Как покрасить черно белый рисунок
Перейти к содержимому

Как покрасить черно белый рисунок

  • автор:

Избавляемся от серости: разные способы покрасить черно-белые изображения

В День раскрашивания серости делимся подборкой материалов по покрасу черно-белых изображений в Photoshop и других популярных графических редакторах.
Автор: Jesper Ejsing 22 сентября отмечается не только День осеннего равноденствия, но и День раскрашивания серости. Те, кто празднуют его, стараются в этот день заняться творчеством или одеться поярче и пойти гулять. Творчество — наш профиль, поэтому поделимся уроками о том, как делать черно-белые изображения цветными.

Зачем вообще рисовать в ч/б?

Мы уже писали о том, почему бывает полезно начинать работу в ч/б и лишь затем ее красить. В этой статье также рассказали о недостатках этого метода и разобрали несколько пайплайнов по покрасу. Вкратце — при рисовании в ч/б проще контролировать тон, который отвечает за передачу объема и глубины. Мы разделяем работу на этапы и занимаемся скетчем, тоном и цветом по отдельности, а затем сводим все воедино для финальной отрисовки. Так куда меньше шансов допустить ошибку, чем если сразу начинать с цвета.

Как красить в Adobe Photoshop

Каждый художник придерживается собственного пайплайна в работе и по-разному подходит к добавлению цвета в изображение. Мы подобрали уроки к наиболее распространенным методам покраса.

Красим с помощью режимов наложения

Суть этого метода заключается в том, что художник добавляет цвет на разных слоях поверх черно-белого изображения. Для смешения цветов он меняет режимы наложения и прозрачность слоев так, чтобы рисунок выглядел естественно, а не походил на грязную раскраску. Начинающим не всегда понятно, какой эффект стоит ожидать от применения того или иного режима наложения. Эта статья поможет разобраться в данном вопросе — в ней мы на примерах показали, как разные режимы наложения влияют на изображение. А теперь перейдем к урокам.

Покрас в 5 шагов от Марка Брюне

Марк Брюне (Marc Brunet) — бывший художник Blizzard, который сейчас занимается преподаванием — рассказывает, как покрасить рисунок за 5 шагов. Пайплайн подойдет для новичков, поскольку позволяет обойтись минимальным количеством слоев, и в нем нет хитрых комбинаций с режимами наложения. Пайплайн следующий: сначала Марк рисует чистовой лайн, затем создает новый слой поверх и заливает лайн цветом. После этого он скрывает цвета и поверх них создает слой с режимом наложения «Разница» (Difference). На нем Марк рисует собственные и падающие тени. Когда он сделает слой с цветом видимым, рисунок станет цветным. Остается добавить свет на новом слое с режимом наложения «Перекрытие» (Overlay).

Как использует режимы наложения Дейв Греко

Дейв Греко (Dave Greco) — фрилансер из США, комбинирует режимы наложения для нанесения основных цветов. В уроке он сперва избавляется от излишней черноты в тенях — на слое с режимом наложения «Светлее» (Lighten) он проходит кистью по наиболее глубоким теням. Затем на слое с режимом «Перекрытие» (Overlay) Дейв наносит основные цвета для кожи, одежды и заднего плана. Для затемнения заднего плана художник использует режим наложения «Умножение» (Multiply). После того, как на рисунок нанесены основные цвета, дальнейшая отрисовка продолжается на слоях с нормальным (Normal) режимом наложения.
У Дейва на канале можно найти таймлапсы, в которых он применяет описанный пайплайн (например — тут, тут, и тут).

Красим через корректирующие слои

Некоторые корректирующие слои в Adobe Photoshop могут делать черно-белое изображение цветным. Для этого нужно выбрать слой или участок, который мы собираемся окрасить, и применить к нему корректирующий слой («Слои — Новый корректирующий слой»). Такой метод не очень гибкий, поскольку мы красим без применения кисти и не можем быстро вносить изменения. Поэтому важно, чтобы все проблемы были решены уже на стадии монохромного рисунка. Художнику нужно заранее решить, какие элементы будут базой, а какие — нюансом и акцентом.

Раскрашиваем мультяшного персонажа с Генис Чан

Художница Генис Чан (Genice Chan) в своем видео подробно рассказывает, как красить с применением таких корректирующих слоев, как «Цветовой тон/насыщенность» (Hue/Saturation), «Кривые» (Curves), «Выборочная коррекция цвета» (Selective Color).

Как красит персонажей Мохаммед Агбади

Художник-фрилансер из США Мохаммед Агбади (Mohammed Agbadi) при покрасе комбинирует режимы наложения и корректирующие слои. На залитой серым фигуре он обозначает свет и тень с помощью полигонального лассо (Polygonal Lasso Tool). Затем на новом слое с режимом наложения «Умножение» (Multiply) он наносит основные цвета. Для настройки нужного оттенка Мохаммед выделяет область, с которой собирается работать, и применяет к ней корректирующий слой «Цветовой тон/насыщенность» (Hue/Saturation).

Красим с помощью карты градиента

Карта градиента — это корректирующий слой, который заменяет все оттенки серого на заданные пользователем цвета в соответствии с тоном. Этот метод позволяет получить мягкие переходы между цветами, но требует от художника понимания теории цвета. Иначе будет сложно подобрать гармоничный градиент. Чтобы добавить карту градиента, нужно выбрать рабочую область и перейти во вкладку Слой — Корректирующий слой — Карта градиента (Layers — Adjustment Layer — Gradient Map). Также этот инструмент можно вызвать, нажав на кнопку «Корректирующий слой» (Adjustment Layer) в нижней части окна слоев. Такой способ применения карты градиента более удобный, поскольку она остается доступной для манипуляций в окне слоев.

