Учимся читать схемы электропроводки
Взываю к помощи знающих людей, электриков и просто людей с мозгами. Давайте поможем начинающим автолюбителям (таким как я 🙂 ) разобраться в технических тонкостях устройства автомобиля. Так как встала задача немного помудрить с проводкой авто. то предлагаю начать именно с этого.
А именно, первый вопрос, с которым столкнется новичок, а как же собственно читать эти самые схемы. Давайте возьмем простой пример — плафон освещения. От него по схеме отходит 4 провода — для чего каждый из них? куда они идут и на что влияют?
Как читать электрические схемы VAG (памятка)
1 – место расположения реле. Цифра 12 обозначает место расположения реле на блоке.
2 – обозначение блока или элемента. Обозначение блока или элемента приведены в спецификации.
3 – обозначение предохранителя. Например: Предохранитель 19 с током защиты 10 А.
4 – обозначение контактов. Например: Контакт 3/49а. 3 – контакт 3 реле 12 на блоке реле.
5 – обозначение контактов на блоке реле. А13 обозначает контакт 13 разъема А.
6 – сечение провода в мм2.
7 – цвет провода. Цвета провода приведены на электрических схемах. 8 – обозначение контакта.
9 – блок или элемент.
10 – Обозначение блока или элемента и его номер.
11 – продолжение электропроводки. Номер в прямоугольнике указывает на электрическую цепь к которой подсоединяется данный провод.
12 – внутренние соединения.
13 – продолжение электропроводки внутреннего соединения.
14 – обозначение точки заземления.
15 – блок реле и предохранителей.
16 – внешние соединения.
17 – номера координат. Предназначены для облегчения поиска узлов на схемах.
дописано 22.04.2013
а сегодня я наткнулся на вот такое руководство ещё более полное
Как читать электросхемы автомобиля. Мини гайд.
По специальности я электромонтер по ремонту и обслуживанию электроборудования. В простонародье — электрик.
Нынче работаю электрослесарем в цехе тепловой автоматики и измерений, в простонародье опять же — КИПовец)
Но это так, лирика.
А если серьезно, пока я не пришел проходить практику от ПТУ, я понятия не имел что такое схемы)
Схему пускателя ПМЕ-211 за 2 года обучения я выучил на зубок, и знал ее по принципу «этот провод идет сюда, а этот туда». Это не дело. И вот, разбираясь с принципиальной электросхемой своего автомобиля, и показывая своему знакомому, я увидел не понимание в его глазах, и желание чтобы от него отстали. А ведь он тоже автолюбитель!
В общем, к сути.
Разберем основные буквенные и цифровые обозначения на схеме.
Есть вот такая. От ШНивы. За достоверность ВСЕГО не ручаюсь, но в целом она верна и взята с форума Нива-Шевроле. Для доступности выложил на свой личный Яндекс Диск. Качайте, кому нужна 🙂
ТЫК на ссылку со схемой.
Я не знал как подать материал, это мой первый опыт написания подобного материала, потому некоторые вещи я мог упустить.
На любой схеме есть обозначения. Что в промышленных, что в автомобильных — некоторые обозначения схожи.
Вот основные из них:
Принцип работы реле не буду расписывать. Вкратце, жмем кнопку, срабатывает катушка от которой замыкается контакт. На схеме по ссылке даже указано где, что и куда(с помощью пунктира).
Каждый, будь то реле или прибор должен чем-то питаться. Питание происходит по тем самым цветным линиям на схеме, которые и есть провода. Буквами обозначены цвета.
К примеру, ЗЧ — зелено-черный, ЖГ — желто-голубой и т.д.
Они уже уходят в общие жгуты, или косы проводов.
Например вот:
Почти над каждым проводом есть числа.
Первое число обозначает номер оборудования, куда уходит\откуда приходит данный провод.
Второе число обозначает номер пина, на который уходит\приходит провод.
Т.е. 16 — номер оборудования, 8 — номер пина колодки на приборе.
В нашем случае он уходит в колодку переднего жгута.
Если обозначение, начинается с буквы S, то это соединение, на котором сидит данный провод.
Соединения тоже есть на схеме.
Т.е. на данном фото черный провод уходит на соединение S3:
На самом деле слишком объемная, и сгодится только для того, чтобы разобраться во всех тонкостях. В интернете давно гуляют схемы отдельных участков цепи, собранных на небольшом изображении.
Например подобного плана:
Надеюсь, кому нибудь моя инфа окажется полезной)
Как правильно читать электросхемы VAG
Описание пункта 4 пояснения к символам обывателю («чайнику»), не сталкивавшемуся с электросхемами от VW, сходу не совсем понятен для практического применения.
Предлагаю более наглядное описание алгоритма поиска продолжения соединения (рисунок схем ниже) :
В нижней части на схеме отображена линия с цифрами, цифры обозначают порядковый номер линии. Обозначим это значение как «А»
Ряд проводов на схеме заканчивается прямоугольником с цифрой. Эта цифра в прямоугольнике – номер электрической цепи, в которой отображено продолжение провода. Обозначим это значение как «Б»
Обрыв провода на схеме можно описать как точку с координатами: А — Б, где «А» – это порядковый номер линии (цифра), над которой по вертикали располагается прямоугольник с цифрой «Б».
Рассмотрим на схеме No.42/3 для системы кондиционирования окончания проводов со значениями (координатами) 22 — 16 и 41 – 17.
Обозначены красным и зеленым ромбиками.
Продолжения этих проводов будут иметь перевернутые координаты, т.е. 16 – 22 и 17 – 41 соответственно.
16 – 22: для поиска на схеме No.42/3 ищем внизу номер линии 16, над цифрой 16 по вертикали находим прямоугольник со значением в нем 22 (обозначен синим), это и есть искомое продолжение провода 22 – 16.
17 – 41: для поиска находим схему с номером линии 41, это схема No.42/5. Над цифрой 41 по вертикали находим прямоугольник со значением в нем 17 (обозначен желтым), это и есть искомое продолжение провода 41 – 17.
Соединяем найденные окончания проводов.
Если вы не нашли информацию по своему автомобилю — посмотрите ее на автомобили построенные на платформе вашего авто.
С большой долей вероятности информация по ремонту и обслуживанию подойдет и для Вашего авто.