3.4.Система планово-предупредительного ремонта
В процессе эксплуатации здания любого назначения необходимо выполнять ряд ремонтно-строительных работ для обеспечения нормативных сроков его службы и предупреждения преждевременного износа отдельных частей здания и инженерного оборудования. Система планово-предупредительного ремонта объектов недвижимости представляет собой совокупность организационно-технических мероприятий по надзору, уходу и всем видам ремонта, осуществляемых в соответствующем плановом порядке.
Согласно Положению о проведении планово-предупредительного ремонта производственных зданий и сооружений МДС 13-14.2000 (утв. постановлением Госстроя СССР от 29 декабря 1973 г. № 279), ремонт объектов недвижимости представляет собой комплекс технических мероприятий, направленных на поддержание или восстановление первоначальных эксплуатационных качеств как здания и сооружения в целом, так и их отдельных конструкций. По периодичности ремонтные работы подразделяются на два вида — текущий и капитальный ремонт. Существующая в отдельных отраслях народного хозяйства для некоторых сооружений другая, более дробная классификация ремонтов (подъемный ремонт, средний ремонт и др.) должна относиться к тому или иному виду ремонта по единой классификации по следующему признаку: при периодичности ремонта до 1 года — к текущему; при периодичности ремонта более 1 года — к капитальному.
К текущему ремонту объектов недвижимости относятся работы по систематическому и своевременному предохранению частей зданий и сооружений, инженерного оборудования от преждевременного износа путем проведения профилактических мероприятий и устранения мелких повреждений и неисправностей. В Положении для каждого конструктивного элемента объекта недвижимости приведен примерный перечень работ по текущему ремонту.
Работы по текущему ремонту производятся регулярно в течение года по графикам, составляемым на основании описей общих, текущих и внеочередных осмотров зданий и сооружений, а также по заявкам арендаторов и эксплуатирующего персонала. Текущий ремонт, как правило, производится силами персонала управляющей компании, для чего в ней создается специальное ремонтно-строительное подразделение и хранится неприкосновенный запас необходимых для ликвидации чрезвычайных ситуаций материалов, деталей, санитарно-технического оборудования (трубы, фасонные части и фитинги, пароводяная и газовая арматура, электрические провода, кабель и др.). Количество неприкосновенного аварийного запаса материалов и деталей определяется в зависимости от вида зданий или сооружений, эксплуатационной загрузки, условий эксплуатации и среды, а также прочности примененных при строительстве материалов и деталей.
Текущий ремонт подразделяют на профилактический и непредвиденный. Профилактический текущий ремонт выполняют с целью предупредить разрушение отдельных частей здания и его инженерного оборудования в заранее запланированные сроки с указанием конкретных видов и объемов работ. Непредвиденный текущий ремонт выполняют в строгом порядке в результате воздействия на здание урагана, наводнения, землетрясения и других стихийных явлений природы.
Текущий ремонт должен проводиться с периодичностью, обеспечивающей эффективную эксплуатацию здания или объекта с момента завершения его строительства до момента постановки на капитальный ремонт (реконструкцию). При этом должны учитываться природно-климатические условия, конструктивные решения, техническое состояние и режим эксплуатации здания. Работы по текущему ремонту жилых и общественных зданий отличаются небольшими объемами работ, но требуют неукоснительного их выполнения, т.к. последствия нарастающих разрушений могут привести к весьма серьезным отрицательным результатам.
Планирование текущего ремонта осуществляется ежегодно на основании расцененных описей ремонтных работ по объекту недвижимости в пределах общего лимита, предусмотренного в программе управления на финансирование этих работ.
Годовые планы (с распределением заданий по кварталам) должны составляться в уточнение пятилетних с учетом результатов осмотров, разработанной сметно-технической документации на текущий ремонт, мероприятий по подготовке зданий и объектов к эксплуатации в сезонных условиях.