Красим простой пейзаж с Валидом Фехали

Урок Валида Фехали (Walid Feghali) — художника из Швеции — подойдет для первого знакомства с картами градиента. Валид красит сразу весь рисунок, а не отдельные его части. При этом используется всего три слоя. Он наглядно показывает принцип работы карты градиента и говорит о том, что важно подбирать для рисунка теплые и холодные цвета.

Как точечно применять карты градиента

Уже знакомый нам Марк Брюне объясняет, как работает этот метод, и использует в качестве примера черно-белую сферу. Он показывает, что окрашивать можно не только все изображение, но и отдельные его части, если выбрать их с помощью инструментов выделения. Марк использует «Волшебную палочку» (Magic Wand) и «Лассо» (Lasso).

Майк Томпсон (Mike Thompson) — художник и 3D-скульптор из США — для покраски мелких деталей применяет маскирующую маску. Сначала он выбирает, над каким элементом рисунка собирается работать, а затем накладывает карту градиента сразу на все изображение. Майк нажимает на окно слоя маски в меню слоев и инвертирует ее (Ctrl+I), чтобы скрыть цвет. После этого он делает цвет видимым на нужных участках, проводя по ним белой кистью.

Как красить изображение в других графических редакторах

Хотя Adobe Photoshop и остается стандартом в арт-индустрии, существует множество других графических редакторов для рисования (мы делали обзор программ и приложений для художников тут и тут). Методы покраса монохромных изображений при этом не сильно различаются, только интерфейс другой. Мы подобрали несколько уроков для тех, кто не работает в Photoshop.

Красим в Procreate

В первом видео Хуссейн Афзали (Hossein Afzali) — художник из Бангкока — рассказывает, как раскрасить мультяшного персонажа с использованием режимов наложения.
Хуссейн рисует эскиз, а потом добавляет тени на отдельном слое с режимом наложения «Умножение» (Multiply). Затем он копирует эскиз для подбора цветовой схемы и закрашивает его плоскими цветами. После этого плоские цвета размещаются под слоем с тенями. Для освещения персонажа Хуссейн использует режим наложения «Осветление основы» (Color Dodge).

Художница Анна Сок (Anna Sok) показывает, как использовать карты градиента в Procreate. В отличие от Photoshop, здесь можно не только накладывать градиент на все изображение, но и красить им, как кистью. Выбранная карта градиента будет применяться везде, где пользователь проведет кистью. В Photoshop для этого нужно применять маскирующую маску.

Красим в ClipStudioPaint

В этом видео Дейв Греко показывает, как красит фентезийного персонажа. Он наносит основные цвета с помощью режима «Умножение» (Multiply), а для глянцевых рогов применяет «Добавить свечение» (Add Glow). Остальная отрисовка продолжается на слоях с нормальным (Normal) режимом наложения.

Художница из Швеции Кристина Бертон рассказывает о картах градиента в ClipStudioPaint. Для покраски персонажа она накладывает градиент на все изображение, скрывает его маской и делает видимой нужную область.

Красим в Krita

Художница Alatriss при покрасе отталкивается от цвета окружения. Она использует режим наложения «Цветность» (Color) и заливает рисунок ненасыщенным голубым цветом неба. Затем она создает новый слой с таким же режимом наложения и прозрачной кистью наносит цвета. Так краски смешиваются с цветом окружения и мы получаем естественные оттенки. Освещенные участки она красит с использованием нормального (Normal) режима наложения.

Полезные материалы про цвет

  1. Как гармонично сочетать цвета — опыт Марко Буччи. Ссылка
  2. Как с помощью температуры цвета влиять на восприятие рисунка. Ссылка
  3. Как подбирать цвета для передних и задних планов. Ссылка
  4. Как подобрать цвет для теней. Ссылка

Как покрасить черно-белый рисунок

В монохромном режиме проще контролировать тон, который является одним из важнейших аспектов в рисовании. Тон отвечает за соотношение света и тени и показывает, какие участки являются светлыми, а какие — темными. За счет этого зритель считывает форму объекта, понимает, как расположены источники освещения и насколько интенсивный свет они дают. Именно благодаря грамотной работе с тоном предметы, изображенные на плоском листе бумаги, кажутся объемными.
Сочетание разных по тону участков передает объем предмета. Автор: Matt Fussel Тон помогает разделить картину на планы. Простой пример плановости: объекты, которые находятся ближе к зрителю, обычно темнее, чем те, что находятся на большем расстоянии. Используя этот прием, можно придать работе глубину, показать воздушную перспективу и создать иллюзию пространства.

Тон позволяет оценить расстояние до объектов — чем дальше объект находится от зрителя, тем он светлее. Автор: MH C Тон — фундамент любого рисунка. Неверная работа с тоном может привести к тому, что изображение получится нечитаемым, возникнет «тоновая каша» и зрителю будет сложно разобрать, что происходит на картине. Именно поэтому многие художники предпочитают вынести работу с тоном в отдельный этап — чтобы минимизировать ошибки. Ведь если сразу работать в цвете, нужно одновременно следить и за тоном, и цветом. В этом случае легче допустить ошибку: потерять плановость, сделать тени и освещенные участки слишком светлыми или слишком темными, утратить центр фокуса в картине. Разделение задачи на этапы помогает этого избежать.

Как покрасить черно-белый рисунок

Сперва расскажем о том, что у нас уже должно быть готово перед нанесением цвета.

Предстартовая подготовка

После того, как мы определились с идеей рисунка и сделали скетч, нужно очистить его от всего лишнего, чтобы получить чистовой лайн-арт. После этого дублируем слой с эскизом и заливаем фигуру серым цветом. Затем можно приступать к созданию объема, обозначая освещенные и затененные участки. Важно помнить, что помимо основного источника освещения есть еще и рассеянный свет, который дает окружение, например — небо. Чтобы кисть не выходила за пределы рабочей области, можно выделить ее с помощью волшебной палочки, быстрого выделения или лассо. Для создания плавных переходов между светом и тенью нужно использовать мягкую кисть. Подробнее о создании лайна и рисовании «оклюжена» (мягких и общих теней) читайте в этой статье. Черно-белый рисунок — стартовый этап перед нанесением цвета. Автор:Marc Brunet.

Способ 1: красим рисунок с помощью режимов наложения

Каждый режим наложения имеет определенные параметры смешивания активного слоя с предыдущим. Например, режим «умножение» накладывает цвета верхнего слоя на цвета нижнего, что делает их темнее, а режим «экран» наоборот — осветляет. Подробнее о том, как работают те или иные режимы наложения можно прочитать здесь. Суть этого метода покраски заключается в комбинации разных режимов наложения для получения желаемого результата. Здесь нет единственно верного варианта, поскольку каждый художник комбинирует режимы по-своему. Посмотрим, как красят свои рисунки профессионалы арт-индустрии.

Метод Марко Буччи

Марко — известный художник-иллюстратор из Канады, работавший с Walt Disney Publishing Worldwide, LEGO, Hasbro, LucasArts и не только. В настоящее время ведет Youtube-канал и занимается преподаванием.

Шаг 1. Наносим основные цвета

Марко создает новый слой поверх черно-белого рисунка и выбирает для него режим наложения «цветность» (Color). На этом слое он не заливает все одним цветом, а наносит кистью разные оттенки и цвета — теплые на освещенной стороне и холодные для тени. Также Марко добавляет немного красного на щеки, нос и губы, поскольку на этих участках много кровеносных сосудов. На этом же слое подбираются цвета для заднего плана. Художник отмечает, что важно работать мягкой кистью, чтобы добиться смешения цветов.
Основные цвета для персонажа и задника наносятся на новом слое с режимом наложения «цветность». Автор: Marco Bucci.

Шаг 2. Правим тон

Создаем новый слой с режимом «перекрытие» (Overlay). В отличие от предыдущего, на нем можно не только накладывать цвет, но и воздействовать на тон. Идеально попасть в тон с первого раза получается не всегда, поэтому удобно поправлять недочеты уже на активном слое, а не переключаться каждый раз на базовый ч/б рисунок. Как это работает? Если мы возьмем светлый оттенок для кожи, то и тон станет светлее. В режиме «цветность» (Color) такого не произойдет. Таким же образом можно добавлять и темные оттенки. На этом слое Марко добавляет отраженный свет на челюсть и слегка осветляет верхнюю часть груди. Здесь же он углубляет тени в волосах и добавляет насыщенность на освещенных прядях.
В режиме «перекрытие» особенно удобно добавлять рефлексы и поправлять те места, где вы не дожали по тону. Автор: Marco Bucci.

Шаг 3. Работаем над тенями

Создаем новый слой с режимом «умножение» (Multiply). Марко использует его для того, чтобы затемнить задний план и еще больше углубить тени в области глаз, а также четче обозначить брови и ресницы. Режим «умножение» хорош для работы с темными участками и расстановки акцентов. Автор: Marco Bucci.

Шаг 4. Приглушаем цвет

Вернемся к слою с режимом «перекрытие» (Overlay). Возьмем кисть с светлым оттенком серого и осветим часть задника, чтобы создать эффект падающего света.
Марко вернулся ко второму шагу, и осветлил задний план, чтобы усилить контраст с лицом и волосами. Автор: Marco Bucci. После этого группируем все слои с цветом и создаем слой-маску — кнопка находится в нижней части меню слоев:
Затем пройдемся по портрету текстурной черной кистью, чтобы немного приглушить краски. В одном из своих видео Марко объяснял, что цвета с меньшей насыщенностью лучше взаимодействуют между собой и смотрятся более гармонично. Приглушив краски на слое-маске, мы возвращаемся к другим слоям, где тоже добавим ненасыщенные цвета — зеленые, голубые и фиолетовые для теней на лбу, щеках и шее (на слоях с режимом «цветность» (Color) и «умножение» (Multiply)); красный — для щек, носа и губ (слой с режимом «перекрытие» (Overlay)).
С помощью маски слоя приглушена общая гамма портрета. Нейтральные, сероватые оттенки холодных и теплых цветов добавлены на отдельных слоях, созданных ранее. Автор: Marco Bucci.

Шаг 5. Завершающие штрихи
  1. Делаем ч/б рисунок.
  2. Создаем новый слой в режиме «цветность» (Color) и наносим кистью базовые цвета — это не должна быть заливка одним цветом, для разных участков нужно подбирать разные цвета.
  3. Создаем новый слой в режиме «перекрытие» (Overlay), чтобы одновременно добавлять нужные оттенки и редактировать тон.
  4. Создаем новый слой в режим «умножение» (Multiply), чтобы еще больше углубить тени и выделить темные участки.
  5. Группируем все слои с цветом и создаем слой-маску. Берем черную кисть и проводим ей по тем местам, где нужно приглушить слишком насыщенные краски.
  6. С той же целью вернемся на слои с цветом. Пройдемся ненасыщенными цветами на каждом из слоев.
  7. Дублируем все слои, группируем и скрываем. Это будет резерв, к которому всегда можно вернуться. Копии сливаем в один слой и делаем на нем финальную отрисовку в «нормальном» режиме наложения.

Альтернативные способы покраса с помощью режимов наложения

В то время, как некоторые художники предпочитают сначала довести ч/б рисунок до идеала, Атей Гайлан начинает добавлять цвета уже на упрощенный ч/б эскиз. Краткий алгоритм его работы такой:

  • Сперва в ч/б набрасываем большие блоки форм, не заботясь о деталях.
  • В режиме Color добавляем плоские базовые цвета.
  • В режиме Overlay углубляем и затемняем цвет и тон там, где необходимо.
  • В режиме Multiply рисуем тени или места с темными элементами.
  • В режиме Color dodge — яркий свет или яркие акценты.
  • Завершаем работу в режиме Normal.

Совет от Атея: есть такая ловушка — когда начинаешь красить черно-белый арт, очень легко получить ненасыщенные цвета. Кажется, что арт более насыщенный, чем он есть на самом деле: это потому, что начинаешь совсем без цвета, а потом медленно его добавляешь. Чтобы решить эту проблему, добавьте небольшой квадратик действительно яркого цвета в угол работы для сравнения. Это даст глазам что-то, с чем можно сравнивать.

Подробнее о его методе можно прочитать здесь или посмотреть видео:

Джастин Герард отдает предпочтение следующим режимам: «умножение» (Multiply), «цветность» (Color), «мягкий свет» (Soft light) и «экран» (Screen). Первый режим он использует для работы с тенями и насыщению тусклых участков цветом. На слое с режимом «цветность» (Color) Джастин снижает насыщенность красок, а с помощью режима «мягкий свет» (Soft light) наоборот — добавляет насыщенные цвета.

О его методе можно прочитать здесь.

Вариант использования режимов наложения для покраса рисунка. Автор: Justin Gerard.

Дейв Греко делит работу с цветом на два этапа:

1. С помощью режимов наложения наносим базовые цвета:

  • Поверх ч/б создаем слой с режимом «замена светлым» (Lighten), берем темный оттенок и проходим кистью по рисунку, чтобы избавиться от серости в тенях.
  • Для темных оттенков базовых цветов используем слой с режимом «умножение» (Multiply)
  • Цвета для средних тонов наносим на слое с режимом «перекрытие» (Overlay).

Подробнее в видео:

Способ 2: красим рисунок с помощью карты градиента

Что такое карта градиента?

Это корректирующий слой, который накладывается на изображение. С его помощью можно присвоить каждому пикселю на рисунке новые оттенки разных цветов, которые будут соответствовать тону на градиентной шкале. Пользователь задает нужные параметры цвета, а графический редактор автоматически под них подстраивается. Посмотрим на примере, как это выглядит. Создадим в отдельном документе ч/б градиент с помощью инструмента «Градиент» (кнопка в меню инструментов, которое выводится по умолчанию слева). Выделим отдельный участок созданного нами градиента с помощью лассо. Применим к выбранной области карту градиента, которую можно найти во вкладке «Слои — новый корректирующий слой — карта градиента» (или же через кнопку в нижней части меню слоев, рядом с кнопкой слоя-маски).

Перед нами появляется окно, в котором можно выбрать один из готовых градиентов или создать собственный:

Карта градиента устанавливает цвета и оттенки в соответствии с тоном слоя, который находится под ней.

Благодаря серому градиенту и залитой цветом области мы видим, как распределяются цвета на холсте и на шкале в окне слева. В левой части градиента цвета соответствуют темным тонам, в центре — средним, а в правой части — светлым.

Для управления градиентом используются ползунки, которые находятся под цветовой шкалой. Мы можем менять оттенок цвета и местоположение ползунка, перемещая его влево или вправо на шкале. Вместе с этим изменяется и соотношение оттенков. Если, к примеру, мы переместим ползунок левее, то «подвинется» и градиент, став менее плавным по отношению к соседнему слева ползунку. При этом градиент справа станет шире и цвет охватит большую область тона.

Цвет контрольной точки можно изменить, если нажать на ползунок. Чтобы добавить новый, нужно щелкнуть на пустое место под шкалой градиента, а чтобы удалить — выбрать нужный и нажать кнопку «удалить».

Суть работы карт градиента легче ухватить, если самостоятельно поэкспериментировать с настройками. Автор: Anritco.

Этот способ покраса хорош тем, что позволяет достичь плавных переходов между цветами. Благодаря этому картинка выглядит естественной и органичной. Основная сложность состоит в том, чтобы подобрать подходящие цвета для разных участков градиента.

Карты градиента дают нам богатую палитру оттенков, которую легко контролировать и изменять. Эта функция особенно полезна в коммерческом рисунке. Если клиент или арт-директор захочет изменить палитру готовой работы, то с помощью карты градиента можно быстро внести правки.

Метод Марка Брюне

Марк в прошлом работал старшим художником в Blizzard, а потом перешел в свободное плавание, став фрилансером и преподавателем. Он также ведет Youtube-канал.

Шаг 1. Разделяем на зоны

Итак, у нас есть готовый ч/б рисунок, где лайнарт и тон находятся на отдельных слоях. Перед началом работы с цветом Марк советует заранее определить, из каких элементов состоит персонаж и поделить его на цветовые зоны. Формировать зоны лучше всего по материалу, из которого они состоят. Например, мы будем использовать отдельные цвета для кожи, волос, ткани, металла и т.д.

Для того скроем слой с тоном и зальем нужные нам области плоским цветом на слое с лайн-артом. Неважно, какой цвет мы используем сейчас — это нужно для того, чтобы мы не путались в элементах персонажа и могли легко выбрать нужный участок с помощью инструментов фотошопа.

Сперва стоит разделить персонажа на отдельные элементы и залить их плоским цветом. Автор: Marc Brunet.

Шаг 2. Окрашиваем каждую область

На слое с плоскими цветами мы выбираем элемент, над которым собираемся поработать, с помощью волшебной палочки или быстрого выделения. После этого переходим на слой с тоном, делаем его видимым и применяем карту градиента. Наша дальнейшая задача — подобрать подходящие цвета.

Применяем карту градиента к каждому элементу персонажа. Помните о теплохолодности; используйте в градиенте разные цвета, а не только оттенки одного и того же цвета. Автор: Marc Brunet.

Эта же процедура повторяется для каждого последующего элемента — выбираем нужную область и применяем к ней карту градиента.

Марк отмечает, что в карте градиента не стоит использовать более пяти ползунков. По его мнению такой вариант самый сбалансированный. Если взять больше — получится мешанина, если взять меньше — то получится растяжка с грязными, сероватыми оттенками, а сама палитра будет выглядеть скупо и не интересно.

«На первых этапах вы можете обходиться всего тремя параметрами для средних, светлых и темных тонов»

Шаг 3. Отрисовка деталей

Карты градиента подходят для покраски крупных и средних по размеру элементов. Мелкие детали, такие как глаза, брови, украшения и заклепки, лучше доводить до ума на отдельном слое. Для этого нужно создать новый слой с режимом наложения «нормальный» и разместить его поверх всех остальных.

Чтобы не запутаться в слоях и градиентах, давайте им названия в соответствии с окрашиваемым элементом.

Видео-версия урока от Марка Брюне — здесь.

Подводим итоги — краткий пайплайн по методу Брюне

  • Делаем ч/б рисунок. Важно, чтобы лайн-арт и тон были на отдельных слоях.
  • Думаем, как мы хотим окрасить рисунок, и заливаем его отдельные элементы плоским цветом на слое с лайн-артом. При этом слой с тоном можно скрыть, чтобы он не мешал подбирать цвет.
  • Выбираем каждый элемент с помощью лассо, делаем слой с тоном видимым и применяем к нему карту градиента. Таким же образом окрашиваем каждый элемент.
  • Мелкие детали и финальную отрисовку делаем на отдельном слое.

Альтернативные варианты и полезные материалы

  • Определяем, какую часть персонажа собираемся покрасить.
  • Накладываем подходящий градиент и инвертируем маску (Ctrl+I).
  • Белой кистью рисуем по маске слоя, тем самым делая цвет под маской (как раз тот, который мы наложили с помощью карты градиента) видимым.
  • Для дальнейшей отрисовки персонажа используем режимы наложения.

Также Артур поделился готовыми картами, которые вы можете скачать и протестировать на своем рисунке.

Марк Брюне записал несколько видео на тему покраса персонажа через монохром. В примере ниже он сравнивает два разных метода и показывает, как красиво осветить персонажа. Для этого Марк использует корректирующие слои, чтобы сделать тон персонажа темнее и увести оттенки в синий. Затем он создает новый слой с режимом наложения «перекрытие» (Overlay) и кистью светлого оттенка добавляет свет на освещенные части персонажа.

  • цветовой баланс;
  • кривые;
  • микширование каналов;
  • выборочная коррекция цвета.

Суть работы с перечисленными слоями заключается в том, чтобы установить основные цвета в нужной пропорции. Такой метод больше подойдет для покраса рисунков в мультяшной стилистике. Художница Генис Чан подробно рассказала об этих методах:

Подводные камни рисования через ч/б

Расскажем о том, с какими сложностями можно столкнуться, если включить в свой пайплайн монохромный этап

Недостаточная проработка тона

От того, насколько хорошо вы потрудились при работе с тоном, зависит результат всех последующих этапов. При этом неважно, какому методу покраса вы будете следовать. Всегда нужно помнить о нюансах в передаче тона.

К примеру, нарисуем простенький ч/б портрет, а потом наложим на него слой с цветом кожи и добавим красного на нос и щеки. Мы увидим, что красный будет выглядеть слишком насыщенным, хотя лицо мы нарисовали однотонным.

Цвета могут быть одинаковыми по тону, но различаться по насыщенности. Автор урока: Sinix Design

Попробуем действовать иначе и начнем с красок. Так мы сразу видим, как себя ведет цвет и понимаем, что красный нужно приглушить до бордового, чтобы лицо выглядело более естественно. В ч/б варианте будет видно, что щеки, нос и уши — места, где много капилляров — будут темнее, чем основной тон кожи.

Чтобы не упустить детали работы с тоном, полезно перевести референсы в ч/б и посмотреть рисунки художников-графиков. Автор урока: Sinix Design

Потеря целостности при работе с цветом

Марко Буччи, чей урок по покрасу через слои наложения мы разбирали выше, сам предпочитает работать сразу в цвете. Почему? Во-первых потому, что так веселее!

Вторая же причина заслуживает более глубокого разбора. Суть работы через ч/б заключается в том, что мы сначала искусственно отделяем цвет от рисунка, а потом пытаемся присоединить его обратно.

«Вместо того, чтобы решить одну проблему, вы создаете две»
Марко Буччи

Марко считает, что лучший способ сохранить целостность картины — не разделять процесс ее создания на части, а работать сразу с цветом. Краски на палитре должны стать неотъемлемой частью задумки и присутствовать в том или ином виде на каждой части полотна. По его мнению, так проще и быстрее получить живописную картину.

Кроме того, есть способы проверять тон во время работы с цветом — например, переводить картинку в ч\б. Подробнее об этом и других приемах работы с иллюстрацией читайте в нашей статьей.

Девушка в платье справа стала основой для цветовой палитры всего рисунка. Автор: Marco Bucci.

Даже если вам показалось, что рисование через монохром имеет больше недостатков, чем достоинств, попробуйте один из приведенных здесь пайплайнов. Ведь чем больше художник знает, тем легче ему справляться с задачами.

«Вы станете универсальным художником, если будете знать, как добраться до финиша разными способами».
Марко Буччи

Как покрасить черно белый рисунок

Все курсы школы

Изучайте анатомию, композицию, комиксы, манга, дизайн персонажей, геймдизайн, анимацию, концепт арт окружения многое другие.

Показать список курсов

25 курсов по рисованию за 2990 р.
25 курсов рисования за 2990 р.
ARTISTHUNT BLOG
Красим
черно-белый эскиз

По многочисленным просьбам, я решила сделать тутор по процессу окрашивания. Я покажу технику, которую использую, когда работаю с цифровой средой. Надеюсь вам она будет полезна.

Впервые я начала использовать данную технику, когда заметила, что мои рисунки получаются довольно плоскими. Я часто отвлекалась на цвета. Поэтому, я решила для начала создавать арт в градациях серого и после раскрасить его.

В целом, мой рабочий процесс состоит из 3 частей: создание эскиза в градациях серого, окрашивание и добавление деталей. В данном уроке мы остановимся на втором этапе — добавление цвета поверх серого; остальные пункты мы лишь немного затронем.

1. Градации серого

Обычно я начинаю скетч на холсте размером А4 с 300 dpi. Для начала, я создаю грубый эскиз и добавляю небольшое затемнение. На данном этапе я меняю наряды, позы и композицию, корректирую пропорции (я часто отражаю изображение по горизонтали, это самый простой способ чтобы увидеть ошибки). Добавляю тени на лицо персонажа и начинаю добавлять детали для наряда, прически, реквизита и т.д. Я работаю на одном слое, все с помощью оттенков серого. Если я добавляю какие-либо изменения на новом слое, то соединяю все вместе лишь тогда, когда уверена на 100%, что все выглядит так, как я хочу.

После того, как я всем довольна, я увеличиваю размер холста вдове. Это делается для того, чтобы можно было спокойно работать с мелкими деталями и создавать арт высокого качества. После всех подобных изменений я начинаю работать с более конкретными тенями. Имейте в виду, что более мелкие детали я буду добавлять позже, поэтому на данный момент не трачу на них слишком много времени.

2. Окрашивание

Перед добавлением цвета необходимо изучить режимы наложения слоев. Вы можете установить режим наложения и непрозрачность на панели «Layers» (Слои). Существует множество различных режимов,несмотря на то что некоторые довольно схожи, каждый из них дает разный эффект. Поэкспериментируйте с режимами, чтобы увидеть, какие из них больше подходят для осветления или затемнения картинки.

Я буду использовать режим SOFT LIGHT, OVERLAY и MULTIPLY (Мягкий свет, Наложение и Умножение). Конечно же я использую и другие режимы наложения, все зависит от самого арта. Не думайте, что существует какой-то определенный порядок наложения, просто поэкспериментируйте и найдите различные варианты, которые будут хорошо работать в каждом конкретном случае.

Я начинаю добавлять цвет на слой с режимом Soft Light (Мягкий свет). Возможно, этот режим может показаться довольно тусклым, но нереально хорошо окрасить рисунок благодаря всего одному слою, поэтому все довольно поменяется после добавления очередного слоя с режимом наложения.

Важно заметить, что процесс добавления теней не заканчивается на стадии градации серого. На протяжении работы с режимом «Soft Light» (позже и с другими), я продолжаю использовать различные оттенки цвета для добавления реалистичности теням. Если добавить один цвет на всю площадь, например на кожу, то она будет выглядеть непривлекательно. Поэтому я добавляю холодные оттенки для тени и более яркие и насыщенные, для светлых областей.

Я добавила новый слой с режимом «Overlay». Я использую его, чтобы сделать ярче те части персонажа, которые ближе находятся к зрителю и источнику света (в нашем случае правый бок персонажа). «Overlay» создает более яркие цвета, по сравнению с «Soft Light». Эффект от него слишком насыщенный, для меня, поэтому я понизила непрозрачность слоя до 70%.

Создала еще один слой с режимом «Soft Light» и продолжаю добавлять цвет. Я также добавила оттенки синего для теней.

Я отрегулировала свет с помощью еще одного слоя с режимом «Overlay», 50% непрозрачности.

Я использовала режим наложения «Multiply» (Умножение), чтобы немного затемнить цвета, непрозрачность 50%. Как вы уже заметили, на миниатюре с нормальным наложением слоя, я использовала разные цвета – это для того чтобы решить, какие части рисунка я хочу затемнить и на сколько. Оттенок так же влияет на результат.

Как покрасить черно-белый рисунок в Photoshop

Рассказываем, почему работа с черно-белым артом упрощает процесс рисования, и делимся двумя популярными методами окраски черно-белых рисунков.

Окружение и иллюстрация

Как покрасить черно-белый рисунок в Photoshop

Один из методов рисования в фотошопе — работа через черно-белый рисунок. Суть его в том, что сначала художник создает полноценный рисунок с применением только черного и белого цвета, а затем — приступает к раскрашиванию и делает его цветным.

Может показаться, что художники сами себе усложняют работу, однако у этого метода есть пара весомых преимуществ. О том, что это за преимущества и как раскрашивать чёрно-белые арты, — рассказываем в этой статье

В чём смысл создания черно-белого арта

Есть две важных причины, по которым некоторые художники рисуют черно-белые арты:

Тоновая разница на рисунке

  • Лучший контроль тона. Тон очень важен, поскольку с его помощью передается объем предметов и глубина картинки. Цвет, в свою очередь, является дополнительным элементом рисунка, который иногда отвлекает начинающего художника. Если слишком увлечься работой с палитрой и не следить за тоном, то можно получить красочных, но плоских персонажей, или пейзаж, не разбитый на несколько планов.
  • Гибкость работы. Представьте, что вы нарисовали концепт зеленого дракончика, а на следующий день ваш начальник решил, что он должен быть красным. Если вы рисовали сразу в цвете, то придется кардинально переделывать работу. Если же пайплайн строится на работе от монохрома, то все цвета у вас вынесены на отдельный слой и изменить их будет легче.

Подготовка к окраске рисунка

Первым делом нужно создать монохромный рисунок — то, что мы будем раскрашивать. На этом этапе закладывается фундамент, поскольку при работе с цветом будет сложнее вносить серьезные правки. Чем лучше вы передадите детализацию и объем, тем легче потом заниматься колоризацией.

Каждый художник с опытом выстраивает собственный рабочий процесс, но мы обрисуем некий усредненный алгоритм, который подойдет для фотошопа и других популярных редакторов.

  • Готовим скетч и очищаем его от всего лишнего — стереть линии построения и неосторожные штрихи.
  • Аккуратно прорисовываем контуры объектов(1) — персонажей или элементов окружения.
  • Определяем положение источника освещения и создаем объем на отдельном слое.
  • Доводим ч/б изображение до вида, близкого к финальному варианту (только без цвета).

После того, как вы останетесь довольны полученной картинкой, можно приступить к раскрашиванию. Художники обычно пользуются одним из двух способов — режимами наложения или картами градиента. Разберем каждый из них с точки зрения теории и практики.

Расположение режимов наложения в Photoshop

Рассмотрим, как раскрашивает черно-белую картинку Марк Брюне — художник Blizzard, который теперь ведет канал на YouTube и учит рисованию. Весь процесс укладывается в пять этапов. Подготовку он ограничивает созданием лайн-арта, а объем добавляет уже после подбора цветов.

Этап 1. Добавляем плоские цвета

Этот этап похож на детскую раскраску. Нужно создать новый слой под слоем с наброском и нанести базовые цвета. При этом не должно быть никаких градиентов и переходов цвета.

Чтобы кисть не задевала соседние области и работа выглядела аккуратнее, можно ограничить рабочее пространство с помощью инструментов выделения. В Adobe Photoshop, например, удобно использовать лассо (Lasso Tool). Так при покраске кожи персонажа, вы не будете задевать одежду, и наоборот.

Добавление плоских цветов на арт

Этап 2. Добавляем тени

Работа над объемом начинается с добавления теней. Для этого Марк создает копию слоя с плоским цветом, ставит его поверх остальных с режимом «Умножение» (Multiply). Он блокирует слой, чтобы кисть не выходила за пределы контура персонажа и закрашивает цвета белым. Убавив немного прозрачность слоя с лайном и скрыв слой с цветом (чтобы они не отвлекали от текущего этапа работы), художник добавляет тени с помощью мягкой кисти.

После того, как плоский контур наполнился объемом, можно вновь сделать видимым слой с цветом. Да, цвет в тенях будет грязоватым, но мы это исправим далее.

Добавление теней в раскрашенный арт

На этом этапе важно не использовать черный цвет — лучше взять темно-серый. Это нужно для того, чтобы сохранилась возможность скорректировать цветовой баланс того или иного элемента.

Этап 3. Обозначим материалы

Персонаж с примера кажется пластилиновым, потому что выглядит сделанным из одного матового материала. Исправим этот момент, создав новый слой с режимом «‎Жесткий свет» (Hard Light) поверх остальных.

Марк отмечает, что на этом этапе нужно работать над деталями — расставить мелкие блики на отражающих поверхностях, добавить грязь, трещины, потертости и тому подобные элементы.

Этап 4. Добавляем свет

Для обозначения падающего света Марк создает еще один слой поверх остальных с режимом «‎Жесткий свет» (Hard Light). Чтобы освещение сильнее выделялось на персонаже, он немного убавляет яркость слоя с тенями (для вызова окна настроек в фотошопе нажмите «Ctrl»+«U»).

В примере художник использует схему с двумя источниками освещения. Основным выступает солнце, которое светит сверху — для него берется белый цвет с небольшой примесью желтого. Противовесом выступает второй источник, дающий холодный голубой свет. Он расположен сзади персонажа и не такой яркий, как основной.

Этап 5. Финальные штрихи

В примере Марк вносит последние поправки на очередном слое с режимом «‎Жесткий свет» (Hard Light). Мягкой кистью он подчеркивает детали, к которым хочет привлечь внимание зрителя — делает кожу лица и груди чуть светлее и розовее, добавляет немного свечения от бликов на золотистых поверхностях.

Финальная проработка арта девушки

Некоторые художники делают этот этап на слое с нормальным (Normal) режимом наложения, который устанавливается по умолчанию. Это позволяет рисовать «‎наживую» и получать предсказуемый результат от работы кистью.

Карты градиента

Второй популярный способ колоризации в фотошопе — использование карт градиента. Это корректирующий слой, который применяется к выбранному слою и закрепляет за каждым пикселем определенный цветовой оттенок в соответствии с тоном на градиентной шкале. Это позволяет получить плавную растяжку цвета между темными и светлыми участками.

Чтобы вызвать в Adobe Photoshop окно, которое отвечает за настройки карт градиент, нужно перейти во вкладку «‎Слои — Новый корректирующий слой — карта градиента». Еще это можно сделать нажатием на соответствующую кнопку в нижней части меню слоев. Карта градиента будет применена либо ко всему активному слою, либо к определенной его части (если воспользоваться инструментами выделения).

Установка цветов градиента в Photoshop

Главные преимущества этого способа колоризации в фотошопе — быстрота наложения цвета и создание плавные переходы между ними. Основные затруднения у начинающих возникают с верным подбором цветов для контрольных точек. Посмотрим, как пользуются картами градиента опытные художники.

Для примера разберем еще один видеоурок Марка, в котором он показывает, как раскрашивать персонажа с помощью карт градиента. К началу работы с цветом у вас уже должен быть готовый ч/б рисунок с полной светотеневой картой.

Арт девушки для начала работы с градиентами

Этап 1. Делим на блоки

Использование карты градиента проходит без участия кисти, поскольку она применяется либо ко всему слою, либо к выбранным участкам. Художник не может пользоваться этим инструментом столь же свободно, как и кистью, поэтому нужно заранее представлять, где какой цвет будет применен. Марк советует разбивать персонажа на блоки, к каждому из них будет применяться своя карта градиента.

Разделение персонажа на блоки для проработки цвета

Этап 2. Применяем карты градиента

Когда определились с цветами и блоками, можно начинать раскрашивать. Для этого нужно выделить нужную область и применить к ней карту градиента. В Adobe Photoshop есть несколько карт с предустановленными настройками, но лучше создать свою собственную, заменив цвет и положение контрольных точек и добавив новые.

Чем большего контроля вы хотите достичь над каждым аспектом тона, тем больше потребуется контрольных точек. Марк предпочитает использовать от 3 до 5 значений цвета. Если взять больше, то получится мешанина, которую сложно контролировать. Если меньше — будет скучная палитра с неестественными и сероватыми цветами.

При подборе цветов для карты градиента стоит помнить о правиле теплохолодности. Марк берет теплые цвета для светлых участков и уравновешивает их холодными тенями. Правило работает и в обратном направлении.

Вид арта с девушкой после использования карт градиента

Этап 3. Финальные штрихи

Карты градиента хороши для быстрого добавления цвета, но не позволяют вносить изменения в тоне. Поэтому, как и в методе, основанном на использовании режимов наложения, окончательная доводка рисунка делается на отдельном слое.

Марк предпочитает добавлять яркие блики и высветлять отдельные области на слое с режимом наложения «‎Жесткий свет» (Hard Light). Для точечных изменений тона, насыщенности или цвета, он сливает все блоки с картами градиента в один слой (не забудьте предварительно сделать их копию).

Потом Марк выделяет участок, над которым хочет поработать, и редактирует его цветовой баланс (Color Balance вызывается нажатием клавиш «Ctrl»+«B») или тон/насыщенность (Hue/Saturation вызывается нажатием клавиш «Ctrl»+«U»).

Что стоит помнить перед переводом изображения в ч/б

Описанные выше способы рисования часто используются профессиональными художниками, особенно теми, кто работает с концептами. Во время поиска идеи нужно перебирать разные варианты и вносить много правок. Делать это легче, если цвет отделен от тона.

Метод хоть и очень полезный, но не лишен недостатков. Основная проблема возникает при работе с тоном.

Тон — это фундамент вашего рисунка. Без его тщательной проработки у вас не получится должным образом раскрасить черно-белую картинку. Нужно учитывать, какие цвета вы будете использовать, где их потребуется приглушить, а где наоборот — подчеркнуть.

На примере ниже видно, что красный очень выделяется на фоне цвета кожи, несмотря на то, что сам рисунок — однотонный. Это происходит из-за того, что мы взяли более насыщенный цвет. Чтобы красный на щеках смотрелся уместно, нужно сделать этот участок темнее еще на этапе работы с тоном.

Вы вряд ли столкнетесь с этой сложностью, если будете работать сразу в цвете. Но при рисовании от ч/б такие моменты нужно учитывать заранее.

Работа с тоном на арте, чтобы лучше проработать цвета

Узнать ещё больше интересного о дизайне персонажей можно на курсе «Концепт-арт персонажей». На нем вы научитесь работать с идеей, готовить скетчи с учетом всех нюансов и правильно финализировать свой арт.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *