Как проверить щёточный узел
В автомастерские зачастую обращаются с проблемой, когда не работает щеточный узел. В основном проблема кроется в механическом или электрическом разрушении, но не стоит спешить выбрасывать данную деталь. Дальнейшая эксплуатация вполне возможна, если вы знаете, как проверить щеточный узел.
Как проверить щёточный узел генератора
Для начала давайте рассмотрим, как проверить щеточный узел у генератора. Следует снять деталь с автомобиля и произвести её разборку, так как нужный узел находится сзади возле вала генератора. Далее найдите на генераторе щетки и снимите щеточный узел, открутив крепеж.
Нам понадобится блок питания с возможностью регулировки нагрузки, зарядное устройство, автомобильная лампа на 12В и провода для системной сборки. Стоит отметить, что зарядное устройство не будет работать без аккумулятора.
Далее требуется подключить провода от реле-регулятора генератора к аккумулятору, и к их щеткам лампу на 12 В. Будьте очень осторожны, поскольку щетки довольно хрупкие и есть риск их сильно повредить. В противном случае знайте, что в Люберцах ремонт стартеров и генераторов далеко не единственная услуга. Могут помочь и с ремонтом щеток.
В нормальном состоянии во время подключения лампочка будет гореть равномерно и спокойно, поскольку щеточный узел – это проводник вала. Если подключение происходит в нормальном состоянии, то лампочка загорится, и будет равномерно и спокойно гореть, ведь щеточный узел — это проводник вала. Напряжение должно составлять 12,7 В.
Теперь нужно поднять напряжение до 14,7 В, что при этом лампа должна погаснуть. 14,5 В точка осечки естественного горения лампы. Попробуйте снизить напряжение, в норме лампочка должна загореться. Если это произошло, то реле-регулятор генератора работает исправно. Конечно, Вы можете не знать, для чего нужен якорь генератора, но при негативном результате задумайтесь о возможном ремонта механизма.
Как проверить щеточный узел генератора мультиметром
Не лишним будет узнать, как проверить щеточный узел генератора мультиметром. Этот метод является более правильным и в него входит проверка схем аккумулятора. Проводить манипуляцию следует с запущенным двигателем, используя при этом вольтметр.
В случае, когда двигатель не заведет вольтметр должен показывать 12,7В и если показатель другой, обязательно подзарядите аккумулятор. Запустите мотор автомобиля, на мультиметре укажите отметку до 20 В. Щупы приложите к клеммам, если в итоге напряжение базирует от 13 до 14 В, то это нормальное значение.
Стоит отметить, что такое значение подходит и в случае проведения ремонта грузовых стартеров, однако если показатель был ниже 12 или выше 14,5 это говорит о возможных неисправностях. Проблему стоит искать не только в реле, но и в генераторе.
Как проверить щеточный узел стартера
Напоследок рассмотрим, как проверить щеточный узел стартера. Для начала его необходимо осмотреть на предмет электрического разрушения. Бывает так, что якорь коллектора разваливается, а узел просто заломан без явного воздействия тока. Или же водитель крутит до конца так, что коллектор, узел и щётки перегреваются и разрушаются, оставляя нагары, прогары, а щетки разваливаются слоями.
Единственное, что можно сделать самостоятельно — это визуально оценить степень износа щеток. Если все зрительно проблем не наблюдается, то с помощью мегаомметра проверяется сопротивление изоляции. Такой способ применяется и по отношению к ремонту генераторов грузовиков и других автомобилей.
Не смотря на возможные проблемы с щеточными узлами, зачастую проблема кроется в клеммах на аккумуляторе. Они сами по себе предрасположены к окислению, после которого процесс зарядки затрудняется. Отсюда и появляются основные проблемы. Поэтому рекомендуем проводить диагностику с их осмотра.
Как понять, что щетки стартера вышли из строя?
Существует несколько признаков (симптомов) по которым можно самостоятельно понять, что щетки стартера вышли из строя и нуждаются в замене.
На примере стартера 29.3708 автомобилей ВАЗ 2108, 2109, 21099 попробуем разобраться, что это за признаки и как их самостоятельно распознать.
Для начала определимся, что может произойти со щетками стартера, что бы они пришли в негодность.
Во первых, это усталостный износ. Который составляет для щеток стартера 29.3708 автомобилей ВАЗ 2108, 2109, 21099 0,5 см. Если щетки ниже этой высоты, то они перестают нормально работать.
Во вторых, это разрушение щеток в следствии низкого качества или неправильной установки при ремонте.
И в третьих — это зависание щетки (подвисание), когда ее заклинивает в обойме и она перестает касаться коллектора якоря стартера.
