
Прежде чем приступить к морфемному разбору слова, выясняем часть речи или форму слова. Это нужно, чтобы определить, изменяется ли слово, то есть имеется ли в его составе словоизменительная морфема — окончание. Если это наречие, несклоняемое существительное или прилагательное, глагольная форма деепричастие, то у них нет окончаний.
Далее, выделив окончание, укажем основу слова, в которую окончание не входит.
Потом определим другие минимальные значимые части слова:
приставку, суффикс, постфикс.
Корень выделяем в последнюю очередь, чтобы правильно определить его границы, не включить в его состав иные морфемы. Чтобы правильно выделить корень, вспоминает родственные слова с той же главной морфемой, в которой заключено их лексическое значение.
Пример морфемного разбора слова «прибрежный».
Это слово обозначает признак предмета и отвечает на вопрос: какой?
Это прилагательное, которое изменяется по родам:
прибрежн-ая трава, прибрежн-ое село.
Выделим в его составе окончание -ый, которое не включаем в основу — прибрежн-.
Далее укажем суффикс -н-, приставку при-, которая обозначает близкое расположение у берега.
Корнем является часть -бреж-, в котором отмечается беглая гласная «е».
Сравним родственные слова: побережье, береговой, берег (чередование г//ж).
Памятка. Как найти корень слова.
консультация (2 класс) на тему
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА Конспект урока русского языка Тема: « Родственные слова. Корень слова. Однокоренные слова».
Тема: « Родственные слова. Корень слова. Однокоренные слова». (2 класс) Проблема: 1. Какие слова называются родственными?2. Что такое корень слова?3. Какие слова называются однокоренными?Но.
Конспект урока и мультимедийное сопровождение урока русского языка в 3 классе по теме «Как найти корень в слова».
Презентация поможет учащимся третьего класса свободно разобраться и понять как найти корень в слове.Познакомиться с признаками родственных слов,выделять общую часть родственных слов, развивать умение .
Конспект урока по русскому языку на тему: «Как найти в слове корень?»
Конспект урока для 3 класса по русскому языку. Тема : «Как найти в слове корень?».
Технологическая карта урока русский язык ,3 класс по адаптированной образовательной программе для детей с ЗПР. Тема урока : Как найти в слове корень?
Технологическая карта урока русский язык ,3 класс по адаптированной образовательной программе для детей с ЗПР. Тема урока : Как найти в слове корень.
Открытый урок «Что такое корень слова? Как найти в слове корень?» 3 класс
Формировть правильное представление о понятии корень слова.
КАК НАЙТИ В СЛОВЕ КОРЕНЬ
КАК НАЙТИ В СЛОВЕ КОРЕНЬ.
Технологическая карта урока русского языка «Как найти корень в слове?»
Тех. карта составлена по учебнику Канакина В.П., Горецкий В.Г. , структура урока: закрепление темы.
Как определить корень в слове.
статья по русскому языку
Именно в нём чаще всего ошибаются учащиеся в начальной школе. Поэтому, как мы научимся выделять этот самый корень, зависит наша с вами грамотность.
Умение вычленять корень является основополагающим в нашей с вами грамотности. В корнях находятся безударные гласные: гласный «И» и гласный «А». Корень – это значимая часть слова, которая содержит в себе лексическое значение слова. Лексическое значение – это смысл слова. Корень является одинаковым для родственных слов. Родственными словами мы называем те слова, которые обладают одним корнем. Корень – это самая трудно определяемая часть слова.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Именно в нём чаще всего ошибаются учащиеся в начальной школе. Поэтому, как мы научимся выделять этот самый корень, зависит наша | 23.06 КБ |
Предварительный просмотр:
Как определить корень в слове.
Федотова Ольга Александровна
учитель начальных классов
Именно в нём чаще всего ошибаются учащиеся в начальной школе. Поэтому, как мы научимся выделять этот самый корень, зависит наша с вами грамотность.
Умение вычленять корень является основополагающим в нашей с вами грамотности. В корнях находятся безударные гласные: гласный «И» и гласный «А». Корень – это значимая часть слова, которая содержит в себе лексическое значение слова. Лексическое значение – это смысл слова. Корень является одинаковым для родственных слов. Родственными словами мы называем те слова, которые обладают одним корнем. Корень – это самая трудно определяемая часть слова. Корней очень много. Они могут сливать с приставками и суффиксами, может состоять из слова, а может состоять из одной буквы. Если в приставках мы знаем, что они состоят их одной, двух, трёх букв, реже из пяти. В суффиксах тоже одна, две, три буквы реже больше. То корень может состоять из одной буквы или из множества букв. Есть одно слово в русском языке, где нет вообще корня – ВЫНУТЬ .
ШЛА, КАРТОФЕЛЬ, ВЫНУТЬ
В корнях есть чередование гласных:
Д О БРЫЙ, ЗАД А БРИВАТЬ
или чередование согласных:
ДРУ Г , ДРУ Ж ИТЬ, ДРУ З ЬЯ
Они содержат в себе беглые согласные:
В слове ПРИРОДА раньше был корень РОД , а сейчас ПРИРОД .
Разные словари показывают нам разные корни. В одних словарях в слове СНЕГИРЬ корень СНЕГ , в других словарях корень СНЕГИРЬ .
Наша задача понять, как можно разделить корень и суффикс, чтобы они не сливались и чтобы мы могли безошибочно писать. Особое внимание на написание слов нужно обращать на глаголы. Именно в глаголах есть безударные гласные в корнях и в глаголах сложнее всего определить корень, потому что он чаще всего маскируется приставками, суффиксами.
Разные части речи используют для своего образования разные суффиксы. Стоит перейти в другую часть речи как отсекаются суффиксы, которые мешали в той части речи. Чтобы найти суффикс в слове « НАРИСОВАЛ», нам надо перейти в другую часть речи и посмотреть, как изменились суффиксы в другой части речи.
Обычно одного слова мало, нужно несколько слов, потому что есть суффиксы одинаковые в разных частях речи.
Нахождение корня слова всегда состоит из двух этапов.
1 этап – разобраться с началом слова и понять является он приставкой или корнем.
2 этап – посмотреть, на что корень заканчивается и не спутать его с суффиксом.
- Похоже начало слова на приставку? Да, похоже. Есть приставка – ПО
Откидываем приставку по и смотрим, что осталось – ЛЕТИТ. Значит в этом слове есть приставка.
- Где заканчивается это слово? Для этого меняем часть речи. ПОЛЁТ, ЛЁТЧИК.
Когда мы сравним эти слова, то получится, что корень ЛЕТ или ЛЁТ
- На К у нас есть приставка, но она используется только в наречиях, следовательно в этом слове приставки нет.
- Определяем, какой корень в слове КРАСНЫЙ . Меняем часть речи. Существительное – КРАСНОТ А, глагол – ПОКРАСНЕТЬ . Получается корень КРАСН.
- На М у нас приставки нет. Приставки в слове нет.
- Определяем, какой корень в слове МОЛОДЁЖЬ. Меняем часть речи, прилагательное – МОЛОДОЙ , глагол – ПОМОЛОДЕТЬ . Получается корень – МОЛОД.
- Здесь есть приставка ПОД, потому что есть слово – ГОВОРИЛА
- Определяем, где заканчивается наш корень. Меняем часть речи, существительное – ГОВОР, РАЗГОВОР. Получается корень – ГОВОР.
Теперь вы знаете, как находить корень в словах, и сейчас вам нужна практика.
Как определить корень в слове.
Федотова Ольга Александровна
учитель начальных классов
Именно в нём чаще всего ошибаются учащиеся в начальной школе. Поэтому, как мы научимся выделять этот самый корень, зависит наша с вами грамотность.
Умение вычленять корень является основополагающим в нашей с вами грамотности. В корнях находятся безударные гласные: гласный «И» и гласный «А». Корень – это значимая часть слова, которая содержит в себе лексическое значение слова. Лексическое значение – это смысл слова. Корень является одинаковым для родственных слов. Родственными словами мы называем те слова, которые обладают одним корнем. Корень – это самая трудно определяемая часть слова. Корней очень много. Они могут сливать с приставками и суффиксами, может состоять из слова, а может состоять из одной буквы. Если в приставках мы знаем, что они состоят их одной, двух, трёх букв, реже из пяти. В суффиксах тоже одна, две, три буквы реже больше. То корень может состоять из одной буквы или из множества букв. Есть одно слово в русском языке, где нет вообще корня – ВЫНУТЬ .
ШЛА, КАРТОФЕЛЬ, ВЫНУТЬ
В корнях есть чередование гласных:
Д О БРЫЙ, ЗАД А БРИВАТЬ
или чередование согласных:
ДРУ Г , ДРУ Ж ИТЬ, ДРУ З ЬЯ
Они содержат в себе беглые согласные:
В слове ПРИРОДА раньше был корень РОД , а сейчас ПРИРОД .
Разные словари показывают нам разные корни. В одних словарях в слове СНЕГИРЬ корень СНЕГ , в других словарях корень СНЕГИРЬ .
Наша задача понять, как можно разделить корень и суффикс, чтобы они не сливались и чтобы мы могли безошибочно писать. Особое внимание на написание слов нужно обращать на глаголы. Именно в глаголах есть безударные гласные в корнях и в глаголах сложнее всего определить корень, потому что он чаще всего маскируется приставками, суффиксами.
Разные части речи используют для своего образования разные суффиксы. Стоит перейти в другую часть речи, как отсекаются суффиксы, которые мешали в той части речи. Чтобы найти суффикс в слове « НАРИСОВАЛ», нам надо перейти в другую часть речи и посмотреть, как изменились суффиксы в другой части речи.
РИСУНОК, РИСОВАНИЕ
Обычно одного слова мало, нужно несколько слов, потому что есть суффиксы одинаковые в разных частях речи.
Нахождение корня слова всегда состоит из двух этапов.
1 этап – разобраться с началом слова и понять является он приставкой или корнем.
2 этап – посмотреть, на что корень заканчивается и не спутать его с суффиксом.
- Похоже, начало слова на приставку? Да, похоже. Есть приставка – ПО
Откидываем приставку по и смотрим, что осталось – ЛЕТИТ. Значит, в этом слове есть приставка.
- Где заканчивается это слово? Для этого меняем часть речи. ПОЛЁТ, ЛЁТЧИК.
Когда мы сравним эти слова, то получится, что корень ЛЕТ или ЛЁТ
- На К у нас есть приставка, но она используется только в наречиях, следовательно в этом слове приставки нет.
- Определяем, какой корень в слове КРАСНЫЙ . Меняем часть речи. Существительное – КРАСНОТ А, глагол – ПОКРАСНЕТЬ . Получается корень КРАСН.
- На М у нас приставки нет. Приставки в слове нет.
- Определяем, какой корень в слове МОЛОДЁЖЬ. Меняем часть речи, прилагательное – МОЛОДОЙ , глагол – ПОМОЛОДЕТЬ . Получается корень – МОЛОД.
- Здесь есть приставка ПОД, потому что есть слово – ГОВОРИЛА
- Определяем, где заканчивается наш корень. Меняем часть речи, существительное – ГОВОР, РАЗГОВОР. Получается корень – ГОВОР.