О внешних ссылках и поведенческих факторах. Или почему сайты в коммерческом топе отсортированы по их финансам

внешние ссылки, деньги и поведенческие факторы

Сегодняшний пост будет немного философским, и я попытаюсь ответить на вопросы «думающих» сеошников. А вопрос такой: почему бы поисковым системам не отменить влияние покупных ссылок на коммерческую выдачу? Такой поступок с их стороны было бы очевидным решение проблемы искусственного влияния оптимизаторов на органическую выдачу. Наверное, уже все убедились в том, что поисковики прекрасно понимают, является ли ссылка естественной или покупной. Так почему же все эти миллионы ссылок просто не учитывать в ранжировании сайтов и избавить интернет от грязи?

Для того чтобы понять почему Яндекс и другие поисковые системы все таки учитывают покупные ссылки обратимся к реальной жизни. Представим, что множество фирм предлагают одни и те же услуги. И как же понять какие из них лучше, а какие хуже? Задача стоит в том, чтобы отсортировать эти фирмы некоторому ряду факторов. Этими факторами могут быть масштабы деятельности фирмы, качество оказываемых услуг, цены, масштабы деятельности, возраст фирмы и другие, значащие для потребителя факторы. То есть в реальной жизни на основе этих факторов можно выстроить рейтинг фирм. На верху списка будут крупные фирмы, которые являются лидерами рынка.

А как же построить такой же рейтинг фирм в интернете, а именно отранжировать их. Представим, что у всех этих фирм есть сайты, у кого-то сайт плохой, а у кого то хороший. Критерием плохой и хороший здесь могут выступать различные факторы, которые в итоге сводятся к удобству и удовлетворенности посетителей представленной на сайте информацией. А чтобы поисковым системам понять, какой сайт является «хорошим» для посетителей, а какой «плохим» нужны определенные метрики. Эти метрики называются поведенческими факторами. На основе их поисковые системы могут понять, получил ли посетитель ответ на этом сайте.

В данное время поведенческие факторы играю все большую роль в ранжировании сайтов, так как поисковые системы становятся все умнее и имеют мощности и технологии для анализа поведения пользователей на сайте. Но когда-то было иначе. Поисковые системы не умели анализировать поведение пользователей на сайте, да и не было в этом нужды, так как не было такой конкуренции между сайтами. В те времена определяющими факторами являлись наличие ключевых слов на странице и внешние ссылки. Какой вывод можно сделать на основе последнего абзаца? Вывод такой, что для того, чтобы получить первые места в топе нужно сделать хороший сайт. Сайт, который в полной мере будет отвечать на вопрос посетителя. Что нужно, чтобы создать такой сайт? Много чего, но утрировано все сводиться к деньгам. Если ваша фирма имеет достаточно денег, чтобы создать по-настоящему классный сайт, то места в топе вам обеспечены. Получается, что тем больше вложено денег в сайт, тем выше позиция.

Но как я говорил выше, поисковые системы только «учатся» определять качество сайта по поведению пользователей, и нужна другая более верная метрика для ранжирования коммерческих сайтов. Этой метрикой на сегодняшний день является внешняя ссылочная масса сайта. Тем больше количество качественных внешних ссылок у сайта, тем фирма крупнее и надежнее, так как у нее есть деньги, чтобы купить ссылки на свой сайт. При таком ранжировании сайты выстроятся по количество вложенных денег во внешние ссылки сайта. Мы получим примерно тот же самый рейтинг фирм, что и в реальной жизни. Но лишь в том случае, если у каждой фирмы будет лимит  на покупку ссылок в соответствии с его финансовым состоянием. Это что- то похожее на казино: вы покупаете фишки в соответствии с вашими финансами.

 Но в этой модели ранжирования есть большие дыры. Например, некая молодая фирма может взять крупный кредит и купить много ссылок и выйти в топ по конкурентным запросом при этом, не обеспечивая достаточную финансовую устойчивость фирмы и не вкладывая в качество своих услуг. Фирма тем самым будет надеяться на то, что выйдя в топ она окупит свои расходы на кредит. Выиграют ли посетители от таких маневров этой фирмы? Если качество оказываемых услуг этой фирмы окажется на том же уровне, что и других, находящихся в топе, то посетитель останется довольным. А если нет? Посетитель будет негодовать, почему эта шарашка оказалась в топе. В этом случае виноватой стороной будет поисковая система. И для того, чтобы не было таких скачков она предпринимает следующие меры: учитывает возраст сайта и оттягивает влияние ссылок. Читайте предыдущий пост о возрасте сайта и ее ценности для посетителей.

При преобладании влияния ссылок в модели ранжирования сайтов  не учитываются метрики связанные с удовлетворенностью пользователя сайтом. Но без учета ссылок выдача коммерческих сайтов превратилась бы в хаос, так как на данный момент нет явных альтернативных метрик, которые указывали бы на «качество» фирмы, которая стоит за конкретным сайтом. Вот почему поисковые системы не могут отказаться от влияния покупных ссылок на результаты ранжирования коммерческих сайтов.

В настоящее время мы наблюдаем постепенное снижение влияния покупных ссылок на выдачу наряду с увеличением влияния поведенческих факторов. Это происходит потому, что ссылочное ранжирование явно не указывает на качество сайта, а поведенческие факторы в намного большей степени могут указать на качество сайта. Но! В итоге мы все равно придем к тому, что места в топах будут распределяться «за деньги». Нельзя будет создать по-настоящему качественный сайт не вложив крупные деньги.