Ну и еще можно добавить неисправность напрямую влияющую на работоспособность щеток — это загрязнение коллектора якоря, при котором нарушается контакт с ним щеток.
В любом из этих перечисленных случаев нарушается или вообще прекращается подача электрического тока через щетки на якорь стартера. Исходя из этого признаки неисправности щеток будут следующие.
Признаки (симптомы) неисправности щеток стартера
1. Стартер не крутит, но втягивающее реле щелкает.
При повороте ключа в замке зажигания в положение «стартер» происходит срабатывание втягивающего реле стартера, но стартер не крутит двигатель. Срабатывания могут быть частыми или, наоборот не частыми. То есть электрический ток поступает на втягивающее реле и оно срабатывает (щелкает при замыкании «пятаков»). Но из-за повреждения щеток дальше на якорь стартера он не попадает и тот не крутит.
Помимо щеток причиной этой неисправности могут выступать и другие детали стартера и не только. См. «Срабатывает втягивающее (тяговое) реле стартера, но он не крутит».
2. Стартер слишком медленно вращает коленчатый вал двигателя.
Частота вращения вала стартера при пуске двигателя в пределах 1650 об/мин. Если при пуске стартер слишком медленно вращает коленчатый вал двигателя, либо, то вращает нормально, то замедляется (подклинивает), то скорее всего его щетки вышли из строя. А именно контакт щеток с якорем стартера уже нарушен, но еще не до конца. Имеется значительное сопротивление прохождению электрического тока.
Что делать, если есть подозрение на неисправность щеток стартера?
Выход тут только один. Необходимо снять стартер и проверить состояние его щеток. Если стартер не ремонтировался уже где-то около 100 тыс км пробега, то наверняка его щетки потребуют замены. Для доступа к щеточному узлу у стартера 29.3708 можно снять только задний защитный кожух. В ходе визуального осмотра определяем состояние щеток, проверяем свободу их перемещения и устраняем заедание. В случае необходимости заменяем их новыми. См. «Как заменить щетки на стартере ВАЗ 2108, 2109, 21099?».
Помимо щеток причиной этой неисправности могут выступать и другие детали стартера и не только. См. «Почему стартер плохо крутит при заряженном аккумуляторе?».
Примечания и дополнения
— Принцип действия стартера 29.3708 и иных стартеров аналогичных ему основан на физическом явлении взаимодействия магнитного поля якоря с магнитным полем обмотки статора, при котором якорь выталкивается из магнитного поля сердечников обмотки статора и начинает вращаться. Что бы эта система сработала необходимо подать напряжение (электрический ток) на якорь стартера. Что и происходит через щетки, прижатые к коллектору якоря.
— Одной из наиболее распространенных моделей стартеров для автомобилей ВАЗ 2108, 2109, 21099 является стартер 29.3708 и его модификации (например, 29.3708-01 и т.п.). Это четырех щеточный электродвигатель постоянного тока со смешанным возбуждением от постоянных магнитов, оборудованный приводом включения и двухобмоточным тяговым реле.
Вот характеристики его щеток.
Тип щеток – МГС-20
Размеры щеток – 7/16/20 мм
Сила натяжения щеточной пружины – 0,9-1,1 кГс
Неисправности щеток генератора: найти и устранить
Одна из проблем с электрикой автомобиля подразумевает износ щеток генератора. Если преобразователь тока выходит из строя, то многие водители спешат его выбросить и покупают новый. Однако часто проблема кроется в истирании угольков — достаточно их заменить, и деталь снова заработает.
Где находятся щётки генератора и для чего они нужны
Щетки применяются в любом электрическом двигателе, каковым является и автомобильный генератор. Они расположены под крышкой устройства, непосредственно соприкасаются с вращающимся коллектором преобразователя (ламелями) на роторе. Ламели — это медные контакты в виде колец, которых на преобразователе всего два.
Щетки генератора
Расположение щеток генератора
Как и было написано, графитовые угольки расположены под крышкой — задней, которая на установленном преобразователе смотрит в сторону двигателя. Чтобы вытащить их, не нужно целиком демонтировать генератор с машины, щеточный узел держится на одном болте и подключен к регулятору напряжения. Однако на некоторых автомобилях снимать устройство придется, так как конструкция там не позволяет поступить иначе.
Функция графитовых угольков очень важная — они передают ток от аккумуляторной батареи на обмотки возбуждения ротора. Происходит это во время контактирования щеток с ламелями.
Признаки неисправности
Ниже приведены явные признаки неисправности щеток генератора, указывающие на время их замены:
- без повода отключаются электроприборы в машине — при движении автомобиля неожиданно гаснут фары, стопы, отключается автомагнитола;
- оптика работает тускло, часто мигает;
- постоянно горит лампочка АКБ на панели приборов — мерцающая пиктограмма укажет на недостаточное получение батареей тока;
- резко снижается бортовой ток автомобиля, двигатель трудно заводится;
- аккумулятор быстро садится, даже после продолжительной езды;
- свистит ремень — в этом случае надо проверить натяжение, так как если генератор не будет вращаться с должной скоростью, то и АКБ нормально заряжаться не будет.
Рекомендуется проверять устройство преобразования тока каждые 40-50 тыс. км пробега машины. Именно на этом отрезке времени щетки преобразователя обычно изнашиваются. Устройство становится не в состоянии заряжать АКБ, отчего та быстро садится.
Новые и изношенные щетки
Новые и изношенные щетки генератора
Еще одним признаком, указывающим на проблему с генератором, является запах гари и в некоторых случаях — появление дымка из-под капота. Это свидетельствует об отслоении дорожек и кусков резины от приводного ремня. Такое происходит по причине подклинивания какого-то навесного оборудования — возможно обводных роликов. Преобразователь с неисправным ремнем не сможет нормально работать.
Как проверить щетки
Самый просто способ — проверить предохранитель, отвечающий за генератор. При неисправности, замените его. Потом желательно осмотреть целостность ремня, проводки и корпуса преобразователя. Если все в порядке, то надо переходить к контролю щеток.
Чтобы проверить, стерлись щетки генератора или нет, надо измерить их остаточную длину. Если элементы короче 5 мм, то их надо заменять. Контроль угольков обязан проводиться при плановом осмотре электрики автомобиля.
Однако этот способ даст лишь поверхностное представление о состоянии щеток. Да и на многих автомобилях графитовые элементы совмещены с регулятором напряжения, а поэтому заодно проверяется и эта деталь. Как правило, для проверки используют мультиметр — но сойдет и обычная 12-вольтовая лампочка. Она соединяется с угольками, а на массу и плюс регулятора напряжения подается ток в 12 вольт. Индикатор должен гореть, а при увеличении напряжения (15 В и выше) — тухнуть.
Проверка щеток генератора лампочкой
Проверка щеток генератора лампочкой
Другой способ, уже с использованием тестера (мультиметра). Включить бортовое напряжение, мотор не заводить — напряжение должно быть в пределах 12 В. После этого на заведенном двигателе замерить напряжение на клеммах аккумулятора и выводах генератора. Ток должен находиться в пределах 13-14,7 вольта. Если заметны колебания в большую сторону, то идет перезаряд (скорее всего, неисправен регулятор). А если отклонение в меньшую сторону, что-то со щетками или поступлением тока.
Внимание! Запрещается проверять генератор, снимая плюсовую клемму с аккумулятора. Так делали наши деды, но машины тогда были другие. На современных автомобилях установлен электронный реле-регулятор, который из-за таких действий может сгореть.
Если конструкция автомобиля не предусматривает проверку и замену щеток на месте, придется сначала демонтировать устройство преобразования тока. Например, так устроено большинство модификаций Киа Рио.
Ниже подробная инструкция по снятию генератора, когда защита двигателя не затрагивается:
- Поднять капот машины.
- Скинуть клеммы с АКБ, чтобы не было замыкания.
- Открутить верхний болт кронштейна на котором крепится генератор.
- Отпустить нижний болт крепления. Не нужно его целиком выворачивать, надо лишь снизить усилие на натяжитель ремня.
- Ослабить натяжение и скинуть ремень.
- Скинуть фишку напряжения.
- Потянуть генератор на себя, открутить провод и снять устройство.
- Разобрать заднюю крышку, головкой на 8 выворачивая гайки.
- Головкой на 7 отвернуть гайки крепления щеточного узла.
- Вытянуть и снять таблетку с графитовыми элементами в сборе.
Дальше нужно осмотреть состояние щеток. Если они требуют замены, то нужно снять их из узла и поставить новые. Можно также целиком заменить таблетку, но стоить это будет дороже. При умении обращаться с паяльником, расходы удастся заметно снизить и сэкономить. Задача простая — отпаять обратные концы угольков, чтобы детали выпали из своих посадочных отверстий.
В процессе установки новых щеток, не забудьте вдеть сначала пружинки. Под каждый уголек предусмотрена пружина, которая держит элементы внутри гнезд таблетки. Их тоже желательно заменить новыми — идут в комплекте.
Установка новой щетки
Установка новой щетки генератора
Как избежать серьезных поломок
Чтобы не попасть на замену всего генератора и более тяжелый ремонт автомобиля, щетки надо вовремя заменять. Неисправный преобразователь не будет питать аккумулятор, из-за чего увеличится зарядный ток устройства. Это повлечет за собой другие, более тяжелые последствия — к примеру, разрушение диодного моста.
Внимание стоит уделить также батарее внешнего питания. Да и вообще, АКБ с генератором работают в тандеме, порча одного устройства обязательно сказывается на состоянии другого. Поэтому не нарушайте правил эксплуатации аккумулятора, заменяйте его при истечении срока службы, не допускайте механических повреждений и переполюсовки.
Помните, что генератор имеет самую большую скорость вращения из всех узлов автомобиля — его обороты даже превышают частоту оборотов силового агрегата. Они составляют примерно 10-14 тыс. об/мин, что в 2-3 раз больше, чем у ДВС. Поэтому срок службы электродвигателя и ниже в два раза.
Условно поломки генератора делят на механические и электрические. В первом случае косвенным признаком неисправности становится повышенная шумность работы устройства, что характеризует поломку подшипников в передней крышке. В случае электрического повреждения наблюдается отсутствие напряжения АКБ, низкий ток или превышение заряда.
Регулятор напряжения или реле на современном автомобиле, как и щетки, играет важную роль. Как известно, генератор автомобиля соединен с коленчатым валом ДВС через мягкий привод (ремень). Скорость движения машины и обороты бывают разными, поэтому ток выдается несбалансированным. Чтобы сглаживать и регулировать выдаваемое напряжение, и нужен регулятор. Его часто называют «таблеткой», «шоколадкой», «стабилизатором».
Факторы, сокращающие ресурс генератора
Заметно сократить ресурс генератора могут:
- резкие перепады температуры и постоянная эксплуатация машины — в подкапотном пространстве в этом случае образуется вредный конденсат;
- плохое качество изготовления комплектующих — поэтому при замене генератора и его деталей, не стоит экономить на оригинальных расходниках;
- проливы различных технических жидкостей (антифриза, масла для ГУР) — агрессивные жидкости легко разъедают щетки преобразователя, а также соединяясь с пылью, образуют токопроводящую среду и приводят к замыканиям;
- внешние факторы — реагенты, грязь, влага;
- износ отдельных компонентов — не только щетки, но и ремень, подшипники, шкив и т. д.
Регулятор напряжения и диодный мост имеют сравнительно солидный запас прочности.
Диодный мост
Диодный мост и регулятор напряжения со щеточным узлом
Распространенной причиной неисправности преобразователя 24/12 вольт в машине является банальный износ и коррозия. Щетки тоже повреждаются чаще всего именно из-за длительной эксплуатации автомобиля.
Ремонт или замена?
Безусловно, ремонт обходится дешевле замены, особенно, если стерлись щетки. Эти расходники стоят недорого, замена проводится легко, без использования специального оборудования. Также устройство проще восстановить, если разрушены подшипники.
А вообще, принято условно делить элементы автомобильного генератора на трудно изнашиваемые и расходники. О последних речь шла выше — щетки, подшипники, обгонная муфта, ламели, проставки. На них действует определенный срок, после которого их надо менять. Например, демпферный шкив служит 200-300 тыс. км, графитовые элементы — 50 тыс. км и т. д.
Техническое обслуживание генератора надо проводить в срок, а на любой признак (вой, гул, тусклое свечение лампы аккумулятора) быстро реагировать. В противном случае в скором времени придется менять уже преобразователь, так как после внутреннего замыкания и поломок трудно изнашиваемых деталей, ремонт нецелесообразен.
Почему горит лампочка аккумулятора на панели приборов
11-02-2021, 12:20 0 Почему горит лампочка аккумулятора на панели приборов
Как проверить генератор на машине: с мультиметром и без него От генератора зависит нормальная работа электрических и электронных систем автомобиля. Как правильно его проверить — об этом в нашей статье.
26-08-2020, 12:47 2 Как проверить генератор на машине: с мультиметром и без него
Как проверить генератор автомобиля Как предотвратить выход из строя генератора, особенности и слабые места узлов.
14-05-2017, 21:41 0 Как проверить генератор автомобиля
Восстанавливаем энергообеспечение: проверка и восстановление работы альтернатора Volkswagen Sharan Минивэн Volkswagen Sharan занимает достойное место в ряду вместительных семейных автомобилей. Простота конструкции вместе с немецким качеством обеспечивают надежность этого автобуса. Однако несоблюдение циклов регламентных работ по обслуживанию оборачиваются досадными поломками, зачастую требующими
29-01-2014, 15:58 0 Восстанавливаем энергообеспечение: проверка и восстановление работы альтернатора Volkswagen Sharan
Устройство и типы генераторов на автомобилях ВАЗ седьмой серии Одним из важнейших элементов в схеме электропитания автомобиля является генератор. На первый взгляд это довольно сложное устройство, но прочитав эту статью, разобраться в принципе его работы, будет не так уж и сложно. Генератор, это сложное устройство, требующее к себе бережного отношения.
25-12-2013, 07:22 0 Устройство и типы генераторов на автомобилях ВАЗ седьмой серии
Принципы установки генераторов на автомобилях Жигули Генератор — это сложное устройство, которое преобразует механическую энергию в электрическую, обеспечивающее питание всей электропроводки автомобиля и зарядку аккумулятора. Его подключение — важная составляющая часть установки. При неправильном подключении неизбежно повреждение важных узлов и
Определение технического состояния щеточного механизма
От работы щеточного механизма в значительной степени зависит надежность работы электрической машины. Щетки являются одними из наиболее подверженных интенсивному износу деталей щеточно-коллекторного узла. В результате износа щеток уменьшается нажатие на них пружин щеточного механизма, а между щетками и коллектором возникает интенсивное искрение, которое, в свою очередь, приводит к ускорению износа щеток и коллектора (электрический износ).
Состояние щеток электрических машин определяется осмотром (должны иметь чистую блестящую рабочую поверхность без рисок и трещин) и измерением высоты штангенциркулем.
Высота щеток асинхронных электродвигателей с фазным ротором не должна быть меньше значений, приведенных в таблице ниже.
Габарит электродвигателя | Высота щетки, мм | |
номинальная | допустимая | |
4-й, 5-й | 25 | 12 |
6-й | 32 | 18 |
7, 8, 9-й | 40 | 20 |
Если щетка в поперечных направлениях имеет сравнительно большое перемещение относительно обоймы щеткодержателя, то измеряют зазор между щеткой и обоймой. Измеренные с помощью щупов зазоры между щетками и обоймами должны находиться в пределах, указанных в таблице ниже.
Место измерения | Зазор между щеткой и обоймой, мм | |
наибольший | наименьший | |
В направлении оси электрической машины | 0,50 | 0,20 |
В направлении вращения якоря, при ширине щетки, мм: | ||
до 16 | 0,30 | 0,06 |
свыше 16 | 0,35 | 0,07 |
В связи с тем, что на износ коллектора и щеток большое влияние оказывает нажатие пружин, при диагностировании щеточно-коллекторного узла обязательной операцией является измерение нажатия. Как недостаточное, так и чрезмерное нажатие пружин приводит к ускоренному износу коллектора и щеток. При чрезмерном нажатии наблюдается в основном механический износ коллектора и щеток.
Нажатие пружин щеточного механизма электрических машин измеряют динамометром. Перед измерениями между щеткой и коллектором или контактным кольцом закладывают ленточку тонкой бумаги. Крючок динамометра цепляют за курки или пружину щеткодержателя таким образом, чтобы продольная ось динамометра совпадала или была параллельной продольной оси щетки и, одновременно прилагая соответствующие усилия к динамометру и к полоске бумаги, считывают показания на шкале динамометра в момент начала освобождения бумаги.
Нажатие пружин щеткодержателей асинхронных электродвигателей с фазным ротором приведено в табл. 20.
Габарит электродвигателя | Нажатие, кгс | |
номинальное | допустимое | |
4-й | 2,0—2,5 | 1,7 |
5-й | 3,2—4,0 | 2,5 |
6-й | 3,6—4,14 | 2,5 |
7, 8, 9-й | 6,25—7,81 | 5,5 |
Обычно в электрических машинах пружины должны обеспечивать равномерное давление на щетки в пределах 0,12—0,2 кгс/см².
Дополнительно по теме:
- Диагностирование изоляции катушек низковольтных аппаратов
- Диагностирование контактных систем низковольтных аппаратов
- Контроль напряжения втягивания и отпускания якорей магнитных пускателей
- Контроль состояния коллектора и контактных колец
- Проверка и регулировка коммутации машин постоянного тока
- Автоматический контроль технического состояния погружных электродвигателей
- Диагностирование короткозамкнутых обмоток роторов без разборки электродвигателей
- Диагностирование короткозамкнутых обмоток роторов разобранных электродвигателей
- Диагностирование подшипников без разборки электрических машин
- Определение технического состояния подшипников без съема с валов электрических машин