Текущий ремонт выполняется посредством проведения ремонтно-строительных работ, с помощью которых стремятся вернуть зданию его надежность и сохранить эксплуатационную пригодность. Приемка законченного текущего ремонта объекта должна осуществляться технической комиссией в составе представителя эксплуатационной службы, ремонтно-строительной (при выполнении работ подрядным способом) организации и представителя управляющей организации.
К капитальному ремонту объекта недвижимости относятся такие работы, в процессе которых производится смена изношенных конструкций и деталей зданий и сооружений или замена их на более прочные и экономичные, улучшающие эксплуатационные возможности ремонтируемых объектов, за исключением полной смены или замены основных конструкций, срок службы которых в зданиях и сооружениях является наибольшим (каменные и бетонные фундаменты зданий и сооружений, все виды стен зданий, все виды каркасов стен, трубы подземных сетей, опоры мостов и др.).
Примерный перечень работ по капитальному ремонту приводится в Положении о проведении планово-предупредительного ремонта производственных зданий и сооружений МДС 13-14.2000. Там же приведена примерная периодичность проведения капитальных ремонтов. В конкретных условиях сроки проведения капитального ремонта следует уточнить с учетом эксплуатационных нагрузок, климатических условий и других факторов.
Капитальный ремонт может быть комплексный, охватывающий ремонтом здание или сооружение в целом, и выборочный, состоящий из ремонта отдельных конструкций здания, сооружения или отдельного вида инженерного оборудования.
Выборочный капитальный ремонт объекта недвижимости в зависимости от условий эксплуатации соответствующих конструкций или видов инженерного оборудования должен осуществляться по мере их износа.
Комплексный капитальный ремонт производственных зданий и сооружений в зависимости от их капитальности и условий эксплуатации рекомендуется осуществлять с соблюдением периодичности, приведенной в названном Положении.
В качестве исходных данных для планирования капитального ремонта жилых зданий используются отчетные материалы по изучению их механического состояния, данные технической инвентаризации, технические паспорта строений и земельных участков и особенно данные, полученные при сплошном техническом обследовании старого недвижимого фонда города.
В соответствии с действующим Положением о планово-предупредительном ремонте основными задачами, на решение которых направлено планирование капитального ремонта, являются:
- своевременное осуществление ремонтных работ, обеспечивающее поддержание здания в удовлетворительном состоянии;
- максимальное устранение физического и морального износа зданий;
- концентрация финансовых и материально-технических ресурсов на пусковых объектах с целью ввода их в нормативные сроки;
- обеспечение ритмичности в проведении ремонтных работ и равномерной сдачи объектов ремонта в течение года;
- осуществление группового метода капитального ремонта жилых зданий, обеспечивающего комплексное решение вопросов жилой застройки городских кварталов.
Перспективные планы капитального ремонта зданий целесообразно разрабатывать с привлечением специализированной проектной организации и увязывать с генеральными планами развития и реконструкции городских районов старой застройки. На основе этих планов составляются пятилетние и годовые планы капитального ремонта с разбивкой объемов работ и распределением объектов по кварталам и месяцам (титульные списки капитального ремонта). Планы капитального ремонта недвижимого фонда должны содержать как строительные, так и натуральные показатели. Капитальный ремонт зданий должен выполняться, как правило, подрядным способом, силами специализированных ремонтно-строительных организаций. Годовые планы капитального ремонта объекта недвижимости составляются управляющей компанией совместно с собственником соответствующего объекта и должны содержать:
- наименование и количество основных работ по объекту;
- наименование и порядок взаимоотношений с подрядными организациями;
- общую стоимость каждого вида работ;
- календарные сроки ремонтов;
- потребность в основных материалах, строительных изделиях, транспорте, средствах механизации и рабочих;
- источники и механизм финансирования капитального ремонта.
Годовые планы капитального ремонта на предстоящий год должны быть увязаны с планами обеспечения этих работ материалами. Следует отметить, что невыполнение своевременного ремонта конструкций объекта недвижимости приводит к усиленному износу и резкому увеличению его стоимости. Планирование текущего и капитального ремонтов. Все работы, предусмотренные системой планово-профилактических ремонтов, выполняются в соответствии с согласованной с собственником объекта недвижимости программой управления. Программа управления конкретизируется в годовых планах-графиках проведения ремонта, где указываются сроки проведения плановых технических осмотров, текущих и капитальных ремонтов с разбивкой всех мероприятий по месяцам. Планирование текущего ремонта осуществляется ежегодно на основании расцененных описей ремонтных работ по объекту недвижимости в пределах общего лимита, предусмотренного в программе управления на финансирование этих работ. Годовые планы капитального ремонта на предстоящий год должны быть увязаны с планами обеспечения этих работ материалами. В общем виде процесс обеспечения ремонта объектов представлен на рисунке 3.3. Система ремонта зданий предусматривает проведение через определенные промежутки времени регламентированных ремонтов. Межремонтные сроки и объемы ремонтов устанавливают с учетом технического состояния и конструктивных особенностей объектов. Так же могут быть произведены аварийный и охранно — поддерживающий ремонты. Аварийный ремонт предназначен для ликвидации последствий внезапных аварий, повреждений конструкций и элементов, вызванных стихийными бедствиями, экстремальными условиями и ситуациями. Охранно — поддерживающий ремонт осуществляют в ветхих зданиях, которые в ближайшее время не могут быть снесены. Рис. 3.3. Процесс обеспечения ремонта
2. Система планово-предупредительного ремонта оборудования
Планово-предупредительная форма организации ремонта технологического оборудования во всем мире признана наиболее эффективной и нашла наибольшее распространение. Разработка системы планово-предупредительного ремонта оборудования начата в СССР в 1923 г. В настоящее время различные варианты системы ППР являются основой организации технического обслуживания и ремонта оборудования на предприятиях большинства отраслей сферы материального производства и сервиса.
Система планово-предупредительного ремонта оборудования — это совокупность запланированных организационных и технических мероприятий по уходу, надзору за оборудованием, его обслуживанию и ремонту. Цель этих мероприятий — предотвращение прогрессивно нарастающего износа, предупреждение аварий и поддержание оборудования в постоянной готовности к работе. Система ППР предполагает проведение профилактических мероприятий по техническому обслуживанию и плановому ремонту оборудования через определенное число часов его работы, при этом чередование и периодичность мероприятий определяются особенностями оборудования и условиями его эксплуатации.
Система ППР включает
- техническое обслуживание
- и плановый ремонт оборудования.
Техническое обслуживание — это комплекс операций по поддержанию работоспособности оборудования при использовании его по назначению, при хранении и транспортировке. Техническое обслуживание включает
- текущее межремонтное обслуживание
- и периодические профилактические ремонтные операции.
Текущее межремонтное обслуживание заключается в повседневном наблюдении за состоянием оборудования и соблюдении правил его эксплуатации, своевременном регулировании механизмов и устранении возникающих мелких неисправностей. Эти работы выполняются основными рабочими и дежурным ремонтным персоналом (слесарями, смазчиками, электриками), как правило без простоя оборудования. Периодические профилактические ремонтные операции регламентированы и выполняются ремонтным персоналом по заранее разработанному графику без простоя оборудования. К числу таких операций относятся
- осмотры, проводимые для выявления дефектов, подлежащих устранению немедленно или при ближайшем плановом ремонте;
- промывка и смена масла, предусмотренные для оборудования с централизованной и картерной системой смазки;
- проверка точности, выполняемая персоналом отделов технического контроля и главного механика.
Плановый ремонт включает
- текущий ремонт
- и капитальный ремонт.
Текущий ремонт производится в процессе эксплуатации оборудования с целью обеспечения его работоспособности до очередного планового ремонта (следующего текущего или капитального). Текущий ремонт состоит в замене или восстановлении отдельных частей (деталей, сборочных единиц) оборудования и выполнении регулировки его механизмов. Капитальный ремонт проводится с целью восстановления полного или близкого к полному ресурса оборудования (точности, мощности, производительности). Капитальный ремонт, как правило, требует проведения ремонтных работ в стационарных условиях и применения специальных средств технологического оснащения. Поэтому обычно требуется снятие оборудования с фундамента на месте эксплуатации и его доставка в специализированное подразделение, где проводится капитальный ремонт. При капитальном ремонте производится полная разборка оборудования с проверкой всех его частей, заменой и восстановлением изношенных деталей, выверкой координат и т.д. Система ремонта и технического обслуживания в зависимости от характера и условий эксплуатации оборудования может функционировать в различных организационных формах:
- в виде послеосмотровой системы,
- системы периодического ремонта
- или системы стандартного ремонта.
Послеосмотровая система предполагает проведение по заранее разработанному графику осмотров оборудования, в ходе которых устанавливается его состояние и составляется ведомость дефектов. На основании данных осмотра определяются сроки и содержание предстоящего ремонта. Эта система применяется для некоторых видов оборудования, работающего в стабильных условиях. Система периодического ремонта предполагает планирование сроков и объемов ремонтных работ всех видов на основе развитой нормативной базы. Фактический объем работ корректируется относительно нормативного по результатам осмотра. Эта система наиболее распространена в машиностроении. Система стандартного ремонта предполагает планирование объема и содержания ремонтных работ на основе точно установленных нормативов и строгое соблюдение планов ремонта независимо от фактического состояния оборудования. Эта система применяется к оборудованию, неплановая остановка которого недопустима или опасна (например, подъемно-транспортные устройства). Эффективность системы ППР в значительной степени определяется развитостью ее нормативной базы и точностью установленных нормативов. Нормативы системы ППР предприятия дифференцируются по группам оборудования. Основными ремонтными нормативами являются
- ремонтные циклы и их структура,
- категории сложности ремонта,
- трудоемкость и материалоемкость ремонтных работ,
- материальные запасы для ремонтных нужд.
Ремонтный цикл — это период времени от момента ввода оборудования в эксплуатацию до первого капитального ремонта или между двумя последовательно выполняемыми капитальными ремонтами. Ремонтный цикл представляет собой наименьший повторяющийся период эксплуатации оборудования, в течение которого осуществляются в установленной последовательности все виды технического обслуживания и ремонта в соответствии со структурой ремонтного цикла. Структура ремонтного цикла устанавливает перечень, количество и последовательность выполнения ремонта оборудования в течение ремонтного цикла. Например, структура ремонтного цикла может включать следующую последовательность ремонта: К – Т1– Т2– Т3– К, где T1, Т2 и Т3 — соответственно, первый, второй и третий текущий ремонт; К — капитальный ремонт (в ремонтный цикл включается только один капитальный ремонт). Содержание работ, выполняемых в рамках каждого из текущих ремонтов, регламентируется и может существенно отличаться от других, присутствующих в ремонтном цикле. В структуре ремонтного цикла может предусматриваться малый (М) и средний (С) ремонт: например, Т2= С; Т1= Т3= М. Аналогично может представляться структура цикла технического обслуживания, устанавливающая перечень, количество и последовательность выполнения работ по межремонтному техническому обслуживанию (сменный осмотр, частичный осмотр, пополнение смазки, замена смазки, профилактическая регулировка и т. д.). Возможно включение работ по техническому обслуживанию (ТО) в структуру ремонтного цикла, например: К – ТО1– Т1– ТО2– Т2– ТО3– Т3– ТО4– К. Ремонтный цикл измеряется оперативным временем работы оборудования, время простоя в ремонте в цикл не включается. Длительность ремонтного цикла определяется сроком службы основных механизмов и деталей, замена или ремонт которых могут быть осуществлены во время полной разборки оборудования. Износ основных деталей зависит от многих факторов, основными из которых являются
- тип производства, от которого зависит интенсивность использования оборудования;
- физико-механические свойства обрабатываемого материала, от которых зависит интенсивность износа оборудования и его частей;
- условия эксплуатации, такие, как повышенная влажность, запыленность и загазованность;
- класс точности оборудования, определяющий уровень требований к контролю за техническим состоянием оборудования;
- размер оборудования (категория массы — до 10 т, от 10 до 100 т, свыше 100 т), от чего зависит доля машинного времени в общем времени.
Длительность ремонтного циклаТ определяется в отработанных машино-часах расчетным способом по эмпирическим зависимостям, учитывающим влияние многих факторов, в том числе перечисленных выше: , (103) где Тн — нормативный ремонтный цикл, часов (например, для определенных металлорежущих станков Тн = 16 800 ч.); ßП,ßм,ßу,ßТ,ßр — коэффициенты, учитывающие соответственно тип производства, вид обрабатываемого материала, условия эксплуатации, точность и размеры оборудования. Значения коэффициентов и нормативная длительность ремонтного цикла определяются на основе обобщения и анализа фактических данных предприятия или принимаются по справочным данным. Межремонтный периодТмр и периодичность технического обслуживанияТто выражаются также числом отработанных часов:
, (104)
, (105) где nТ и nТО — соответственно, число текущих ремонтов и работ по техническому обслуживанию за один ремонтный цикл. Длительность ремонтного цикла, межремонтного периода и периодичности технического обслуживания может быть выражена в годах или месяцах, если известна сменность работы оборудования. Правильный уход за оборудованием в процессе его эксплуатации, проведение организационно-технических мероприятий, продлевающих срок службы деталей и частей оборудования, способствуют изменению фактической длительности ремонтного цикла и межремонтных периодов по сравнению с нормативными. Сроки службы быстроизнашивающихся деталей и частей оборудования короче длительности межремонтного периода. Поэтому их целесообразно заменять по мере износа в межремонтный период. Трудоемкость ремонта при этом сокращается, объем работ по межремонтному обслуживанию увеличивается. Трудоемкость и материалоемкость ремонта и технического обслуживания оборудования зависят от его конструктивных особенностей. Чем сложнее оборудование, чем больше его размеры и выше точность обработки, тем выше сложность его ремонта и технического обслуживания, тем выше трудоемкость и материалоемкость этих работ. По признаку сложности ремонта оборудование распределено по категориям ремонтной сложности. Трудоемкость ремонтных работ раздельно по механической и электрической части оборудования определяется через трудоемкость единицы сложности ремонта. Категория ремонтной сложности (К) — это степень сложности ремонта оборудования. Категория ремонтной сложности оборудования определяется по числу единиц сложности ремонта, присвоенных данной группе оборудования путем сопоставления его с принятым эталоном — условным оборудованием. На отечественных предприятиях машиностроения за единицу ремонтной сложности механической части традиционно принимается ремонтная сложность условного оборудования, трудоемкость капитального ремонта которого составляет 50 ч, за единицу ремонтной сложности его электрической части — 12,5 ч (1/11 трудоемкости капитального ремонта токарно-винторезного станка 1К62, которому присвоена 11-я категория сложности ремонта). Ремонтная единица (р. е.) — это трудоемкость соответствующего вида ремонта оборудования первой категории сложности ремонта. Нормы трудоемкости на одну ремонтную единицу задаются по видам ремонтных работ (промывка, проверка, осмотр, текущий и капитальный ремонт) отдельно на слесарные, станочные и прочие работы. Трудоемкость каждого вида ремонтных работ определяется путем перемножения норм времени для данного вида работ по одной ремонтной единице на число ремонтных единиц категории сложности ремонта соответствующего оборудования. Суммарная трудоемкость ремонтных работ (Q) в плановом периоде рассчитывается по формуле:
, (106) где Ri — категория сложности ремонта i-го оборудования, ремонтных единиц; qK, qT и qТО — нормы трудоемкости капитального и текущего ремонта, технического обслуживания на одну ремонтную единицу, часов; nК, nТ, nТО — число капитальных и текущих ремонтов, работ по техническому обслуживанию в плановом периоде.
Когда необходим планово-предупредительный ремонт?
Инженерные системы есть в зданиях любого назначения. Меняться может только их перечень, конфигурация и уровень сложности. При условии правильного монтажа, после ввода в эксплуатацию инженерные системы отлично справляются со своими задачами, но через некоторое время их характеристики ухудшаются. В работе происходят сбои, и даже возникают аварийные ситуации. Чтобы этого не происходило, используют систему планово-предупредительных ремонтов (ППР) оборудования.
Что такое ППР
Под такой системой понимают комплекс мероприятий, цель которых – поддержать или восстановить работоспособность оборудования и обеспечить его безотказную работу. При выполнении планово-предупредительных ремонтов проводят технические осмотры, ремонт и замену деталей и узлов оборудования по заранее составленному графику. Для определения периодичности работ ориентируются на рекомендации производителя оборудования.
Что входит в планово-предупредительный ремонт
Проведение планово-предупредительных ремонтов – это оптимальный способ избежать аварийных ситуаций. Весь комплекс мероприятий можно разделить на две части: плановые ремонты и межремонтное обслуживание.
Внедрение системы ППР позволяет избежать таких ситуаций
Плановые ремонты могут быть трех видов:
- Текущие подразумевают минимальный объем работ. При их проведении оборудование очищают от загрязнений, устраняют мелкие выявленные неисправности, заменяют отдельные детали и т.д.
- Средние ремонты предполагают больший объем работ. При их выполнении проводят частичную разборку оборудования, заменяют изношенные детали, капитально ремонтируют отдельные узлы, проводят регулировку оборудования и его испытание под нагрузкой.
- Капитальные ремонты относятся к наиболее объемным. При их выполнении проводят полную разборку оборудования, меняют изношенные детали и узлы, выполняют регулировку оборудования и его испытание под нагрузкой.
Для планирования текущих и средних ремонтов нужно учитывать условия работы оборудования и особенности инженерных систем. Так, если речь идет о производственном здании с высоким уровнем влажности или наличием вибрационных нагрузок, межремонтные периоды желательно сократить. Капитальные ремонты выполняют с периодичностью, указанной производителем оборудования в его паспорте.
Межремонтное обслуживание оборудования проводят между плановыми ремонтами. Выполняют визуальные осмотры оборудования и систем в целом, контролируют режимы работы и корректируют отклонение рабочих параметров от номинальных значений, проверяют состояние соединений, устраняют мелкие неисправности. Межремонтное обслуживание носит профилактический характер. Оно позволяет выявить оборудование, которому нужен текущий или внеплановый ремонт.
Плановые ремонты и межремонтное обслуживание в рамках ППР позволяют поддерживать инженерные системы в работоспособном состоянии
Какими могут быть системы ППР
Организацию планово-предупредительных ремонтов можно проводить двумя способами: регламентированным или по состоянию. Принципиальное различие между ними заключается в показателе, на который ориентируются при определении периодичности выполнения работ.
На практике чаще всего используют регламентированные системы ППР. Ориентиром для них служат календарные периоды или наработка оборудования. При применении планово-предупредительных ремонтов по состоянию периодичность их проведения зависит от значения параметров, специфичных для каждой инженерной системы, типа и класса оборудования, входящего в ее состав.
Плюсы проведения планово-предупредительных ремонтов
Можно выделить несколько основных плюсов использования системы ППР:
- она позволяет поддерживать оборудование и инженерные системы в рабочем состоянии;
- есть возможность прогнозировать затраты на ремонт оборудования или инженерных систем в целом;
- ее внедрение позволяет контролировать продолжительность межремонтных периодов;
- причины поломок оборудования выявляются с высокой точностью, их можно анализировать, чтобы не допустить в будущем;
- есть возможность спланировать время простоя оборудования для проведения ремонтных работ.
Когда нужны планово-предупредительные ремонты
Разработка и использование системы ППР резко уменьшает количество аварийных ситуаций и обеспечивает работоспособность инженерных систем здания и оборудования, входящего в их состав. Это значит, что незапланированные расходы собственника здания на устранение последствий аварий тоже уменьшатся и здание можно эксплуатировать с максимальной эффективностью. Вывод: внедрение систем планово-предупредительных ремонтов необходимо для зданий любого типа и назначения. В противном случае большая часть ремонтов будет напоминать тушение пожаров.
Планово-предупредительный ремонт (ППР)
ИА Neftegaz.RU. Система планово-предупредительных ремонтов (ППР) – это комплекс организационных и технических мероприятий по уходу, надзору, эксплуатации и ремонту технологического оборудования, направленных на предупреждение преждевременного износа деталей, узлов и механизмов и содержание их в работоспособном состоянии.
Сущность системы ППР состоит в том, что после отработки оборудованием определенного времени производятся профилактические осмотры и различные виды плановых ремонтов, периодичность и продолжительность которых зависят от конструктивных и ремонтных особенностей оборудования и условий его эксплуатации.
Система ППР предусматривает также комплекс профилактических мероприятий по содержанию и уходу за оборудованием.
Она исключает возможность работы оборудования в условиях прогрессирующего износа, предусматривает предварительное изготовление деталей и узлов, планирование ремонтных работ и потребности в трудовых и материальных ресурсах.
Положения о планово-предупредительных ремонтах разрабатываются и утверждаются отраслевыми министерствами и ведомствами и являются обязательными для выполнения предприятиями отрасли.
Основное содержание ППР – внутрисменное обслуживание (уход и надзор) и проведение профилактических осмотров оборудования, которое обычно возлагается на дежурный и эксплуатационный персонал, а также выполнение плановых ремонтов оборудования.
Системой ППР предусматриваются также плановые профилактические осмотры оборудования инженерно-техническим персоналом предприятия, которые производятся по утвержденному графику.
Грузоподъемные машины, кроме обычных профилактических осмотров, подлежат также техническому освидетельствованию, проводимому лицом по надзору за этими машинами.
Системой ППР предусматриваются ремонты оборудования 2 х видов: текущие и капитальные.
Текущий ремонт оборудования включает выполнение работ по частичной замене быстроизнашивающихся деталей или узлов, выверке отдельных узлов, очистке, промывке и ревизии механизмов, смене масла в емкостях (картерных) систем смазки, проверке креплении и замене вышедших из строя крепежных деталей.
При капитальном ремонте, как правило, выполняется полная разборка, очистка и промывка ремонтируемого оборудования, ремонт или замена базовых деталей (например, станин); полная замена всех изношенных узлов и деталей; сборка, выверка и регулировка оборудования.
При капитальном ремонте устраняются все дефекты оборудования, выявленные как в процессе эксплуатации, так и при проведении ремонта.
Периодичность остановок оборудования на текущие и капитальные ремонты определяется сроком службы изнашиваемых узлов и деталей, а продолжительность остановок – временем, необходимым для выполнения наиболее трудоемкой работы.
Для выполнения планово-предупредительных ремонтов оборудования составляются графики.
Каждое предприятие обязано составлять по установленной форме годовой и месячный графики ППР.
Система ППР предполагает безаварийную модель эксплуатации и ремонта оборудования, однако в результате изношенности оборудования или аварий проводятся и внеплановые ремонты.
Преимущества использования системы ППР:
- контроль продолжительности межремонтных периодов работы оборудования,
- регламентирование времени простоя оборудования в ремонте,
- прогнозирование затрат на ремонт оборудования, узлов и механизмов,
- анализ причин поломки оборудования,
- расчет численности ремонтного персонала в зависимости от ремонтосложности оборудования.
Недостатки системы ППР:
- отсутствие удобных инструментов планирования ремонтных работ,
- трудоемкость расчетов трудозатрат,
- трудоемкость учета параметра-индикатора,
- сложность оперативной корректировки планируемых ремонтов.