Как выделить в слове корень
Перейти к содержимому

Как выделить в слове корень

  • автор:

Как правильно определить корень слова, какие правила?

Чтобы определить корень слова, подбираем родственные слова, в которых должна повторяться одна и та же главная морфема, в которой заключено основное лексическое значение, например: нужно определить корень в слове восхищение.

Вспоминаем родственные слова:

восхищать, восхититься, восхитительный, предвосхищать (события).

Очевидно, что общей частью этих слов является часть восхищ-/восхит- с корневым чередованием т//щ.

Хотя часть вос- подозрительно смахивает на приставку, но это часть корня, как доказали родственные слова. А морфема -хищ- будет корнем в словах:

похитить, похищение, хищение.

Так что не всегда бывает легко определить границы корня в слове, особенно если в нем происходит чередование согласных.

Вспоминается тестовое задание по русскому языку, в котором было дано «на засыпку», конечно, существительное укрепление с выделенным корнем вот так:

Боюсь, что многие сдающие тест попались на эту удочку, вспомнив родственные слова:

крепкий, крепость, крепить, укрепить, крепёж,

не учитывая корневого чередования:

б//бл гребет — гребл-я;

п//пл сыпать — сыпл-ю;

в//вл любить — любл-ю;

м//мл кормить — кормл-ю;

ф//фл графить — раз-графл-енный.

В слове «укрепление» — корень крепл-.

Какой порядок морфемного разбора слова?

Сначала определяют часть речи и делают вывод: изменяемая она или нет. Если изменяемая, то выделяют окончание. Затем подбирают родственные слова и вычленяют корень. Затем находят приставки, суффиксы, префиксы, соединительные гласные. Иногда требуется обозначить основу слова.

автор вопроса выбрал этот ответ лучшим
комментировать
в избранное ссылка отблагодарить
Rogne­ da [420K]
7 лет назад

Прежде чем приступить к морфемному разбору слова, выясняем часть речи или форму слова. Это нужно, чтобы определить, изменяется ли слово, то есть имеется ли в его составе словоизменительная морфема — окончание. Если это наречие, несклоняемое существительное или прилагательное, глагольная форма деепричастие, то у них нет окончаний.

Далее, выделив окончание, укажем основу слова, в которую окончание не входит.

Потом определим другие минимальные значимые части слова:

приставку, суффикс, постфикс.

Корень выделяем в последнюю очередь, чтобы правильно определить его границы, не включить в его состав иные морфемы. Чтобы правильно выделить корень, вспоминает родственные слова с той же главной морфемой, в которой заключено их лексическое значение.

Пример морфемного разбора слова «прибрежный».

Это слово обозначает признак предмета и отвечает на вопрос: какой?

Это прилагательное, которое изменяется по родам:

прибрежн-ая трава, прибрежн-ое село.

Выделим в его составе окончание -ый, которое не включаем в основу — прибрежн-.

Далее укажем суффикс -н-, приставку при-, которая обозначает близкое расположение у берега.

Корнем является часть -бреж-, в котором отмечается беглая гласная «е».

Сравним родственные слова: побережье, береговой, берег (чередование г//ж).

Памятка. Как найти корень слова.
консультация (2 класс) на тему

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА Конспект урока русского языка Тема: « Родственные слова. Корень слова. Однокоренные слова».

Тема: « Родственные слова. Корень слова. Однокоренные слова». (2 класс) Проблема: 1. Какие слова называются родственными?2. Что такое корень слова?3. Какие слова называются однокоренными?Но.

Конспект урока и мультимедийное сопровождение урока русского языка в 3 классе по теме «Как найти корень в слова».

Презентация поможет учащимся третьего класса свободно разобраться и понять как найти корень в слове.Познакомиться с признаками родственных слов,выделять общую часть родственных слов, развивать умение .

Конспект урока по русскому языку на тему: «Как найти в слове корень?»

Конспект урока для 3 класса по русскому языку. Тема : «Как найти в слове корень?».

Технологическая карта урока русский язык ,3 класс по адаптированной образовательной программе для детей с ЗПР. Тема урока : Как найти в слове корень?

Технологическая карта урока русский язык ,3 класс по адаптированной образовательной программе для детей с ЗПР. Тема урока : Как найти в слове корень.

Открытый урок «Что такое корень слова? Как найти в слове корень?» 3 класс

Формировть правильное представление о понятии корень слова.

КАК НАЙТИ В СЛОВЕ КОРЕНЬ

КАК НАЙТИ В СЛОВЕ КОРЕНЬ.

Технологическая карта урока русского языка «Как найти корень в слове?»

Тех. карта составлена по учебнику Канакина В.П., Горецкий В.Г. , структура урока: закрепление темы.

Как определить корень в слове.
статья по русскому языку

Именно в нём чаще всего ошибаются учащиеся в начальной школе. Поэтому, как мы научимся выделять этот самый корень, зависит наша с вами грамотность.

Умение вычленять корень является основополагающим в нашей с вами грамотности. В корнях находятся безударные гласные: гласный «И» и гласный «А». Корень – это значимая часть слова, которая содержит в себе лексическое значение слова. Лексическое значение – это смысл слова. Корень является одинаковым для родственных слов. Родственными словами мы называем те слова, которые обладают одним корнем. Корень – это самая трудно определяемая часть слова.

Скачать:

Вложение Размер
ФайлИменно в нём чаще всего ошибаются учащиеся в начальной школе. Поэтому, как мы научимся выделять этот самый корень, зависит наша 23.06 КБ

Предварительный просмотр:

Как определить корень в слове.

Федотова Ольга Александровна

учитель начальных классов

Именно в нём чаще всего ошибаются учащиеся в начальной школе. Поэтому, как мы научимся выделять этот самый корень, зависит наша с вами грамотность.

Умение вычленять корень является основополагающим в нашей с вами грамотности. В корнях находятся безударные гласные: гласный «И» и гласный «А». Корень – это значимая часть слова, которая содержит в себе лексическое значение слова. Лексическое значение – это смысл слова. Корень является одинаковым для родственных слов. Родственными словами мы называем те слова, которые обладают одним корнем. Корень – это самая трудно определяемая часть слова. Корней очень много. Они могут сливать с приставками и суффиксами, может состоять из слова, а может состоять из одной буквы. Если в приставках мы знаем, что они состоят их одной, двух, трёх букв, реже из пяти. В суффиксах тоже одна, две, три буквы реже больше. То корень может состоять из одной буквы или из множества букв. Есть одно слово в русском языке, где нет вообще корня – ВЫНУТЬ .

ШЛА, КАРТОФЕЛЬ, ВЫНУТЬ

В корнях есть чередование гласных:

Д О БРЫЙ, ЗАД А БРИВАТЬ

или чередование согласных:

ДРУ Г , ДРУ Ж ИТЬ, ДРУ З ЬЯ

Они содержат в себе беглые согласные:

В слове ПРИРОДА раньше был корень РОД , а сейчас ПРИРОД .

Разные словари показывают нам разные корни. В одних словарях в слове СНЕГИРЬ корень СНЕГ , в других словарях корень СНЕГИРЬ .

Наша задача понять, как можно разделить корень и суффикс, чтобы они не сливались и чтобы мы могли безошибочно писать. Особое внимание на написание слов нужно обращать на глаголы. Именно в глаголах есть безударные гласные в корнях и в глаголах сложнее всего определить корень, потому что он чаще всего маскируется приставками, суффиксами.

Разные части речи используют для своего образования разные суффиксы. Стоит перейти в другую часть речи как отсекаются суффиксы, которые мешали в той части речи. Чтобы найти суффикс в слове « НАРИСОВАЛ», нам надо перейти в другую часть речи и посмотреть, как изменились суффиксы в другой части речи.

Обычно одного слова мало, нужно несколько слов, потому что есть суффиксы одинаковые в разных частях речи.

Нахождение корня слова всегда состоит из двух этапов.

1 этап – разобраться с началом слова и понять является он приставкой или корнем.

2 этап – посмотреть, на что корень заканчивается и не спутать его с суффиксом.

  1. Похоже начало слова на приставку? Да, похоже. Есть приставка – ПО

Откидываем приставку по и смотрим, что осталось – ЛЕТИТ. Значит в этом слове есть приставка.

  1. Где заканчивается это слово? Для этого меняем часть речи. ПОЛЁТ, ЛЁТЧИК.

Когда мы сравним эти слова, то получится, что корень ЛЕТ или ЛЁТ

  1. На К у нас есть приставка, но она используется только в наречиях, следовательно в этом слове приставки нет.
  2. Определяем, какой корень в слове КРАСНЫЙ . Меняем часть речи. Существительное – КРАСНОТ А, глагол – ПОКРАСНЕТЬ . Получается корень КРАСН.
  1. На М у нас приставки нет. Приставки в слове нет.
  2. Определяем, какой корень в слове МОЛОДЁЖЬ. Меняем часть речи, прилагательное – МОЛОДОЙ , глагол – ПОМОЛОДЕТЬ . Получается корень – МОЛОД.
  1. Здесь есть приставка ПОД, потому что есть слово – ГОВОРИЛА
  2. Определяем, где заканчивается наш корень. Меняем часть речи, существительное – ГОВОР, РАЗГОВОР. Получается корень – ГОВОР.

Теперь вы знаете, как находить корень в словах, и сейчас вам нужна практика.

Как определить корень в слове.

Федотова Ольга Александровна

учитель начальных классов

Именно в нём чаще всего ошибаются учащиеся в начальной школе. Поэтому, как мы научимся выделять этот самый корень, зависит наша с вами грамотность.

Умение вычленять корень является основополагающим в нашей с вами грамотности. В корнях находятся безударные гласные: гласный «И» и гласный «А». Корень – это значимая часть слова, которая содержит в себе лексическое значение слова. Лексическое значение – это смысл слова. Корень является одинаковым для родственных слов. Родственными словами мы называем те слова, которые обладают одним корнем. Корень – это самая трудно определяемая часть слова. Корней очень много. Они могут сливать с приставками и суффиксами, может состоять из слова, а может состоять из одной буквы. Если в приставках мы знаем, что они состоят их одной, двух, трёх букв, реже из пяти. В суффиксах тоже одна, две, три буквы реже больше. То корень может состоять из одной буквы или из множества букв. Есть одно слово в русском языке, где нет вообще корня – ВЫНУТЬ .

ШЛА, КАРТОФЕЛЬ, ВЫНУТЬ

В корнях есть чередование гласных:

Д О БРЫЙ, ЗАД А БРИВАТЬ

или чередование согласных:

ДРУ Г , ДРУ Ж ИТЬ, ДРУ З ЬЯ

Они содержат в себе беглые согласные:

В слове ПРИРОДА раньше был корень РОД , а сейчас ПРИРОД .

Разные словари показывают нам разные корни. В одних словарях в слове СНЕГИРЬ корень СНЕГ , в других словарях корень СНЕГИРЬ .

Наша задача понять, как можно разделить корень и суффикс, чтобы они не сливались и чтобы мы могли безошибочно писать. Особое внимание на написание слов нужно обращать на глаголы. Именно в глаголах есть безударные гласные в корнях и в глаголах сложнее всего определить корень, потому что он чаще всего маскируется приставками, суффиксами.

Разные части речи используют для своего образования разные суффиксы. Стоит перейти в другую часть речи, как отсекаются суффиксы, которые мешали в той части речи. Чтобы найти суффикс в слове « НАРИСОВАЛ», нам надо перейти в другую часть речи и посмотреть, как изменились суффиксы в другой части речи.

РИСУНОК, РИСОВАНИЕ

Обычно одного слова мало, нужно несколько слов, потому что есть суффиксы одинаковые в разных частях речи.

Нахождение корня слова всегда состоит из двух этапов.

1 этап – разобраться с началом слова и понять является он приставкой или корнем.

2 этап – посмотреть, на что корень заканчивается и не спутать его с суффиксом.

  1. Похоже, начало слова на приставку? Да, похоже. Есть приставка – ПО

Откидываем приставку по и смотрим, что осталось – ЛЕТИТ. Значит, в этом слове есть приставка.

  1. Где заканчивается это слово? Для этого меняем часть речи. ПОЛЁТ, ЛЁТЧИК.

Когда мы сравним эти слова, то получится, что корень ЛЕТ или ЛЁТ

  1. На К у нас есть приставка, но она используется только в наречиях, следовательно в этом слове приставки нет.
  2. Определяем, какой корень в слове КРАСНЫЙ . Меняем часть речи. Существительное – КРАСНОТ А, глагол – ПОКРАСНЕТЬ . Получается корень КРАСН.
  1. На М у нас приставки нет. Приставки в слове нет.
  2. Определяем, какой корень в слове МОЛОДЁЖЬ. Меняем часть речи, прилагательное – МОЛОДОЙ , глагол – ПОМОЛОДЕТЬ . Получается корень – МОЛОД.
  1. Здесь есть приставка ПОД, потому что есть слово – ГОВОРИЛА
  2. Определяем, где заканчивается наш корень. Меняем часть речи, существительное – ГОВОР, РАЗГОВОР. Получается корень – ГОВОР.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *