Элемент пельтье как повысить мощность
Перейти к содержимому

Элемент пельтье как повысить мощность

  • автор:

6. Доработка авто холодильника на элементах пельтье

Всем привет. Сегодня поговорим о том как можно доработать автохолодильник, не дорого и результативно.
Частенько мы с семьёй ездим отдохнуть в палатках. И вот в один прекрасный момент пришло понимание, что для увеличение автономности нам необходим автохолодильник. Просмотрев рынок автохолодильников имеем 3 основных вида:
1.Термоэлектрические
2.Компрессионные (компрессорные)
3.Абсорбционные
2 и 3 вариант отметаем сразу из-за цены- она начинается где-то с 18К за небольшой холодильник.
Значит берем 1. вариант, тут тоже разброс цен достаточно богат. Тут будет несколько советов по выбору:
1. Объём- 7-8л на человека (взрослого) мой 28л.
2. Минимум «наворотов»- основная функция это охлаждать, а нагрев, доп лампочки и прочее — это лишь способ увеличить цену.
3. Не ведитесь на громкие цифры типа охлаждает до -2 и т.п. Холодильники этого типа конструктивно не смогут ничего заморозить в условиях лета. Максимум их возможности это снизить температуру внутри на 15-17 градусов от уличной.
4. Докупите аккумуляторы холода- они повысят автономность вашего холодильника.
Долгое получилось вступление, теперь поговорим о доработках.
Т.к. изначально я знал о всех особенностях данного типа холодильника- не было никакого смысла покупать новый, всё равно доводить до ума надо будет. Итак на авито был куплен вот такой холодос

Фото в бортжурнале KIA Rio (4G)

Фирма нормальная, комплектация минимальная- ни питания от 220, ни термометра, ни нагрева- переплачивать за это нет смысла.
Предыдущий собственник уже пытался доработать его обклеив внутренности 5мм пенофолом и сделав короб из жести для лучшего направления воздуха

Фото в бортжурнале KIA Rio (4G)

Всё это оставим т.к. доработки правильные, лучший поток воздуха повысит КПД пельтье, а Пенофол улучшит теплопотери, но сделано это слегка небрежно.
По этому берем алюминиевый скотч и облагораживаем стыки

Фото в бортжурнале KIA Rio (4G)

Дальше разбираем корпус холодильника

Фото в бортжурнале KIA Rio (4G)

Тут видно, что штатно утепление идет пенопластом и воздушным зазором.
Тоже можно доработать.
1. Обклеиваем пенопласт ал. скотчем- увеличим отражающий эффект

Фото в бортжурнале KIA Rio (4G)

2. на работе был вот такой вспененный материал- обмотал им тоже, хуже не будет

Фото в бортжурнале KIA Rio (4G)

Встало всё в корпус в натяжку, но без усилий.
Далее переходим к тех. части холодильника. Не забываем про крышку

Фото в бортжурнале KIA Rio (4G)

Обязательно меняем термопасту, не известно сколько старой лет и сколько вообще её там

Фото в бортжурнале KIA Rio (4G)

Потом приступаем к улучшению характеристик, чтобы элемент пельтье работал максимально эффективно ему нужен хороший обдув. Для этого берем преобразователь DC-DC при помощи него поднимаем напряжение ТОЛЬКО на вентилятор- это увеличит его обороты. Я поднял до 14.5 В. Для удобства добавил в крышку термометр с выносным датчиком

Фото в бортжурнале KIA Rio (4G)

Так же замене подвергся родной штекер прикуривателя на более качественный с выключателем

Фото в бортжурнале KIA Rio (4G)

Для работы от 220 сделал преобразователь 220-12 из вот такого блока и двух прикуривателей

Фото в бортжурнале KIA Rio (4G)

Этим убил 2 зайцев — и холодильник можно запитать при наличии 220, и все гаджеты заряжать не тягая кучу зарядок.
В конечном виде получилось так :

Фото в бортжурнале KIA Rio (4G)

По итогам полевых испытаний

Фото в бортжурнале KIA Rio (4G)

Получил следующее- перед поездкой заморозил акки холода, продукты, даже вино и пиво продержал в морозилке часов 6-7. Температура при выезде из дома на море с утра пятницу была 2,5 градуса.

В воскресенье с утра достал от туда последнюю упаковку чивапчичи- в упаковке был ещё лёд.
Короче, кто дочитал до сюда вообще красавчик, автономность данного девайса горячим кубанским лето- 2 суток МАКСИМУМ, сутки — полтора держит вообще на ура.
На этом пока ВСЁ!
Всем МИР!
P.S: по деньгам
на сам холодильник:
1. Скотч, паста, утеплитель — были так, что бесплатно.
2. Преобразователь DC-DC -230р.
3. Термометр -430р.
4. Штекер-130р
ИТОГО: 790+ холодильник 3000р=3790р.
на Преобразователь:
1. Блок, вилка- были, бесплатно.
2. Розетка прикуривателя- 250р*2=500р.
Итого общая сумма с доработками-4290р.
Считаю очень не плохо, с учетом того что такого плана новый стоит от 5000, а по характеристикам будет хуже моего.

Как повысить мощность автохолодильника?

Итак, товарищи, прошу вашей помощи.
Имеем вот такой автохолодильник: avtozvuk.ua/info/41128
Есть желание увеличить его «хладопроизводительность». Внутри стоит один элемент Пельтье TEC1-12705 (lib.chipdip.ru/053/DOC000053443.pdf). Как посоветуете поступить? Поставить еще такой же (или такого же размера, но мощнее 12706/12708)? Или поставить дополнительно больший по площади и мощности 12715? Или не один, а, например, добавить еще 2-3? И вообще, какую «конфигурацию» элементов рациональнее использовать?
Правильно ли я понимаю, что чем сильнее мы охладим «горячую» сторону «рабочего» элемента, тем холоднее будет «холодная» сторона?
Заранее спасибо!)

1 декабря 2014
Поделиться:

Комментарии 48

Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы писать комментарии, задавать вопросы и участвовать в обсуждении.

Я езжу на Mitsubishi Pajero Sport (2G)

Mishka1984, вы совершенно правы: чем сильнее мы охладим горячую сторону, тем холоднее будет холодная сторона. Я, например, на ребра внешнего радиатора под вентилятор намотал х/б узкую киперную ленту, свободный конец которой пропустил через кембрик в стакан с водой. Кембрик нужен для предотвращения испарения воды по пути к радиатору, а уровень воды должен быть выше поверхности радиатора. При внешней температуре выше 30 градусов в холодильнике за ночь температура понижается до отрицательных значений ( на радиаторе холодной стороны образуется иней ).
Удачи. Юрий.

Спасибо) Два года уж прошло, энтузиазм как-то пропал. Хотя впереди лето, может еще поколдую что-нибудь)

Тема подзабыта, освежу. Есть термохолодильник Mystery. пользуюсь уже более 4-х лет. В принципе все устраивало, но во время последней поездки перестал холодить. Вскрытие показало, что умер элемент Пельтье ТЕС1-12705. Что бы добраться до элемента надо было снять радиаторы (их два- сверху (большой) и снизу (по меньше)). Сам элемент вроде прозванивается (КЗ нет), даже вроде меняется напруга при нагреве от пальцев, но если подавать 12 в непосредственно на него, то ни чего не происходит — не греется, не охлаждается. Заказал на Alie на замену за копейки. Но проблема в том, что когда снимал, не обратил внимание какой стороной куда стоял. Ясно, что вроде ни чего страшного, можно ставить любой, а потом, если не угадаю, переполюсовать питание на него. Но на нижнем радиаторе стоит термостат на 75 градусов, я так думаю, что термостат стоит на той стороне, что нагревается, на это и надо ориентироваться. Или я не прав?

Расскажи, что это за разделение такое?

Без машины

В теории, доработать увеличением элементов можно.
Там еще прикол с разделением элементов, через пенопласт. С помощью тепловых трубок. У моего холодильника так.
Но доработать его точно не получиться, корпус сильно ограничен. Да и ток будет непомерный. У моего 4 ампера.

Несуществующий пользователь
Без машины

Я не совсем в теме, но насколько я понял о элементах пельтье, то они вырабатывают электричество за счёт разницы температур, т.е. чем больше разница, тем больше тока (значит для получения электричества одну сторону охладить, а вторую нагреть). Это про вопрос охлаждения сторон. Как с обратной реакцией — не скажу. А не подскажете эл.схему вашего холодильника (как работает)? Извините, если коммент бесполезен.

Элемент Пельтье и в обратную сторону работает: при подаче на него наряжения одна сторона охлаждается, другая нагревается. Элемент зажат между радиаторами: с одного вентилятором гонится холод в камеру, с другого тепло в атмосферу. Кстати, при смене полярности стороны «меняются местами»: внутрь холодильника будет нагнетаться тепло.
Схемы там как таковой нет: тумблер смены полярности да блок питания (холодильник может от 220 работать). А так тупо + и- с АКБ на элемент.

Пардон. Ты хочешь сказать панель работает от12 аккомулятора и 220

От 12 В. А внутри еще преобразователь (блок питания) стоит.

простите, а вариант «заморозить бутыль воды и кинуть внутрь» не рассматривается ?

Перечитайте камменты внимательно. Так и делаю.
Да и вопрос не «как холодную водичку довезти», а «как улучшить холодильник»…

есть мнение, что бутылку со льдом можно использовать не только как питьевую ёмкость, но и как т.н. «аккумулятор холода».

Еще раз напишу: 5 бутылок по 0,5 ночь лежат в морозилке. Затем кладутся в холодильник, холодильник в багажник. Через 30 часов езды на жаре летом все эти бутылки чуть прохладные, но не холодные. Меня это не совсем устраивает…

У меня обычная термосумка с батареями. На день хватает.

В продаже имеются автомобильные морозильники до -18*C. Цена вопроса ~10000 рублей. Производство Италия.
Эт не реклама, электрикой лучше не баловаться. Сосед баловался, авто ночью сгорела до тла.

Спасибо, конечно, но за 10000 я из багажника термос сделаю)

Покупали по работе, вещь просто классная

Я сделал со своим холодильником легкую модернизацию. В результате температура внутри стала ниже на 2 градуса при неизменной температуре снаружи. Вместо элемента пельтье 65Вт я поставил 108Вт. В итоге вилка в прикуриватель расплавилась. В Mitsubishi Pajero с двумя аккумуляторами общей емкостью где-то 169 А*ч 3 часа работы холодильника заметно не разряжали АКБ — заводился без проблем.

Странно, что никто об этом не подумал, но… прежде чем наращивать количество элементов советую обратить внимание на подсчет количества потребляемой мощности, элементы прожорливые шибко. Ваш 12706 жрет около 72 ватт, что больше одной фары головного света. Предложенный ниже 12715 жрет 136 Ватт, что уже равно двум фарам. Если вы сделаете бутерброд, то не подохнет ли ваш аккумулятор прежде чем остынет холодильник. Т.е. желательно использовать при езде(работающем генераторе), и позаботится о нужном сечении проводов и безопасности, а также здоровье генератора, чтобы его хватило не только на нужды такого бутерброда из элементов, но и на нужды самого автомобиля. Вот и думайте, что делать. )

Это вопрос из другой области. Надо решить что делать с холодильником, а потом решим и как его запитать.

когда то баловался с этими элементами.впринципе да чем сильнее охладишь горячую сторону тем сильнее охладится холодная. как вариант ставь бутерброд из 2 элементов в конфигурации х-гх-г тоесть один элемент охлаждает второй но перед этим рекомендую заняться герметизацией бокса и заменой его наполнителя.

Тоже об этом подумал, но пока не залез во внутрь еще.

как вариант можно электрику не трогать. разберись с теплоизоляцией ящика и внутрь пару аккумуляторов холода. температуру должно сбить градуса на 3-4. я думаю имеющегося охладителя хватит для поддержания температуры

Это параллельный электрике этап. Подходить к вопросу будем комплексно))

Не получится на пельтье. Хоть сколько ставь, все равно разница температур снаружи и внутри будет 10-15 градусов. Увеличив кол-во модулей или их мощность ты выиграешь только во времени достижения этой разницы.

Обоснуй? Почему так?

Ты спросил, я ответил. Разжевывать и обосновывать мне времени нет. Вики тебе в помощь. Если ты из тех, кто на своих ошибках учится, то вперед закупаться элементами п., вентиляторами, радиаторами. Но один фиг, ничего у тебя не выйдет.

Ок, но ты больше время-то не трать. До вики я как-нибудь без тебя доберусь.

Мне кажется надо взять элемент побольше ru.aliexpress.com/item/1p…15-4V-15A/1949920543.html и увеличить площадь обдува

Т.е. использовать один элемент? Почему не «стопку»?

если площадь позволит то можно и больше, а стопку один на другой имелось ввиду?

Ну да, многие их так используют.

тогда так и делать, а что если еще по 2м бокам расположить по одному слабому элементу? Энергопотребление возрастет, но тем не менее холодить будет нормально

Попробую… Пока займусь механикой камеры))

Без машины

Через термопасту попробуй закрепить, на горячей стороне радиатор поставь, попробуй еще вентилятор закрепить. В авто напряжение какое?

Радиаторы есть, стоят на термопасте, вентилятор есть и закреплен, в машине 12 вольт, как у всех. Мало!) Минералка из морозилки через 30 часов слегка прохладная…

Где-то вычитал, что для эффективной работы «стопки» элементов, отдавать холод должен меньший по площади, а его должны охлаждать бОльшие элементы. Так вот площадь ЧЕГО увеличивать?

Несуществующий пользователь
Без машины

Поставь с горячей стороны пластины радиатор с обдувом — холодная станет холодней. если этого будет недостаточно, нужно увеличить мощность элемента.

С горячей стороны стоит радиатор 120х90 с обдувом. С холодной тоже есть, но меньше, и тоже обдувается. Хочу большего!))
Увеличить мощность и оставить ОДИН элемент, или добавлять элементы? Вот в чем вопрос)

Несуществующий пользователь
Без машины

Тогда лучше увеличить число элементов, чем мощность — площадь обдува будет больше.

Поставить два рядом не получится, только «стопкой».

Несуществующий пользователь
Без машины

стопкой смысла нет — это эквивалент элемента бОльшей мощности.

А вообще, разница температур горячей и холодной стороны — величина постоянная для конкретного элемента или нет?

Несуществующий пользователь
Без машины

Теоритически — по закону сохранения энергии минус кпд модуля пельтье. НО главное не забывать, что охлаждение это отбор тепла. Чем быстрее и полнее забрать тепло, тем ниже температура.

С горячей стороны стоит радиатор 120х90 с обдувом. С холодной тоже есть, но меньше, и тоже обдувается. Хочу большего!))
Увеличить мощность и оставить ОДИН элемент, или добавлять элементы? Вот в чем вопрос)

Да уж. Я заказал понельки 06 . нашел пенопластовый толстый короб под холодильник. Хотел слепить холодильник в авто. Но как получил стал проверять на батарее от шурика и стало смешно. Греется моментально, достал кусок замороженного мяса и преложил панель. Чем плотнее всей плоскостью панели я прекладывал к ровному месту холодного мяса, тем сильнее охлаждалася другая сторона панели. Вывод: создайте максимальное охлаждение горячей стороны панели, за счёт хорошего радиатора часто рёберного и мощного производительного вентилятора. Лепить бутерброды из панелей не стоит- чем больше панель тем сильнее её надо охлаждать в итоге напруги на бутерброд надо будет немеренно. Не вижу смысла. Залезьте в ютуб посмотрите ролики и делайте выводы. Будем эксперементировать. Пишите что у кого получилось и мы сломаем эту идею или головы. Всем спасибо.

доработка автохолодильника на элементах пельтье

зо литров на пельтье (тес1 12703) около 50 ватт .Приехали на природу и было горькое разочерование в нем, охлаждение было градусов 10 максимум и за 5-7 часов работы от акб при температуре 27 градусов.
Задался задачей: улучшить этот чудо агрегат до нормального состояния охлаждения.
Прочитал много статей про это все дело и началось!
1 что пришлось заменить : это родной радиатор .1 эксперимент выглядел так

Температура малость упала, на улице 27 в холодильнике примерно 16-18 .Этого тоже показалось мало!
2 шаг :заменить элемент на более мощный (таким образом ускорить охлаждение и не ждать 5 часов ) был
тес1 12703 поставил тес1 12706 (если кто не знает что это интернет вам в помощь).холодопроизводительность увеличилась теперь до такой же температуры надо ждать 1.5- 2 часа .это уже прогресс! Но потребление питания тоже выросло с 50 ватт до 80-90 ватт, а это уже много.Пришлось улучшать провод и вилку прикуривателя, чтоб нагрузка на провода была меньше (вилку доработал, провода припоял на прямую к + и — в обход механизма нажатия, облудил все места соприкосновения вилки и прикуривателя ) помогло на 5 балов, нагрев вилки прекратился контакт хороший !вероятность того что это все дело оплавиться ушло в небытие, припаял 2 крокодила чтоб на прямую от акума можно было питать, когда стоит машина. Все получилось примерно так

шаг 3: мощность увеличилась, теперь не справляется радиатор (чем больше нагрев тем меньше холод)
на авито нашел 2 радиатора за копейки, от старых видеокарт турбинного типа

как то надо это все присабачить, на барахолке купил медную пластину 6 мм толщиной и прикрутил к ней эти радиаторы

шаг 4 :надо поменять вентилятор, взял турбину с видеокарты

методом (какая то мать и прямых рук) вытащил родной шток от вентилятора и поставил на этот, выглядеть это стало так

сразу обьясню почему так надо :на одном штоке соит 2 вентилятора 1 каторый обдувает верхний радиатор, а 2 с низу каторый обдувает холодный радиатор .
НЕЛЬЗЯ СТАВИТЬ МАЛЕНЬКИЙ ВЕНТИЛЯТОР НА РАДИАТОР ОХЛОЖДЕНИЯ !как обычно это делают самоделки

причина
1 конденсат с радиатора будет попадать на вентилятор и он в скором времени выйдет из строя
2 при попадания воды может произойти замыкание проводки и чревато возгоранием
3 вентилятор доет тепло при работе, это потеря холода,
если не хотите заморачиваться то ставьте вентялятор с боку

и примерно стало выглядеть все так, только с новым вентилятором и поставил термометр с алиэкспреса

Итог всей работы: при температуре 27-30 градусов окружающей среды в холодильнике постоянно держится от 9 до 12 градусов .Полторашка пива охлаждается примерно за 1.5 часа .
Следующий шаг будет добиться температуры 5-6 градусов, добиться этого поможет мне вот этот элемент

разница температур в 100 градусов .Остальное допишу после тестов
Не судите строго моя первая работа по выкладыванию своего труда

Собираю простой кондиционер из элемента Пельтье TEC-12706, чтобы разогнать летнюю жару

Вот и наступило лето, солнце и жара, обитателям квартир вообще можно посочувствовать порой, и тут я начал думать над кондиционером.

10 июня 2022, пятница 08:45
Chimbal [ ] для раздела Блоги

реклама

Вот и наступило лето, солнце и жара, обитателям квартир вообще можно посочувствовать порой, и тут я начал думать над кондиционером, но заводские варианты меня не устраивают стоимостью, тем более в моих условиях они редко когда нужны.

реклама

Конечно же я достал завалявшийся элемент TEC-12706 который когда-то давно был заказан на Aliexpress, его размеры 40x40x4 мм., работает от 12в, по идее мощность должна быть на уровне 55Вт.

Хотя мощность элемента довольно скромная, но думаю и от этого будет польза если грамотно реализовать.

реклама

В качестве радиаторов буду использовать две башни, одна в заводском виде PCCooler GI-x4, а вторая переделанная в адекватный рабочий вид.

И чтобы элемент чувствовал себя комфортно с любыми радиаторами на борту я изготовил две пластины из ржавого куска железа, все равно кусок железа валялся без дела, так хоть на пластины полезные распилил.

Дальше время термопасты и туалетной бумаги, куда без неё.

Из этого всего нужно собрать бутерброд, да чтобы пожирнее был, но не слишком жирный.

реклама

Хорошо бы просверлить отверстия под болты и нарезать резьбу метчиком, но я не хотел себе усложнять работу, потому обойдусь без болтов.

Немного термо клея в бутерброд:

Выглядит неплохо, холодную сторону я специально обвел белым корректором чтобы не потерять её.

Немного термопасты для жирка:

реклама

Приправляем нейлоновой стяжкой все это дело.

Мне показалось что одна стяжка будет недостаточно надежно держать радиаторы вместе, потому добавил еще несколько стяжек, чтобы наверняка.

Чтобы полноценно включить элемент Пельтье обычного блока питания на 2-5 Ампер будет недостаточно, потому я достал Aerocool ECO 600W, он точно выдержит нагрузку, но за провода я не уверен.

Перед стартом я сделал замеры температур, 28 градусов на трубках радиатора горячей стороны и 30 градусов на трубках радиатора холодной стороны.

Спустя минуту образовалась разница температур, радиатор горячей стороны нагрелся, а радиатор холодной стороны охладился, то что нужно.

Логично было предположить что я установлю второй вентилятор на горячую сторону и выброшу её через форточку на улицу, но у меня появилась идея получше.

Эти фото говорят сами за себя:

Буль-буль-буль, если радиатор помимо алюминия и меди содержит железные элементы, то не советую подобное повторять, но у меня только алюминий и медь потому нет проблем:

Вода из-под крана, градусов ~15, радиатор ~30 градусов.

Спустя полторы минуты работы радиатор уверенно охладился до 25 градусов, но в комнате естественно еще не изменилась температура, оно и не удивительно учитывая мощность используемого элемента.

Система получилась умеренно тихой и не напрягает шуршанием воздуха, да и переключить на 5в вентилятор не составляет никакого труда, а вот заводские провода Aerocool меня уже напрягают, ибо лишний нагрев помещения от провода происходит.

Чтобы не останавливать собранный на скорую руку кондиционер я соединил две периферийные ветки блока питания, два провода лучше одного как не крути.

Спустя час работы в помещении стало ощутимо прохладнее и комфортнее, но вода ожидаемо нагрелась, нужно больше воды наливать.

В завершение я обмотал бутылку утеплителем и скотчем сделав отметку уровня воды.

Утеплитель нужен не только для предотвращения конденсата на бутылке, но и позволит сильнее нагревать воду изолируя её от помещения, тем самым в один и тот же объем воды можно загнать больше энергии из помещения.

А чтобы влага из бутылки не испарялась прямо в помещение я слепил небольшую юбку из картона, хорошо бы сделать это дело герметичным, но это усложнит конструкцию.

А что до нагретой воды, её можно использовать повторно поливая растения, растения скажут спасибо.

В итоге получился вполне рабочий кондиционер из подручных вещей в моем случае, этот малыш меня точно будет выручать в предстоящие летние дни, а когда жара закончится я спокойно разберу его и можно будет применить башни для охлаждения ПК.

Производительность одного элемента Пельтье конечно оставляет желать лучшего, но это все равно гораздо лучше, чем сидеть в поту от жары, тем более сомневаюсь что владельцы серьезных кондиционеров постоянно их держат включенными на полную мощность.

А если пойти дальше можно этот кондиционер связать с солнечной панелью достаточно мощной, таким образом он автоматически будет работать при лучах палящего солнца не затрачивая электроэнергию из розетки, при этом встроить его в форточку, чтобы избавиться от ёмкости с водой и забот по её замене.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *